Вступление:
Обратимся к одному необычному виду знаков. Содержание их особенное: оно меняется в зависимости от конкретной ситуации общения, а именно от того, кто, где или когда употребляет данный знак. Эти знаки мы назовем переменными в отличие от всех прочих постоянных знаков. Чтобы познакомиться с ними, поиграем в одну игру:
Цель игры: изучить процесс выработки и принятия индивидуального решения в ходе общения и группового участия.
Время проведения игры: 0,5 часа.
Порядок проведения игры:
1 задание: знакомство всех участников, кроме основного, с условиями игры:
Называется эта игра МПС (а можно было бы назвать ее и МЛС, и вы сейчас поймете почему). В нее обычно играют несколько человек, знающих, что такое МПС, и один новичок, этого не знающий. Все рассаживаются по кругу, и игра начинается.
2 задание: принятие индивидуального решения:
Новому участнику сообщается, что МПС - это сокращение, состоящее из первых букв трех русских слов, которые обозначают человека. Его задача - отгадать эти три слова. Чтобы выполнить свою задачу, он должен задавать по очереди вопросы разным ведущим. Разрешается задавать любые вопросы про МПС, кроме вопросов, касающихся самих слов (типа «Что такое С?», «Сколько букв в первом слове?» или «Третье слово - это существительное?» и т. д.) и прямых вопросов вроде «Что такое МПС?». Один и тот же вопрос можно задавать одному или сразу нескольким ведущим. Ответы на вопросы бывают на удивление разные, но при этом они всегда честные. Таково условие игры.
|
|
Продолжение игры.
3 задание: обсуждение игры с точки зрения семиотического подхода.
Обратимся к одному необычному виду знаков. Содержание их особенное: оно меняется в зависимости от конкретной ситуации общения, а именно от того, кто, где или когда употребляет данный знак. Эти знаки мы назовем переменными в отличие от всех прочих постоянных знаков. Чтобы познакомиться с ними, поиграем в одну игру:
Форма текущего контроля - анализ научного текста
Прочитайте отрывок из книги польского исследователя В. Дорошевского «Элементы лексикологии и семиотики» (Дорошевский, В. Элементы лексикологии и семиотики / В. Дорошевский / Авт. Перевод с польск. В.Ф. Конновой. – М.: Прогресс, 1973. – 287 с.). Проанализируйте материал и ответьте на следующие вопросы:
- Какими общими признаками обладает слово «знак»? Приведите примеры.
- Что понимается автором под «естественным знаком»? Приведите примеры.
- Что обозначает термин «знак» в семантическом содержании?
Начнем с употребления слова znak в разговорном языке в соответствии с нашей постоянной тенденцией к тому, чтобы сократить до минимума «зияние» между повседневным мышлением и научным мышлением, между словами в их обычном употреблении и их функциями как научных терминов. Вот некоторые примеры ситуаций, в которых употребляется слово знак.
|
|
Видя поднимающийся в воздухе дым, мы можем подумать, что где-то горит огонь, и тогда дым будет для нас знаком огня. Слыша голос за стеной, мы делаем вывод, что в соседней комнате кто-то ость, услышанный голос становится для нас знаком чьего-то присутствия в той комнате.
Видя утром мокрую поверхность мостовой и тротуаров - это знак, что ночью шел дождь. Если бы я увидел мокрую мостовую и знал бы, что дождя не было, и никто ее не поливал, я бы сказал: не понимаю, что это значит, т. е. не могу интерпретировать то, что вижу, как знак, сигнализирующий мне о том, что происходило.
Если я вижу деревья без листьев (не в результате пожара), я понимаю это как знак, что сейчас не лето, а какое-то другое время года (ранняя весна, поздняя осень).
Зарево на небе для меня знак, что где-то пожар.
Если, входя в какое-то помещение, я чувствую, что пахнет поленым, то этот запах является для меня знаком, что что-то пригорело.
Все приведенные примеры, содержащие слово знак, относятся к ситуациям, обладающим следующими общими признаками:
1. Что-то кем-то воспринимается.
2. На основе восприятия кем-то делается определенный вывод.
3. Этот вывод заключается в констатации, что существует нечто иное, чем непосредственно воспринимаемый предмет или явление. Этот факт может быть выделен из действительности различным образом: как явление - огонь, сигнализируемый дымом, дождь, сигнализируемый мокрой мостовой; как объект - лицо, сигнализируемое голосом; как нечто неопределенное - что-то, вызывающее запах гари; как время года, о котором свидетельствует отсутствие листьев на деревьях. В самых общих словах, каждую субстанцию (т. е. то, что существует, лат. ens), выделенную, констатированную одним из этих способов, можно определить как предмет мысли. Мысль всегда является чьей-то мыслью, поэтому единство предмета мысли в понятийной реакции на знак есть одинаковость свойственных разным личностям способов реакции на один и тот же знак. Внутри одной и той же среды в реакциях на знак могут наблюдаться некоторые различия: в реакцию пожарного на вид огня будет входить готовность спешить на пожар, на периферии предмета мысли «огонь» выступят, следовательно, моменты, не входящие в состав реакции на вид огня у других членов и групп той же языковой среды. Следует сознавать это, чтобы избежать превращения «предмета мысли» в неподвижный понятийный гипо- стазис.
4. Все перечисленные ситуации объединяет, наконец, то, что функция знака, свойственная воспринимаемым предметам, является их функцией, не зависящей от чьих-либо намерений. Функция обозначения огня через дым - не что иное, как отношение дыма к огню в интерпретации того, кто видит дым. Естественная материальная связь дыма с огнем есть нечто иное, чем функция сигнализации огня дымом. В предложении «Дым является знаком огня» или «Дым означает, сигнализирует огонь» действие, приписываемое подлежащему, не вытекает из его собственного импульса, не является его спонтанным действием. В предложении «Дым закрыл горизонт» сказуемое также не обозначает спонтанного действия подлежащего, так как это предложение означает: «дым, поднимающийся в воздухе, является причиной того, что люди видят суженный горизонт, поле зрения у них ограничено».
В Словаре Лаланда в словарной статье signes naturels «естественные знаки» мы читаем: «сеих dont le rapport a la chose signifiee ne resulte que des lois de la nature: p. ex. la fumee, signe du feu» («те, отношение которых к обозначаемой вещи есть не что иное, как результат действия законов природы: например, дым - знак огня»). Эта формулировка неточна: обозначение огня через дым можно было бы понимать как результат действия законов природы лишь в том случае, если бы мы включили в сферу действия законов природы мысленные реакции людей на явления природы, чего, конечно, Лаланд не имел в виду. Результатом действия законов природы является появление дыма из огня, но сообщение о том, что поблизости горит огонь, не является детерминированной действием законов природы функцией природного явления, называемого дымом. Передачи информации не происходит, если нет воспринимающего информацию, если нет никого, воспринимающего дым и утверждающего: этот дым информирует меня о том (или, точнее, я знаю), что где есть огонь, там образуется дым, поэтому, видя дым, я делаю вывод, что имеет место один из таких случаев, или же я узнаю о том, что поблизости есть источник дыма - огонь.
|
|
Можно сформулировать следующую дефиницию естественного знака: естественным знаком мы называем любой предмет восприятия (объект перцепции), который может стать для нас исходным пунктом вывода о существовании определенного предмета, находящегося в причинной связи с данным предметом восприятия. Мысль о причинной связи является моей интерпретацией того, что я вижу: я интерпретирую дым как результат горящего огня, голос за стеной - как результат того, что за стеной кто-то есть, мокрую мостовую - как следствие дождя и т. д. Заключение этого типа может быть направлено как в прошлое, так и в будущее. Когда я вижу тучу, я могу подумать о том, что она может быть причиной дождя, который пойдет из нее. Любые объекты перцепции могут становиться предметами интерпретации, и если мы делаем какие-то выводы из восприятия предметов, то тем самым мы рассматриваем эти объекты как знаки, информирующие нас о чем-то. Отличительная черта предметов, которые мы можем определить как естественные знаки, - это, как мы уже упоминали, то, что они не являются выражениями чьего-то желания информировать нас о чем-то; этим естественные знаки отличаются от языковых. Направление интерпретационных ассоциаций, оживающих в мозгу того, кто воспринимает определенный предмет, не детерминируется однозначно этим предметом. Глядя на облака, можно реагировать эстетическим впечатлением на их окраску, форму, можно изучать их структуру, не думая при этом о дожде как их следствии. Отношения, которые я могу видеть в каждый момент между элементами действительности, на которые направлено мое внимание, могут иметь неограниченное множество направлений. На многообразие связей элементов действительности наша мысль неизбежно должна реагировать избирательно, в своем познавательном усилии она должна выполнять требование постепенности анализа … и искать главные точки опоры, чтобы удержаться на вертикали равновесия и двигаться вперед в своем стремлении познавать мир. Мобилизовать мысль в познавательном направлении - это значит активизировать свое отношение к действительности, раздражители восприятия преобразовывать в знаки осознанных нами отношений между явлениями. Однако при этом мы ни в коем случае не должны делать вывод, будто реальность знаков является психической реальностью, будто языковой знак соединяет не «название и вещь, а понятие и акустический образ» (un concept et une image acoustique), как это формулировал Соссюр. Точно так же, по сути дела, подходит к проблеме Лаланд, который в своем словаре так определяет слово signe «знак»: «Perception actuelle justifiant, d'une maniere plus ou moins sftre, une assertion relative a quelque autre chose (et non pas seulement susceptible d'evoquer une representation par le jeu du souvenir ou Г association des i dees)» - «Происходящее в определенный момент восприятие, составляющее более или менее убедительное обоснование утверждения, относящегося к какой-то другой вещи (а не только «способное вызвать некоторое представление под действием памяти или мысленной ассоциации)»…
|
|
В семантическом содержании термина знак заключены элементы потенциальности. Знаком может стать произвольный объект перцепции с момента, когда в сознании воспринимающего он будет поставлен в определенные отношения, когда он будет включен в сеть определенных ассоциаций. Отношение восприятия раздражителя к его интерпретации - это фрагмент общей проблемы знака, лингвистический аспект которой - лишь один из ее аспектов. Поэтому семантика является частью семиотики, общей науки о знаках, и находится в тесной связи с кибернетикой как наукой об управлении, в частности мышлением и действиями живых существ.
Форма текущего контроля – тестирование
Примечание:
- Тесты представлены для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося.
- Выполните тестовые задания по пройденному материалу (в каждом задании выберите один правильный ответ).