Масс-медиа как сложная знаковая система

Человек XXI века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации, новые технологии - (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации) проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом. Эта креативная функция СМК, заменившая их медиирующую функцию в массовой коммуникации, тесно связана с процессом знакового производства социальной информации. Различные теоретические подходы, образующие свод дисциплин, обобщенно называющиеся в современном научном дискурсе «теорией медиа» (семиотика, теория нарратива, дискурсивный анализ, деконструктивизм и т.д.) представляют медиа как одну из сложных знаковых систем, при помощи которых мы воспринимаем и познаем мир, а также меняющуюся точку соединения этих знаковых систем.

Термин «медиа» часто используется как сокращение от «масс-медиа», тех институтов, которые занимаются распространением текста: печать, телевидение, кино, радио, интернет и т.д. Некоторые теоретики классифицируют «медиа» по используемым «каналам» (визуальный, слуховой, осязательный и так далее). Норман Фэаклоу показывает важность отличий различных масс-медиа на основе каналов и технологий, которые они используют. Пресса использует визуальный канал, её язык является письменным, и это влечёт технологии фотографического воспроизведения, графического дизайна и печати. Радио, напротив, использует устный канал и вербальный язык и зависит от технологии звукозаписи и радиовещания, тогда как телевидение объединяет технологии звуко- и видео- записи и радиовещания... Различия от канала и технологии имеют существенно более широкое значение в выражении возможного значения различных сообщений. Например, печать главным образом является менее личностной, чем радио или телевидение. Радио уже проявляет индивидуальные и личные черты через передачу индивидуальных качеств голоса. Телевидение идёт дальше, передавая людей визуально и не в застывшей форме газетных фотографий, а в движении и действии.

В свете современных направлений теории медиа, средства массовой коммуникации расцениваются как институт, ответственный за воспроизводство значений и ценностей в обществе, аудиторию же рассматривают как принадлежащую к различным социокультурным группам, которые могут по-разному интерпретировать либо даже оспаривать или полностью принимать эти значения. Тем самым акт массовой коммуникации приравнивается к форме культурного взаимодействия, а передача массовой информации к распространению культурных значений. Органическая связь между культурой и коммуникацией составляет одну из основ теории медиа. Следствием этого является перенесение на сферу культуры моделей и терминов, заимствованных из теории коммуникации и обращение к культурологии при изучении коммуникативных процессов. Одну из наиболее целостных форм подобного «концептуального синтеза», использованного в целях анализа массовых коммуникаций, представляет семиотический подход. Как отмечал в связи с этим известный семиотик У. Эко, «при изучении массовых коммуникаций, когда сводится воедино разнородный материал, можно и нужно, опираясь на междисциплинарные связи, прибегать к разнообразным методам, от психологии до социологии и культурологии, но последовательно и целостно изучать эти явления можно только в том случае, когда теория и анализ массовых коммуникаций составляет один из разделов — причем наиболее важных - общей семиологии».

В семиотике существует понятие коммуникативного акта, включающего, по Р. Якобсону, шесть компонентов. Это:

1) источник сообщения (адресант);

2) получатель (адресат);

3) код (язык);

4) сообщение (текст);

5) контекст (или среда сообщения);

6) контакт.

По мнению У. Эко, теория и анализ массовых коммуникаций применимы к разным их видам в той мере, в которой имеется:

1) общество индустриального типа, внешне достаточно сбалансированное, но на деле насыщенное различиями и контрастами;

2) каналы коммуникации, обеспечивающие ее получение не какими-то определенными группами, но неопределенным кругом адресатов, занимающих разное общественное положение;

3) группы производителей, вырабатывающих и выпускающих сообщения промышленным способом.

Предмет исследования массовых коммуникаций оказывается единым в той мере, в которой постулируется, что индустриализация средств коммуникации изменяет не только условия приема и отправки сообщения, но - и на этом кажущемся парадоксе основана методика этих исследований - и сам смысл сообщения.

Отличительной особенностью производства в сфере массовой коммуникации является то, что оно предполагает создание и артикуляцию сообщений в пределах специфических знаковых систем. Причем правила и смысл этих систем обычно принимаются как сами собой разумеющиеся. Сообщения массовой коммуникации формируются и интерпретируются в соответствии с определенными правилами или кодами. Когда мы получаем информацию о событии по телевидению или смотрим фильм, то перед нами не «живое» событие, а сообщение об этом событии. Мы читаем и интерпретируем событие, принимая правила и коды, в соответствии с которыми происходит чтение и интерпретация, т.е. анализ сообщений и их значений очевидно является ключевым для понимания массовой коммуникации. Медиа сообщение, согласно У. Эко, «есть комплекс знаковых средств, построенных на основе одного или более кодов с целью передачи определенных смыслов, и поддающихся интерпретации и интерпретируемых на основе этих же или других кодов».

В связи с этим центральная проблема подавляющего числа семиотических исследований масс медиа заключается в «понимании», либо «интерпретации» сигнификативных практик, конвенциональных кодов, технических приемов и изобразительных средств, которые попадают в «арсенал» отправителя на стадии создания (и передачи) сообщения.

Поскольку правильная интерпретация смысла, заложенного в медиа сообщении, определяется наличием подходящего кода, основное внимание исследователей семиотики медиа сосредоточено на выявлении кодов, используемых в процессе трансмиссии сообщения. Если, в соответствии с воззрениями семиотики, не существует неизменных принципов кодирования медиа сообщений, существующие типологии медийных кодов

С точки зрения семиотики культура имеет семиотическую и коммуникационную природу, а всякая коммуникация невозможна без кода, так как это способ, которым автор вкладывает значение, а реципиент считывает его. Из этого следует, что знак приобретает своё значение только в конкретном коде, а оно может разниться в зависимости от кода и широко варьироваться в разных культурах.

Существенно важная идея представленного подхода состоит в том, что культура представляет собой своеобразную кодифицирующую систему, организующую наше понимание посредством формирования конкретных «смысловых образцов». В семиотических исследованиях культура понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром. Она выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире. Современная культура, сформировавшаяся под влиянием средств массовой коммуникации, создает «мозаичный» экран, который вырабатывается в результате погружения индивидуума в поток разрозненных, в принципе никак иерархически неупорядоченных сообщений - «он знает понемногу обо всем на свете, но структурность его мышления крайне ограничена».

По мнению ряда зарубежных исследователей (А. Моль, Г. Кан, О. Тоффлер, Я. Бжезинский), культура, включая воспитание и межличностные отношения, берет свое начало в средствах массовой коммуникации. Современные люди познают мир случайно, в процессе проб и ошибок. Индивид накапливает хаотичные знания, полученные из жизни, теле- и радиопередач, газет, сведений, добытых по мере надобности. Свои «ключевые понятия» - идеи, позволяющие привести к единому знаменателю впечатления от предметов и явлений, - человек черпает из средств массовой коммуникации. Согласно Молю, средства массовой коммуникации «фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры». Прогресс коммуникационных технологий и их широкое распространение привело к тому, что информация стала таким же эффективным орудием власти и контроля, как грубая физическая сила, традиция и закон. От принятых в социуме моделей коммуникации зависит качество информационной среды, в которую оказывается погруженным каждый человек, и которая, в конечном счете, влияет на качество его жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: