Трудовая деятельность, трудовые действия и операции. Технология и психология

В "Краткой философской энциклопедии" труд определяется как "процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление вещи". Труд рассматривается как "стремление стать над вещью", как "способ познания вещи и самого себя".

В "Философском энциклопедическом словаре" труд определяется как " целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей ". Если внимательно посмотреть, то в данном определении (по сути, воспроизводящем представления К. Маркса) просматриваются основные положения созданной много позже теории деятельности А.Н. Леонтьева.

А.Н. Леонтьев связывал с возникновением и развитием коллективного труда появление человеческого сознания. Им была выдвинута гипотеза о том, что главным толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - коллективного труда. При этом сам коллективный труд (по А.Н. Леонтьеву) в психологическом плане характеризуется следующим:

1. Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет отдельные трудовые операции, которые сами по себе, взятые в отдельности, бессмысленны.

2. Именно с возникновением коллективного труда появляется представление о промежуточном результате труда (при этом для отдельного человека этот промежуточный результат выступает как самостоятельная цель); все это позволяет выделить новую единицу - отдельное трудовое действие.

3. В плане психологического отражения данная деятельность сопровождается переживанием смысла действия.

4.Наконец, для координации коллективных действий неизбежно стали развиваться речь и язык.

В.Д. Шадриков выделяет три взаимосвязанных аспекта трудовой деятельности:

- предметно-действенный (как процесс, в котором "человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда");

- физиологический (как "функции человеческого организма");

- психологический (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т.д.). При этом отмечается, что "в психологическом исследовании последний аспект, несомненно, играет ведущую роль".

Е.А. Климовым выделены также основные " эргатические функции ", которые являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности. Напомним, что под эргатической системой понимается взаимодействие субъекта и объекта труда, а в более развернутом виде - это система "человек - машина - среда - социум - культура- природа". Сама эргатическая функция определяется как "любое уменьшение неопределенности связи элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемыми с точки зрения тех целей, ради которых эта система создана, т.е. - это любая трудовая функция (функция эргатической системы).

Выделяя понятие " профессиональные действия ", Ю.К. Стрелков отмечает, что трудовой процесс легче рассматривать, разделив его на части. Один из вариантов " квантования " труда - выделение ситуаций. Ядром понятия " ситуация " является человек, осуществляющий действие в определенном пространстве и времени (Стрелков, 1999. С. 11-54). При этом само действие - это "живое" исполнение, "психологическое настоящее субъекта" (Там же. С. 12).

Главная проблема построения моделей труда определяется тем, что сам образ ситуации должен быть задан не просто как некая данность, а более широко - как "форма настоящего, того, что предстоит субъекту”.

Выделяются основные модели трудового действия:

1) Традиционный деятельностный подход исходит из трехкомпонентной схемы ("триады"): "субъект - деятельность - объект";

2) Ю.К. Стрелков предлагает четырехкомпонентную схему ("тетраду"); "субъект - действие - объект - окружающий мир" (субъект совершает действие среди движущихся, изменяющихся предметов).

Далее есть смысл подробнее рассмотреть каждый из этих компонентов.

1. Субъект деятельности. Сам субъект рассматривается как "носитель" целостного, единого телесного опыта, активности, сознания… "Субъект выступает как высшая интегрирующая инстанция ". Интегрирующая функция обеспечивается рефлексивным планом сознания. По сравнению с бытийным планом (который включен в данную ситуацию), рефлексивный план вне-ситуативен, т.е. выходит за пределы выполняемого действия и наличной ситуации. Именно "благодаря рефлексивному плану сознания происходит формирование специалиста" (Стрелков, 1999. С. 14).

2. Окружающий мир понимается как совокупность движущихся, меняющихся объектов. Эта совокупность предметов окружающего мира, данная субъекту в его восприятии - есть "перцептивный мир". В перцептивном мире субъекту даны его собственные тело, управляемый объект, а также собственное действие, которое он совершает, двигаясь среди предметов… Предметы и события окружающего мира влияют на выполнение действия и составляют "пространство-время действия".

3. Действия. Каждое действие обладает пространственно-временной определенностью и позволяет субъекту удерживать его в сознании как единый целостный акт, как свое "психологическое настоящее" (как "хронотроп" - по В.П.Зинченко). В инженерной психологии речь идет не просто о соответствии действий оператора требованиям технологического процесса, а о "роли субъекта в приспособлении (посредством своего действия) характеристик движения управляемого объекта к особенностям окружающего мира" (Там же. С. 15). Субъект координирует свои действия с событиями в окружающем мире. В действии соединяются исполнительные процессы (движения, речь) с когнитивными и эмоциональными процессами.

Поскольку действия нередко выступают интегрирующим образованием, где соединяются ориентировочные, исполнительные и даже эмоциональные составляющие труда оператора, то есть смысл кратко обозначить основные характеристики действия.

Пространственные характеристики действия. Иногда сравнение намеченного пути и пути, реально проходимого среди предметов, позволяет отделить субъекта (ориентирующегося и планирующего действие) от самого действия. Очень важна роль восприятия (симультанного, одномоментного схватывания) для планирования путей движения и обхода препятствий.

Временные характеристики действия. Важно учесть не только "объективные" характеристики трудового процесса (начало, конец, последовательность движений, циклы и т.п.), но и "телесные ритмы самого субъекта, и процессы в окружающем мире" (Там же. С. 18).

При анализе действий оператора важно найти "точку отсчета", которая соотносилась бы с "настоящим": "Описание должно схватывать пульсацию живого, текущего сейчас действия" (Там же. С. 18).

Энергетические характеристики действия. Учитывается усилие субъекта, масса объектов и ускорение их движения. Учитывается концентрация внимания и утомление оператора на разных этапах выполнения действия. Но при этом возможны и "пустые зоны", например, когда действие как бы "выходит за свои пределы" (реальные усилия очень малы и почти не учитываются). Важно учитывать и социально-психологическое обоснование понятия "действие", т.е. "социальный характер действия необходимо сопоставлять с технологическим процессом" (Там же. С. 19).

Трудовая операция - совокупность трудовых приемов или их комплексов, осуществляемых одним или группой работников, включающая все их действия по выполнению единицы заданной работы над одним или несколькими предметами труда.

Комплекс трудовых операций - их совокупность, осуществляемая для выполнения единицы заданной работы над одним или несколькими предметами труда группой работников, объединенных в первичный трудовой коллектив (например, бригаду).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: