Раздел 4. Социология труда

Тема 4.1. Социология организации.

Социология организации. Элементы организации, цели, участники, внешнее окружение организации. Социальные свойства организации.

Социальные основы трудовой деятельности. Трудовой коллектив: понятие, виды, функции. Трудовое поведение как вид социального поведения. Понятие и структура. Классификация видов трудового поведения и их характеристика.

Социальная политика в организации: ее функции, направления.

Тема 4.2. Социологическое исследование в организации

Социологическое исследование как основной источник информации о социальных процессах в организации. Виды социологических исследований.

Методы сбора социологической информации. Анализ документов. Наблюдение. Опрос. Эксперимент.

Анализ эмпирических данных, полученных в результате исследования. Основные этапы работы.

Тема 4.3. Аудит в социально-трудовой сфере

Аудит в социально-трудовой сфере: понятие, цель и задачи, объекты, субъекты. Организационно-технологический, социально-психологический и экономический аспекты аудита.

Этапы проведения аудита: подготовительный, сбор информации, анализ и обработка информации, оценка эффективности. Характеристика работы на данных этапах.

Раздел 5. Труд и личность

Тема 5.1. Труд и личность

Труд как индивидуальная жизненная ценность и потребность. Проблемы отчуждения труда. Содержательность и привлекательность труда, удовлетворенность трудом. Адаптация в трудовой организации.

Лидерство в трудовых организациях: особенности лидерства в трудовых организациях, соотношение лидерства и руководства, различие социальных позиций лидера и руководителя, типологии лидерства.

Тема 5.3. Трудовая деятельность как социальный институт

Виды социального регулирования взаимодействий и отношений в сфере труда, виды социальных институтов в сфере труда, основные элементы социальных институтов.

Социальный контроль в сфере труда и составные элементы его механизма, формальные и неформальные нормы, санкции в системе социального контроля труда, социальные параметры организации.

Планы практических (семинарских) занятий


Порядковые номера разделов и тем дисциплины согласно тематическому плану 080400 Управление персоналом профиль Управление персоналом организации, Экономика труда
Количество практических (семинарских) занятий Содержание вопросов, рассматриваемых на практических (семинарских) занятиях Используемые интерактивные формы обучения
Всего по формам и срокам обучения из них количество занятий с применением интерактивных форм
очная заочная очная заочная
4 года 3,5 года 4 года 5 лет 4 года 3,5 года 4 года 5 лет
Раздел 1. Предмет и объект курса экономики и социологии труда                    
Тема 1.1. Содержание, задачи и структура курса   - 0,5 0,5 - - - - 1. В чем заключается общность и различие «Экономики труда» и «Социологии труда»? 2. Кто является родоначальником науки о труде? 3. Что является предметом экономики и социологии труда? 4. Объекты и задачи экономики и социологии труда? 5. Назовите наиболее тесные взаимосвязи курса «Экономика и социология труда» с другими учебными дисциплинами? Не предусмотрены
Тема 1.2. Труд как социально-экономическая категория   0,5 0,5 0,5 - - - - 1. Основные понятия о труде. 2. Что понимается под «трудом», «работой», «процессом труда», «трудоемкостью»? 3. Из каких элементов состоит процесс труда? 4. Что означает содержание и характер труда. 5. Основные виды труда. Их характеристика. 6. Свойства труда. 7. Функции труда. Их характеристика. Не предусмотрены
Итого по разделу:   0,5     - - - -    
Раздел 2. Управление трудовым потенциалом общества, организации и человека                    
Тема 2.1. Трудовой потенциал общества, организации, человека   0,5 0,5 0,5   0,5 0,5 0,5 1. Понятие трудового потенциалом работника и коллектива предприятия. 2. В чем отличие трудового потенциала от таких понятий как рабочая сила, потенциал человека, производственный потенциал. 3. От чего зависит величина трудового потенциала работника и как ее можно охарактеризовать. 4. Структура персонала предприятия (организации). 5. Система показателей, характеризующих численность персонала предприятия. · деловая игра; · анализ ситуаций профессиональной деятельности; ·
Тема 2.2. Качество трудовой жизни   0,5 0,5 -   0,5 0,5 0,5 1. Понятие и показатели уровня жизни. 2. Концепции уровня жизни. 3. Сущность концепции качества трудовой жизни. 4. Компоненты и показатели, используемые для оценки уровня жизни в организации. 5. От каких факторов зависит уровень жизни работников в организации? 6. Ваша оценка состояния уровня жизни в России. Приведите аргументы. · беседа; · дискуссия; · мозговой штурм;
Тема 2.3. Социально-трудовые отношения   0,5 - -   0,5 - - 1. Понятие и сущность социально-трудовых отношений. 2. Уровни социально- трудовых отношений. 3. Субъекты социально-трудовых отношений. 4. Типы социально-трудовых отношений. 5. Ваша оценка уровня развития социально-трудовых отношений в России. · организационно-деятельностная игра; · кейс-метод; · дискуссия;
Итого по разделу:   1,5   0,5   1,5        
Раздел 3. Понятие, анализ и оценка трудовых показателей                    
Тема 3.1. Экономическая сущность организации труда и основные ее элементы   0,5 0,5 0,5   0,5 0,5 0,5 1. Раскройте понятие организации труда через ее элементы. 2. Задачи организации труда и в чем их суть? 3. Функции организации труда. 4. Взаимосвязь организации труда с организацией производства и управлением. 5. Взаимосвязь организации труда с нормированием труда. · ролевая игра; · организационно-деятельностная игра; · дискуссия; · мозговой штурм; · анализ ситуаций профессиональной деятельности; · кейс-метод;
Тема 3.2. Оценка эффективности и производительности труда     - 0,5   0,5 0,5 0,5 1. Назначение анализа трудовых показателей. 2. Виды анализа трудовых показателей. 3. Сущность анализа: а) численности работников; б) производительности труда; в) фонда заработной платы. 4. Какова структура баланса рабочего времени одного рабочего. 5. Основные методы планирования численности работников. 6. Какие методы планирования численности наиболее целесообразны для: а) основных рабочих; б) вспомогательных рабочих; в) служащих. 7. Сущность методов укрупненного планирования производительности труда. 8. Преимущества и отличительные особенности пофакторного метода планирования производительности труда. 9. Основные методы планирования средств на оплату труда. 10. Ваши аргументы, какой метод наиболее целесообразен: а) для предприятия; б) основного цеха; в) вспомогательного цеха? · анализ ситуаций профессиональной деятельности; · кейс-метод; · беседа; · дискуссия; · мозговой штурм;
Тема 3.3. Анализ и планирование трудовых показателей     - 0,5   0,5 0,5 0,5 1. Основные термины по производительности труда. 2. Охарактеризуйте основные понятия по производительности труда. 3. Что следует понимать под эффективностью труда. 4. Показатели, характеризующие эффективность труда. Место производительности труда в оценке его эффективности. 5. Методы измерения производительности труда. 6. Достоинства и недостатки отдельных методов измерения производительности труда. 7. Какие измерители трудовых затрат используются при определении производительности труда. · деловая игра; · анализ ситуаций профессиональной деятельности; · кейс-метод; · дискуссия; · мозговой штурм;
Итого по разделу:   2,5 0,5 1,5   1,5 1,5 1,5    
Раздел 4. Социология труда                    
Тема 4.1. Социология организации   0,5 0,5 0,5   - - - 1. Чем отличается естественное объединение людей от искусственной организации. 2. Виды социальных структур в организации. 3. Как вы считаете, могут ли социальные организации работать без конфликтов? 4. Какие последствия могут быть в случае формирования сплоченного коллектива? · деловая игра; · ролевая игра; · организационно-деятельностная игра; · беседа;
Тема 4.2. Социологическое исследование в организации   0,5 0,5 0,5   0,5 0,5 0,5 1. Можно ли сказать, что социологическое исследование и программа социологического исследования – это одно и то же? 2. Что в первую очередь определяет социолог: проблему или гипотезу? 3. Виды социологических исследований. 4. Программа социологического исследования. 5. Методы сбора информации. Их распространенность и трудоемкость. · дискуссия; · мозговой штурм; · брифинг; · анализ ситуаций профессиональной деятельности; · кейс-метод;
Тема 4.3. Аудит в социально-трудовой сфере   0,5 0,5 0,5   0,5 - - 1. Почему определение аудита, заложенное в Законе РФ «Об аудиторской деятельности», не подходит для социально-трудовой сферы? 2. Какая эффективность, прежде всего, оценивается в ходе аудита? 3. Основные различия внешнего и внутреннего аудита. 4. Основным направлениям проведения аудита социально-трудовой сферы в России и за рубежом. 5. Содержание организационно-технологического, социально-психологического и экономического аспектов аудита. 6. Содержание каждого из этапов аудита. · деловая игра; · ролевая игра; · организационно-деятельностная игра; · кейс-метод;
Итого по разделу:   1,5 1,5 1,5     0,5 0,5    
Раздел 5. Труд и личность                    
Тема 5.1. Труд и личность   0,5 0,5 0,5   - - - 1. Проблемы отчуждения труда. 2. Содержательность и привлекательность труда, удовлетворенность трудом. Адаптация в трудовой организации. 3. Особенности лидерства в трудовых организациях. 4. Различие социальных позиций лидера и руководителя. 5. Типологии лидерства. · организационно-деятельностная игра; · беседа; · дискуссия; · мозговой штурм; · анализ ситуаций профессиональной деятельности; · кейс-метод;
Тема 5.2. Трудовая мобильность   0,5 0,5 0,5   - - - 1. Теории социальной мобильности. 2. Особенности, виды и факторы трудовой мобильности. 3. Мобильность в трудовых организациях. · дискуссия; · анализ ситуаций профессиональной деятельности; · кейс-метод;
Тема 5.3. Трудовая деятельность как социальный институт - 0,5 0,5 0,5   - - - Не предусмотрены · беседа; · дискуссия; · кейс-метод; Применяются в процессе лекционного занятия
Итого по разделу:       1,5   - - -    
Итого по дисциплине:                    

РАЗДЕЛ 3. Система оценки качества
освоения студентами дисциплины

3.1. Оценка качества освоения студентами дисциплины включает:

3.1.1. Текущий контроль.

В течение семестра проводится:

- проведение самостоятельного социологического исследования социально-экономических процессов в сфере труда;

- семинарские занятия с целью обсуждения политики и практики экономики и управления социально-трудовыми отношениями,

- практические занятия по решению бизнес-кейсов и кейс-стади, связанных с формированием навыков исследования трудовых показателей и принятия управленческих решений по их улучшению;

- тестовый входной, промежуточный и выходной межсессионный контроль учебной работы и оценки знаний студентов,

Результаты выполнения этих работ являются основанием для выставления оценок итогового контроля. Выполнение всех работ является обязательным для всех студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.

3.1.2. Промежуточная аттестация по дисциплине «Экономика и социология труда» включает выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения) и курсовой работы (для студентов очной формы обучения) по проблемным социально-экономическим вопросам в сфере труда и занятости с последующей публичной защитой или презентацией на научной студенческой конференции.

Варианты контрольных работ (для студентов заочной формы обучения), тематика курсовых работ и организационно-методические рекомендации по их выполнению представлены в методических указаниях по выполнению контрольной работы и самостоятельной работе студентов.

Итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен: экзамен. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому (выписке из зачетной книжки).

3.1.3.Программа итоговой государственной аттестации основывается на содержании дисциплин ООП, формирующих профессиональную подготовку менеджера по направлению «Управление персоналом»

Вопросы по дисциплине «Экономика и социология труда» для ИГА отражают основные разделы курса и отвечают требованиям, как современной социально-экономической ситуации, так и требованиям ООП.

1. Труд как социально-экономическая категория и как социально-экономический процесс. Основные понятия: «труд», «работа», «рабочая сила», «занятость», их соотношение. Простые моменты процесса труда и их характеристика. Свойства труда. Виды труда: их классификация по различным признакам. Характеристика отдельных видов труда.

2. Социально-трудовые отношения и их регулирование. Понятие и субъект, предмет и уровни социально-трудовых отношений. Типы социально-трудовых отношений: солидарность, патернализм, субсидиарность, партнерство, конфликт, дискриминация, конкуренция. Их характеристика. Регулирование социально-трудовых отношений. Уровни регулирования.

3. Учет численности работников. Учет кадров. Явочная, списочная и среднесписочная численность кадров. Коэффициенты оборота, абсентеизма и текучести кадров.

4. Планирование рабочего времени. Бюджет рабочего времени как основной инструмент его планирования. Особенности планирования отдельных видов неявок.

5. Планирование численности персонала. Укрупненное планирование численности персонала. Методы планирования численности рабочих, их характеристика. Планирование численности служащих.

6. Производительность труда: основные понятие. Производительность общественного и индивидуального труда. Показатели трудовых результатов при измерении производительности труда. Показатели затрат труда при измерении производительности труда.

7. Методы измерения производительности труда. Натуральный, стоимостной, трудовой методы измерения производительности труда: их достоинства, недостатки, сфера применения.

8. Социологическое исследование в сфере труда. Социологическое исследование как основной источник информации о социальных процессах в организации. Виды социологических исследований. Этапы социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Анализ документов. Наблюдение. Опрос. Эксперимент.

9. Факторы и резервы роста производительности труда. Понятие, их классификация и характеристика.

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену:

1. Содержание, задачи и структура курса "Экономика и социология труда".

2. Основные понятия: «труд», «работа», «рабочая сила», «занятость». Соотношение понятий.

3. Свойства труда и их характеристика

4. Функции труда и их характеристика

5. Виды труда и их характеристика

6. Труд как социально-экономическая категория

7. Трудовой потенциал: понятие, структура (компоненты).

8. Трудовой потенциал общества, организации, человека: показатели, принципы формирования.

9. Состав кадров в организации. Характеристика отдельных групп персонала и категорий персонала, входящих в отдельные группы.

10. Качество трудовой жизни.

11. Концепция качества трудовой жизни: тео­ретические подходы, составные элементы, определяющие факторы.

12. Показатели, характеризующие качество трудовой жизни в организации.

13. Сущность и содержание социально-трудовых отношений.

14. Типы социально-трудовых отношений.

15. Подходы к определению организации труда: «организация труда в обществе» и «организация труда на предприятии», «научная организация труда» и др. Задачи и значение организации труда.

16. Основные элементы организации труда на предприятии.

17. Понятие, значение и задачи анализа трудовых показателей.

18. Система показателей.

19. Методы анализа.

20. Планирование трудовых показателей.

21. Планирование численности персонала.

22. Планирование роста производительности труда.

23. Планирование фонда оплаты труда.

24. Понятие и показатели производительности труда.

25. Производительность общественного и индивидуального труда.

26. Методы измерения производительности труда

27. Понятие и показатели эффективности труда.

28. Место производительности труда в системе показателей эффективности производства (деятельности).

29. Социология организации. Элементы организации, цели, участники, внешнее окружение организации.

30. Социальные свойства организации.

31. Социальные основы трудовой деятельности.

32. Трудовой коллектив: понятие, виды, функции.

33. Трудовое поведение как вид социального поведения.

34. Понятие и структура трудового поведения.

35. Классификация видов трудового поведения и их характеристика.

36. Социальная политика в организации: ее функции, направления.

37. Социологическое исследование как основной источник информации о социальных процессах в организации.

38. Виды социологических исследований.

39. Методы сбора социологической информации.

40. Аудит в социально-трудовой сфере: понятие, цель и задачи, объекты, субъекты.

41. Организационно-технологический, социально-психологический и экономический аспекты аудита.

42. Этапы проведения аудита: подготовительный, сбор информации, анализ и обработка информации, оценка эффективности.

43. Социальные процессы в сфере труда и их характеристика.

44. Проблемы отчуждения труда. Содержательность и привлекательность труда, удовлетворенность трудом.

45. Адаптация в трудовой организации.

46. Особенности лидерства в трудовых организациях, соотношение лидерства и руководства.

47. Различие социальных позиций лидера и руководителя, типологии лидерства.

48. Теории социальной мобильности,

49. Особенности, виды и факторы трудовой мобильности, мобильность в трудовых организациях.

50. Виды социального регулирования взаимодействий и отношений в сфере труда,

51. Виды социальных институтов в сфере труда, основные элементы социальных институтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow