Семиотическая картина современного телевидения

Общепризнанным является тот факт, что телевидение занимает первое место среди всех остальных аудиовизуальных средств коммуникации, поэтому мы обратимся именно к телевидению как к репрезентативной модели современного медиа, и проанализируем некоторые его особенности, наиболее тесно связанные с формированием системы культуры. Оно, как часть того культурного мира, в котором живут современные люди, в силу своей образности объединяет их общими символами и развлечениями, играет роль активного «аккультуризатора». Основные идеи, ценности и взгляды на мир питаются, поддерживаются и формируются телевидением. Как мудро заметил Маршалл Маклюэн: «Смените средства массовой информации, и вы измените культуру».

В этом плане представляется продуктивным семиотический подход к телевидению как к культурному явлению, выражающему в знаковой форме смыслы, идеологии и ценности современной массовой культуры. Данный подход позволяет рассматривать последнюю как насыщенную коммуникативную среду, изобилующую кодами для описания социальной реальности.

В рамках семиотических подходов центральной является задача «раскодирования» смысловых структур текста, особое внимание при этом отдается анализу культурного контекста, жанровой специфике телесообщения. Объектом исследования здесь выступает телевидение как социальный институт и средство массовой коммуникации, а в качестве предмета следует выделить собственно знаковую систему телевидения как модель социокультурной репрезентации событий.

Семиотическая картина современного телевидения является продуктом используемых на телевидении «сигнификативных практик» («практик означивания»). К ним относятся знаковые средства - визуальные образы, слова и звуки, а также технические средства передачи, такие как монтажные склейки, затемнения и миксы, рапид и ускоренное движение, определенная подсветка и ракурс, движение камеры, грим актеров и декорации. Все это работает на то, чтобы передать аудитории определенное значение, мораль. Носителем значения могут выступать различные элементы телевизионного сообщения, такие как цвет, звук, ракурс, действующие лица, порядок представления событий и т.д. Важно то, что само по себе значение не фиксировано в телевизионных образах, а приписывается им в рамках определенной культурной конвенции, то есть реляционно и культурно детерминировано.

В нашей невероятно усложненной культурной среде, созданной человечеством искусственно на протяжении всей истории, и построенной на кодах и конвенциях, обычным делом является «борьба за знаки». Самый известный пример, касающийся такой борьбы: телевидение одни и те же или похожие события в одном случае называет «терроризмом», в другом - «борьбой за свои права», в третьем - «актами насилия», в четвертом - «патриотизмом», в пятом - «нападением на мирных жителей», в шестом «миротворческими действиями». Нужный образ строится при помощи ряда распространенных приемов: например, исключения слов, вызывающих негативные ассоциации, замена более «мягким» или «высоким» языком («война» - «контртеррористическая операция»). Неизвестное помещается в знакомую формулу, для передачи смысла используются обыденные стереотипы, клише, постоянные эпитеты и т. п.

Восприятию индивидом смысла того или иного сообщения предшествует распознавание социального контекста, в рамках которого осуществляется коммуникация. Вне социального контекста (пресуппозиций) отдельные высказывания или даже целые тексты могут иметь неопределенное значение либо восприниматься как бессмыслица.

Для распознавания коммуникативной ситуации как относящейся к определенному типу используются многообразные «ключи» - знаки, которые более или менее тесно ассоциируются в данном сообществе с ситуациями данного типа. Данные выводы оказались созвучными теории речевых актов, в основу которой положен тезис, что речевые действия оказываются эффективными в той мере, в какой они соответствуют конвенциям данного общества, связывающим произнесение высказывания в социальной ситуации с достижением результата. Таким образом, возможность достижения цели для каждого отдельного речевого акта непосредственно зависит от его социального контекста: совокупности тех правил, которые в сфере, релевантной данному действию, определяют «нормальное», ожидаемое со стороны других поведение индивидов в данной области.

Коммуникация (в том числе и телевизионная) не только предоставляет информацию, но в то же время налагает обязательство и на поведение. Знак говорит человеку не только о каком-либо предмете, но и заставляет его действовать и использовать его в практической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: