Половое воспитание

Основной среди причин, препятствующих свободному распространению знаний о половой жизни человека, можно считать религиозное и этическое лицемерие[196]. В результате к вопросам половой жизни обычно относятся либо с фальшивой сентиментальностью, либо вульгарно. Но такое стыдливое утаивание уж никак не ведёт к чистоте половых сношений. Напротив, знания, считающиеся запретными и поэтому получаемые чаще всего в искажённом виде, оказывают более болезненное и сильное влияние, чем они оказали бы, если бы половое воспитание было доступно всем, кто в нём больше всего нуждается. Что касается полового воспитания, то понятия старомодной невинности, ложной скромности и всяческих уловок должны быть из него исключены при первой же возможности, а предмет половых сношений нужно рассматривать более откровенно и правдиво.

Существует только два способа решения этой проблемы: либо (1) предоставить молодых своей судьбе и позволить им получать сведения из вульгарных и нечистоплотных источников, либо (2) предоставить эти сведения самим таким образом, чтобы они совпадали со здравыми мыслями и действиями. Ясно одно — ив этом сходятся мнения всех людей, проповедующих гигиеничный образ жизни, — половое воспитание необходимо для здоровой жизни. Подчёркивая важность половой гигиены, Розено отмечает: «Каждый мальчик и каждая девочка до достижения возраста полового созревания должны получить знания о половой жизни, а каждый мужчина и каждая женщина до достижения возраста вступления в брак должны быть проинформированы на предмет воспроизведения и венерических заболеваний. Поверхностные сведения — это не есть настоящее образование»[197]. Сведения о половой гигиене могут быть получены из трёх основных источников: (а) в школе, (б) дома, (в) из литературы.

(а) В школе. Бутру говорит так: «Образование в его настоящем и полном значении — это не приобретение каких-либо умений или знаний, но скорее взращивание человека и всех его физических, интеллектуальных и моральных способностей»[198]. Эта цель образования (и воспитания) не может быть достигнута, если игнорировать само существование и влияние такого мощного инстинкта и такой доминирующей сферы человеческой жизни, как половая. Воистину прискорбно, что и девочки и мальчики в наших школах учатся быть скрытными и расценивать свои половые особенности как нечто тайное, чего надо стыдиться. И, несомненно, самый большой недостаток современной системы образования заключается в том, что мы всегда воспитываем мальчиков и девочек так, как будто они существа бесполые, в то время как человеческая природа заявляет, что они таковыми не являются.

Кто же должен давать детям знания о половой жизни? Поскольку успех обучения в большой мере зависит от компетентности и уверенности преподавателя, то необходимо, чтобы человек, сообщающий такую информацию, был незаурядной личностью с глубоким знанием предмета и пользовался полным доверием у своих учеников.

В каком возрасте следует начинать половое воспитание детей? Естественно, всё зависит от того, мальчик это или девочка, кроме того, такие знания нужно преподносить поэтапно, в соответствии с потребностями самого ребёнка. Практически нельзя с достаточной точностью установить возраст, в котором лучше всего начинать половое воспитание, поскольку это полностью зависит от пробуждения полового сознания ребёнка, а у каждого человека этот возраст свой[199].

Каким должно быть само изучение этого предмета? С одной стороны, оно должно быть скорее индивидуальным, чем коллективным. С другой стороны, нельзя вывести общий принцип, касающийся деталей и манеры изложения этого предмета. Всё зависит от индивидуальных потребностей и условий. Однако следующие предложения могут оказаться полезными в качестве базиса для дальнейших модификаций:

У детей дошкольного возраста, от четырёх до семи лет, проявляется очень активный интерес к тому, как и почему рождается ребёнок и т. п., и желательно отвечать на их вопросы как можно откровеннее и в таком объёме, чтобы удовлетворить их любопытство. На этом этапе не следует давать никакой специфической информации о половых сношениях.

Однако ребёнок, достигающий возраста полового созревания, должен быть точно информирован о неестественных привычках, это необходимо сочетать с изучением физиологии, биологии и гигиены. При этом следует подчёркивать важность нравственной силы и чистоты — это особенно касается половой гигиены, — а не опасности слабостей и пороков. Юных учеников в возрасте от восьми до четырнадцати лет стоит серьёзно предупредить, что им не следует играть со своими наружными половыми органами, и напомнить им о последствиях, которые могут замедлить его или её интеллектуальное и физическое развитие и перечеркнуть яркое и многообещающее будущее.

Приблизительно в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет мальчики, как и девочки, должны быть достаточно хорошо ознакомлены и с физиологическими функциями половых органов и их основным предназначением[200]. Их также необходимо просветить и предупредить о венерических заболеваниях, подчеркнув их отрицательное воздействие на будущего партнёра и детей. При изложении такого материала юному поколению нужна действительно большая осторожность. Никогда не следует без веских причин говорить то, что может вызвать нездоровое любопытство детей, так как это принесёт больше вреда, чем пользы.

Если осознать, какой большой процент студентов и даже учеников старших классов страдает венерическими заболеваниями, становится ясно, что необходимо принимать какие-то профилактические меры — помимо самого полового воспитания, — чтобы вылечить тех, кто болен, и спасти тех, кто может стать жертвой этой современной эпидемии. Что касается профилактики венерических заболеваний, то нужно помнить, что такие болезни нелегко вылечить, и поэтому ученикам (студентам) следует рекомендовать не прекращать продолжительного и активного медицинского лечения даже после кажущегося выздоровления.

(б) Дома. Половое воспитание не следует возлагать только на школу, так как именно семья может предложить гораздо более полное и действенное воспитание. Наиболее эффективной профилактикой всякого рода половых извращений является развитие сильного характера, а этого вряд ли можно добиться где-либо лучше, чем в семье.

Именно мать должна сообщить дочери о возможных нарушениях и опасностях половых сношений и ежедневно следить за выполнением своих указаний и строгим соблюдением всех гигиенических мероприятий, предотвращающих возникновение этих проблем. Мальчиков подобным образом должны воспитывать отцы, которым в интересах своих собственных детей следует ежедневно следить за их нравственным, умственным и физическим ростом. Кроме чистоты наружных половых органов и нравственного образа жизни следует также пропагандировать общегигиенические мероприятия, так как половое здоровье в основном конституциональное, оно быстро реагирует на изменение общего физического самочувствия человека.

(в) Из литературы. Важную роль в половом воспитании могут играть периодические издания, брошюры, лекции и т. п., то есть литература о половой жизни человека, которую бесплатно распространяют в оздоровительных центрах и клиниках. Не только юноши и девушки нежного возраста невежественны в вопросах половой гигиены, но даже взрослые и семейные люди часто мало что знают о правильном уходе за половыми органами и об их функциях. Конечно, личные беседы — лучшее средство полового воспитания, но при отсутствии такой возможности литература — второй лучший источник достоверной информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: