Влияние кризиса на сектор торговли

Торговля менее других отраслей подвержена влиянию кризиса, поскольку она обеспечивает потребности населения в предметах первой необходимости. Смещение фокуса в потребительских предпочтениях в сторону более дешёвых товаров привело к изменению ассортимента в магазинах, увеличению количества рекламных акций и других способов дополнительного стимулирования покупательской активности. В конечном итоге это привело к увеличению доходов от продаж товаров низкой ценовой категории, что в некоторой степени позволяет компенсировать убытки от сокращения потребления товаров верхнего ценового сегмента.

По итогам первого полугодия 2009 года, оборот сектора торговли сократился на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г, в то время как электроэнергетика сократилась на 6%, строительство на – 19%, а оборот обрабатывающих производств – на 21%.

Сокращение оборота сектора напрямую влияет на занятость, поэтому сокращение штатной численности в отрасли торговли в период с января по май 2009 г. Составило только 6,4%. В то время как в деревообработке этот показатель достиг 18,1%, в текстильной промышленности – 16,7%, а в машиностроении – 16%.

Некоторые предприятия в качестве меры оптимизации затрат переводили сотрудников на неполный рабочий день или предлагали взять отпуск за свой счёт. В июне 2009 года численность таких сотрудников составила 24% в обрабатывающих производствах, 14% - в строительстве, 12% - в секторе транспорта и связи, а в торговле в режиме неполного рабочего времени (включая вынужденные отпуска) работали только 5% штатной численности сотрудников.

Основным негативным последствием экономического кризиса для российского сектора торговли, способным существенно замедлить достижение приоритетных целей государства, стало не сокращение спроса и не снижение занятости, а сокращение инвестиций и снижение темпов развития отрасли. Так, если в 1 полугодии 2008 года иностранные инвестиции в сектор торговли составили 13 478 млн. долларов США, то в 1 полугодии 2009 года всего 7 995 млн. долларов США, что на 41% меньше. Результатом этого стало значительное сокращение строительства новых торговых объектов и замедление ввода в эксплуатацию уже строящихся (из планировавшихся к введению в эксплуатацию в 2008 году 9 млн. кв. м площадей торговых центров, было введено только 20%, что совершенно недостаточно, учитывая значительное отставание РФ по обеспеченности торговыми площадями современных форматов от развитых стран).

Сокращение инвестиций и темпов строительства объектов торговой инфраструктуры обусловит: замедление роста обеспеченности РФ современными торговыми площадями, замедление роста географической доступности товаров для населения, снижение остроты конкуренции в отрасли, замедление роста эффективности торговых компаний, замедление роста качества обслуживания в торговле, увеличение рисков завышения цен в регионах с недостаточной обеспеченностью торговыми площадями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: