Специфика семиотического исследования журналистики

Идея А. де Сент Экзюпери о том, что есть планета, на которой живет только король, есть своя планета у делового человека, есть планета у пьяницы и планета, на которой помещается только фонарщик с фонарем, оказалась в ХХ в. не такой уж фантастической. Ее «подтвердили» исследователи, работающие в русле символического интеракционизма. Так как мир, согласно их концепции, имеет социальное значение, детерминированное социальным взаимодействием, то различные группы вырабатывают различные миры. Однако люди легко ориентируются в них, так как индивидуальные картины мира имеют общие, принятые в определенном обществе социальные, культурные, эстетические и другие ценности.

Сегодня мировоззрение людей складывается из двух основных составляющих. Индивид познает мир, во-первых, путем непосредственных социальных контактов, а во-вторых, с помощью информационных продуктов. В этом процессе роль средств массовой информации, как главных производителей информационных материалов, бесспорно, велика. Они стали источником нормативных образцов, определений, важнейшим ресурсом власти, средствами формирования образов социальной реальности. Это обусловлено многими причинами. К ним можно отнести и те, что средства массовой информации отличаются всеохватностью (массовостью), а их сообщения имеют знаковую природу, т.е. строятся на семиотической основе. Они представляют наиболее органичный способ репрезентации окружающей действительности, поскольку «весь мир есть знаковая система – бесконечно глубокий по своему смыслу текст».

«С того мига, как возникает общество, всякое использование чего-либо становится знаком этого использования», – заметил известный французский семиолог Р. Барт. Именно семиотика изучает свойства знаков, строение и законы, управляющие знаковыми системами, которые способны хранить и передавать информацию. В фокусе внимания семиологии находятся знаки, как носители значений; коды или системы, в которые знаки организованы; культура, в рамках которой знаки и коды оперируют.

Знак играет существенную роль в реализации целей коммуникации. Знак рассматривается как социальная сущность, служащая посредником между членами данного сообщества и обеспечивающая понимание на основе системы значимостей, принятой данным сообществом.

В настоящее время, когда СМИ обусловливают образ мышления, чувства, поведение, когда основные идеи, ценности и взгляды на мир формируются и поддерживаются средствами массовой информации, семиотические исследования сообщений становятся одним из актуальных направлений в теории журналистики.

«Какая-либо речь, газетная статья или даже сообщение частного лица изготавливаются индивидом, который является рупором (независимо от того, уполномочен он кем-либо на эту роль или нет) отдельной группы (профессиональной, территориальной, политической, интеллектуальной) в определенном обществе. У такой группы всегда есть свои ценности, цели, коды мышления и поведения, которые независимо от того, принимаются они или оспариваются и в какой степени осознаются, оказывают влияние на индивидуальную коммуникацию». Средства массовой информации, особенно телевидение (а в последнее время и Интернет), создают единую картину реальности, отражающую глобальное видение мира с позиций какого-то сообщества.

Кроме того, журналистские материалы складываются из множества знаковых комплексов, в них могут использоваться все типы знаков. А семиотика изучает отношения знаков, абстрагируясь от их субстанции. Исследование закономерностей и характеристик знаков и их отношений, выявленных на семиотическом уровне, позволяет делать выводы о том, какие факторы определяют тождество интерпретации коммуникативных знаков как необходимое условие адекватного восприятия информации.

Семиотический аспект, рассматривающий языковые явления «как знаковые сущности, живущие и функционирующие по законам знаковых систем», позволяет анализировать внутреннюю структуру текстов СМИ, понять то, что не удается выявить с помощью других методов изучения содержания массовой коммуникации. «Способы постижения реальности задаются людьми, которые формируют массовое сознание. Они ориентируют восприятие действительности в сторону рынка, облекая его в формы личностной идентификации и поведения, отображенные множеством средств массовой информации… Средства массовой информации играют важную роль в нашей жизни, потому что являются формой и содержанием категорий культуры и опыта. Как форма, средства массовой информации обеспечивают границы, вид, ритм и образ расширяющегося списка деятельности, которая часто проявляется за рамками «коммуникативных процессов». Как содержание, – новые идеи, мода, лексикон и мириады типов информации (например, политика) создаются с помощью средств массовой информации».

Благодаря семиотическому анализу текста оказывается доступным понимание тех, кто создает и транслирует материалы средств массовой информации, их логики и идеи послания.

Методы семиотического анализа в исследовании материалов СМИ стали применяться совсем недавно, и в основном с их помощью изучаются вербальные журналистские тексты. Для анализа таких текстов используются понятия, разработанные в рамках теории текста как филологической дисциплины. Это оправдано принципиальным сходством основных методов построения всех вообще вербальных текстов, так как при существенном содержательном различии технологические приемы остаются идентичными. Методы семиотического анализа, заимствованные из теории текста, позволяют выявить законы текстообразования журналистских произведений, претексты, методы построения материалов средств массовой информации.

Но сообщения в СМИ имеют не только вербальную, письменную форму, но и аудиальную и визуальную. Например, телевидение «вобрало в себя выразительные средства художественной литературы (словоупотребление, образ, сюжет), риторики (нормы и правила речевой деятельности), музыки (гармония и ритм), изобразительного искусства (композиция, ракурс, колорит), видоизменило их в соответствии со своими техническими возможностями», а также разработало свои специфические выразительные средства и структурные приемы (стереоскопичность, монтаж, смена планов и т.п.).

Телевизионный образ создается из совокупности разнородных коммуникативных и художественных средств и является по своей природе синтезированным сложным знаком. Возможность анализировать его предоставляют методы семиотического анализа. С их помощью можно выявить, насколько умело используются визуальные средства телеэкрана в создании специфического образа действительности. В рамках семиотических подходов центральной является задача «раскодирования» смысловых структур текста, особое внимание при этом отдается анализу культурного контекста, жанровой специфике телесообщения. Также семиотические методы анализа являются приоритетными в изучении телевидения (особенно в работах зарубежных исследователей), потому что интерпретативный метод семиотики считается приближенным к способу обработки визуальной информации в уме человека.

Опыт семиотического анализа текстов аудиовизуальных средств массовой информации пока можно встретить лишь в работах зарубежных ученых, написанных за последние десять – пятнадцать лет. В нашей стране делаются первые попытки по применению методик семиотического анализа в исследовании журналистской продукции. Семиология позволяет анализировать тексты, в которых одновременно используются знаковые системы различной природы. Например, таковыми являются тексты телевидения, Интернета. Поэтому сегодня семиотические методы анализа, как описательные, качественные, становятся наиболее приоритетными в исследованиях телевизионных, и радио программ, Интернет и печатных материалов.

Сегодня необходимо понимать, что благодаря семиотическому анализу текста оказывается доступным понимание тех, кто создает и транслирует материалы средств массовой информации, их логики и идеи послания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: