Текст в семиотике масс-медиа

В ходе становления семиотики понятие «знак» постепенно уходило на второй план. Его позиции в семиотике языка и литературы стали занимать понятия «высказывания», а затем и «текст». Поэтому в настоящее время в методологии структурно-семиотического анализа одним из базовых понятий семиотического подхода является «текст». Это особенно значимо для журналистики, так как на уровнях семиотического анализа журналистского текста ставится вопрос о том, каким образом организовано или структурировано то или иное повествование, как за счет этой структуры передается смысл, что является важным в анализе текстов, циркулирующих в средствах массовой информации.

Основным методологическим стержнем семиотических исследований является представление о том, что любая форма деятельности людей в обществе - будь то общение на вербальном языке, создание или восприятие произведений искусства, религиозные обряды и магические ритуалы, формы социальной жизни и повседневного поведения - представляет собой «текст». Под семиотикой можно понимать такой подход к тексту (а текстом является любая вещь, рассмотренная семиотически), который концентрируется на его знаковой природе и пытается объяснить его, как феномен языка.

Необходимо четко понимать, что будем понимать под текстом в СМИ.

Во-первых, текстом будет считаться только такое сообще­ние, которое пространственно (т. е. оптически, акустически или каким-либо иным образом) зафиксировано.

Во-вторых, текстом будет считаться только такое сообщение, пространственная фиксация которого была не случайным явлени­ем, а необходимым средством сознательной передачи этого сообще­ния его автором или другими лицами.

В-третьих, предполагается, что текст понятен, т. е. не нужда­ется в дешифровке, не содержит мешающих его пониманию линг­вистических трудностей и т. д. (по А.М. Пятигорскому).

Важно помнить, что всякий текст как семиотическая система характеризуется четырьмя отличительными признаками: операторным способом, сферой действия, природой и числом знаков, типом функционирования. Эти признаки текста, выделенные Э. Бенвенистом, применимы к любой семиотической системе со следующими уточнениями и пояснениями:

1) операторный способ – способ, посредством которого текст (семиотическая система) воздействует, то ощущение, через которое он воспринимается (зрение, слух, осязание, обоняние – все эти типы ощущений, исключая, пожалуй, пятое – вкусовое, оказываются задействованными при восприятии, в частности, рекламного сообщения как сочетания и объединения их всех при едином целостном восприятии;

2) сфера действия – область, в которой система признается, действует и является обязательной (культура, искусство, искусствознание, лингвистика, дизайн, музыка, социальная сфера и пр.);

3) природа и число знаков – материальное выражение букв, звуков, цветов, линий, форм, плоскостей, запахов в бесконечных вариациях – все эти составляющие являются производными от вышеназванных признаков семиотической системы (текста);

4) тип функционирования текста – линейность (протяженность в пространстве и во времени), иконичность (изобразительность), континуальность (непрерывность), пространственность (расположение на плоскости и в пространстве. Линейность характеризует любой словесный (вербальный) текст, иконичность, пространственность и континуальность свойственны изобразительному текстовому фрагменту либо целому тексту-изображению (в статике или динамике).

Термин текст в СМИ обычно относят к сообщению, которое было записано некоторым способом (например, надпись, звуко- и видеозапись) так, что оно физически независимо от ее отправителя или получателя. Текст является объединением знаков (слов, изображений, звуков и/или жестов), созданным (и интерпретируемым) в соответствии с принятыми нормами, связанными с жанром и передающиеся определёнными средствами коммуникации.

В семиотическим понимании текстом будет и телесериал, и видеоклип, и реклама на автобусной остановке. Медиа-текст – это текст, передающийся средствами массовой коммуникации. Аудио-визуальный текст - текст, использующий сочетание звуковых и визуальных знаков, печатный текст – это текст, применяющий буквенное обозначение. Текстом в семиотике называется все, из чего можно получить значение и читателем может быть всякий, кто декодирует текст, извлекает из него значение. Читателем называется и читатель газеты, и слушатель радио, и кинозритель. В семиотике вошло в обычай употреблять слово «чтение» как метафору для интерпретации любого культурного объекта - как книги, так и произведения изобразительного искусства, общественного ритуала, народного костюма. Стало также общим правилом мыслить культурные объекты как нечто, содержащееся в «коде», в «языке» или извлекаемое из них.

Текст как упорядоченный в соответствии с правилами языка набор знаков можно трактовать как некую конструкцию, созданную кем-то для передачи другому или другим своих представлений о какой-то предметной области. Ю. Лотман называет эту конструкцию «смыслопорождающим механизмом», имеющим три основные функции: коммуникативную («текст выступает... как «техническая упаковка» сообщения, в котором заинтересован получатель»), креативную («всякая, осуществляющая весь набор семиотических возможностей система не только передает готовые сообщения, но и служит генератором новых») и функцию памяти («текст - не только генератор новых смыслов, но и конденсатор культурной памяти»). Как замечает Ю. Лотман, «не только участники коммуникации создают тексты, но и тексты содержат в себе память об участниках коммуникации». Поэтому усвоение текстов иной культуры приводит к трансляции через века определенных структур личности и типов поведения.

В семиотическом понимании действие механизма «прочтения» текста сообщения таково: в момент достижения адресата сообщение «пусто», в момент получения сообщения человек «высвечивает» смыслопорождающий механизм некими кодами, когда на сообщение накладывается код какого-либо языка, начинают опознаваться денотативные значения, сообщение начинает наполняться смыслом, при малейшем изменении обстоятельств принятия, в сообщении могут появиться новые смыслы. В связи с этим никогда нельзя однозначно определить конечный результат декодирования сообщения получателем. Согласно У. Эко семиотическое исследование «может раскрыть намерения отправителя, но не то, что происходит при приеме сообщения». Анализируя текст, можно определить, какие дискурсы использовал его производитель, но какие значения считал реципиент - определить нельзя, т.е. считывание значения - это работа по производству значения.

В этих условиях социально-коммуникативная функция текста может быть сведена к следующим процессам:

1. Общение между адресантом и адресатом. Текст выполняет функцию сообщения, направленного от носителя информации к аудитории.

2. Общение между аудиторией и культурной традицией. Текст выполняет функцию культурной памяти. В этом качестве он способен непрерывно обновляться, а также задействовать одни аспекты информации и временно не использовать, или забывать другие.

3. Общение читателя с самим собою. В этом случае текст выступает в роли медиатора, помогающего перестройке и воспитанию личности самого адресата.

4. Общение читателя с текстом. Высокоорганизованный текст становится равноправным собеседником адресата (по М.М.Бахтину).

5. Общение между текстом и культурным контекстом. Здесь текст выступает не как агент коммуникативного акта, а в качестве его полноправного участника, как источник или получатель информации. В этих процессах текст может перекодировать самого себя, актуализировать скрытые аспекты своей кодирующей системы.

А.М. Пятигорский считает, что текст создается в определенной, единственной ситуации связи - субъективной ситуации, а воспринимается в зависимости от времени и места в бесчисленном множестве объективных ситуа­ций.

Но поня­тие субъективной ситуации предполагает не только живую действительность, в которой создавался текст, но и изменяющееся внутреннее состоя­ние автора текста (например, журналиста), его внутреннее отношение к этой действитель­ности. Эта субъективная ситуация может не быть описана в тек­сте, мало того, она может оказаться не реконструируемой на осно­вании текста.

Текст как объект изучения может рассматриваться в свете следующих проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: