Упражнение 7

Прокомментируйте сложившуюся ситуацию с точки зрения семиотики:

В нашей жизни запреты на употребление языка встреча­ются не только в игре. На уроке, особенно во время конт­рольной, учитель может строго попросить не разговаривать и не писать записок. Однако ученики умеют общаться, не при­бегая к естественному языку. Иногда даже придумывается особый код для изображения цифр, арифметических знаков, знаков препинания и пр.

Корней Чуковский в книге «Серебряный герб» рассказал о том, как ученики договорились во время диктанта привязать к ноге одну веревку. Герой книги, самый грамотный из них, должен был дергать ногой: «Дерну раз - запятая. Два - воскли­цательный. Три - вопросительный. Четыре - двоеточие», — и так передавать остальным, какой знак когда писать.

Начался диктант, и вот, что случилось далее (по словам самого героя):

«Пришлось поработать моей правой ноге! Все время, пока длилась диктовка, я дергал, и дергал, и дергал ногою так, что у меня даже в глазах потемнело.

Диктовка была такая (я запомнил ее от слова до слова):

В тот день (дерг!) когда доблестный Игорь (дерг!) веду­щий войска из лесов и болот (дерг!) увидел (дерг!) что в поле (дерг!) где стояли враги (дерг!) поднялось зловещее облако пыли (дерг!) он сказал (дерг! дерг! дерг! дерг!) Как сладко уме­реть за отчизну (дерг! дерг!)

Наши парты дрожали, как в судороге. Я без устали переда­вал свои сигналы Зуеву, Тимоше и Муне. Тимоша передавал их Бугаю, Муня — Козельскому и братьям Бабенчиковым».

Задание: Используя договоренность учеников, расставьте знаки в диктанте.

Несмотря на то, что задача эта очень легкая, все одно­классники героя написали диктант не просто плохо, а отвра­тительно. Один из братьев Бабенчиковых поставил знаки так:

«В тот день когда доблестный Игорь ведущий вой!ска из ле?сов и болот уви,дел что в поле где стояли враки поднялось зловещее облако пы?ли он сказал как слад,ко умереть: за от­чизну».

Почему это произошло? Вот как объясняет случившееся сам герой:

«Беда произошла оттого, что почерк был у меня очень медленный, а у товарищей - быстрый. Да и проклятые кляк­сы сильно тормозили меня. Когда я с трудом выводил третье или четвертое слово, мои товарищи уже писали седьмое, девя­тое. Слепо понадеявшись на мой телефон, товарищи, сидев­шие далеко позади, уже не шевелили мозгами и по сигналу го­товы были ставить запятые внутри каждого слова, разрезая его пополам, чего сроду не делал самый отпетый дурак с тех пор, как на свете существует диктовка».

Придумав простой и удобный язык «дерганья веревочки», одноклассники не сумели им правильно воспользоваться. Они понимали придуманные ими знаки, но подавали их не вовремя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: