Методология семиотического анализа журналистского материала при формировании информационной картины мира

С позиции семиотической методологии, под знаковыми системами могут пониматься любые языковые и неязыковые феномены, осуществляющие хранение, передачу и обработку информации, и реализующие коммуникативные функции при посредстве знаков. В настоящее время семиотика как инструмент исследования сложных знаковых систем применяется в таких областях как семиотика СМИ.

Информационная картина мира может быть представлена через текст, через видеоматериал. Важное место в этом процессе должен занимать семиотический анализ представленного материала (информации).

Семиотический анализ журналистского материала можно увидеть в определенной схеме. Итак, методология семиотического анализа включает:

1. Знаки как единицы семиотического анализа (по Ч. Пирсу):

- иконические - изобразительные знаки, в которых означаемое и означающее связаны меж собой по подобию, они имеет сходство со своим объектом. Например, изображение картины или фотоиллюстрации какого-либо события на экране, в печатных средствах массой информации.

- индексальные, в которых означаемое и означающее связаны меж собой по расположенности во времени и/или пространстве. Например, выражение лица человека на экране (сморщенные брови - это тоже знак-индекс, потому что «указывает» на эмоциональное состояние человека: гнев);

- символические, в которых означаемое и означающее связаны меж собой в рамках некоторой конвенции, то есть как бы по предварительной договоренности. Например, национальные флаги, их показ по телевизору позволяет зрителю считать определенную информацию, связанную с представлением определенной страны, хотя изображение на флагах не дает представления об особенностях людей, их жизнедеятельности в этой стране. Это всего лишь определенное изображение, воспринимаемое как данное.

2. Уровни знаковых систем включают в себя:

- синтактику, которая изучает сочетания знаков и способы их сочетания.

- семантику, исследующую знаковые системы как средства выражения смысла – основным ее предметом является интерпретация знаков и сообщений.

- прагматику, связанную с изучением отношения между знаковыми системами и теми, кто использует и интерпретирует содержащиеся в них сообщения.

6. Структурные отношения знаков друг с другом.

В структурной лингвистике изучаются структурные отношения знаков друг с другом. «Двумя типами этих структурных отношений являются парадигматические, предполагающие выбор некоторой знаковой совокупности, и синтагматические, связанные с комбинацией выбранных знаков». На основе данных отношений между знаками разработаны парадигматический и, соответственно, синтагматический анализы текста, которые применяются не только в структурной лингвистике, но и в литературоведении, антропологии и других областях применения методик семиотического анализа. Синтагматический анализ текста, по мнению французского антрополога и социолога К. Леви-Стросса, «позволяет определить его явное содержание, тогда как парадигматический анализ выявляет неявное латентное содержание. Следовательно, явное содержание фиксирует происходящее, а латентное содержание отражает смыл происходящего». Это является значимым при создании информационной картины мира в сознании читателя, зрителя, слушателя.

В рамках структурно-семиотического подхода к анализу текста в литературоведении (также и в журналистике) парадигматический и синтагматический аспекты исследования используются как взаимодополняющие. «В первом случае, исследовательское внимание сосредоточено на выявлении в художественном произведении ряда элементов, которые могут быть заданы списком, во втором – предметом изучения становится вариативное сцепление элементов разного уровня, важности их сочетания внутри пространства текста». При этом парадигматический аспект рассматривается как «понимание», а синтагматический – как «рассказывание» текста.

7. Коды как основная категория семиотического анализа.

Следующей категорией семиотического анализа являются коды.

Выбор кода в журналистике определяется условиями передачи, обработки или хранения информации и связан главным образом с наиболее эффективным использованием каналов связи, обеспечением необходимой помехоустойчивости передачи (например, на телевидении или радио) и т.п.

Существуют обязательные коды:

- денотативный;

- коннотативный.

Связь означаемого и означающего произвольна, но не может быть изменена по желанию автора, так как язык является ее кодом. Он детерминирует денотативные значения (или означаемые), в то время как созначения (или коннотативные значения) зависят от вторичных кодов или лексикодов. Код представляет собой модель, выступающую как основополагающее правило при формировании сообщений, обеспечивающее их передачу. «Код воздвигает из символов систему различий и оппозиций и закрепляет правила их сочетания… Коннотативный лексикод приписывает другие смыслы означаемым денотативного кода, но использует правила артикуляции, предусмотренные последним».

Р. Барт выделяет понятие денотации и коннотации, но не в категории кодов, а как первичный и вторичный порядок означивания. «О разнице между денотацией и коннотацией Р. Барт говорит, среди прочего на примере фотографии. Денотацией является механическое воспроизведение на пленке объекта, на который направлен фотоаппарат. Коннотация вбирает в себя «человеческую» часть процесса – выбор конкретного сюжета, фокусное расстояние, угол съемки и тому подобное. Другими словами, денотация – это то, что фотографируется, коннотация – то, как фотографируется». Это особенно значимо в фоторепортажах и фотосъемках, как на телевидении, так и в печатных СМИ.

Как правило, при использовании методики семиотического анализа выделяют следующие универсальные коды, организующие сообщения любого типа:

- культурные;

- социальные (или социально-обусловленные);

- идеологические;

- иногда, код восприятия.

И специальные, присущие определенному типу коммуникативных произведений коды:

- кинематографический;

- иконографический;

- монтажный и др.

Коды имеют ряд важных характеристик. Во-первых, это парадигматическое измерение кодов, в соответствии с которым все коды передают значение. Во-вторых, коды имеют синтагматическое измерение, так как их составляют знаки, относящиеся к чему-либо другому, а не только к себе самим. Кроме того, коды зависимы в своем употреблении от соглашения между их пользователями, а также от общего культурного контекста их применения.

В сообщении с эстетической функцией выделяется идиолект как индивидуальный, неповторимый стилистический код говорящего. Сложный многоступенчатый код или совокупность различных кодов исследователи выделяют при анализе так называемых коммуникативных систем синтетического уровня (театр, музыка, кино, танец, живопись, телевидение). Особенно обширный репертуар кодов свойственен аудиовизуальным сообщениям, так как они строятся с помощью различных выразительных средств.

Для журналистики важным является то, на что обратил внимание Уорф. По его гипотезе, человек в своем видении мира зависит от культурных кодов, управляющих общением. В устоявшихся формах и способах общения отражаются идеологии. Семиология выявляет их в мире знаков, упорядоченных в коды и лексикоды. «Идеология – все то, с чем так или иначе знаком адресат и та социальная группа, которой он принадлежит, система его психологических ожиданий, все его интеллектуальные навыки, жизненный опыт, нравственные принципы». Чтобы сообщить желания и мысли, индивид превращает их в систему знаков. Социализуясь, идеология превращается в код и опознается другими коммуникантами. Изучение кодов позволяет выявить условия, при которых в какой-то определенный момент складывается социум общающихся между собой.

Согласно мнению Р. Барта, «семиотика изучает оформление идеи». Мы опознаем идеологию как таковую, когда, социализуясь, она превращается в код. Так устанавливается тесная связь между миром кодов и миром предзнания. Это предзнание делается знанием явным, управляемым, передаваемым и обмениваемым, становясь кодом, коммуникативной конвенцией. В мире знаков, упорядоченных в коды и лексикоды, семиология выявляет идеологии, которые отражаются в устоявшихся формах и способах общения.

4. Функции кодов.

Также в анализе на основе семиотического подхода выделяются функции, которые выполняют коды. Несомненно, ими являются универсальные функции:

- идеологическая;

- социальная;

- коммуникативная;

Каждая функция, которую выполняет сообщение, детерминирована присутствием в нем соответствующего кода. Поэтому классификацию специфических функций сообщения, предложенную Р.О. Якобсоном, можно считать также и типологией функций, которые выполняют коды:

- референтивная функция: сообщение обозначает реальные вещи, включая культурные явления;

- эмотивная функция: сообщение имеет целью вызвать эмоциональную реакцию;

- повелительная функция: сообщение представляет собой приказ, повеление;

- фатическая функция: кажется, что сообщение выражает или вызывает какие-то чувства, но на самом деле оно стремится удостоверить сам факт коммуникации;

- металингвистическая функция: предметом сообщения является другое сообщение;

- эстетическая функция: сообщение обретает эстетическую функцию, когда оно построено так, что оказывается неоднозначным и направлено на самое себя, т.е. стремится привлечь внимание к тому, как оно построено.

Знание доминирующей функции часто помогает определить реальную информативную значимость визуального или словесного утверждения.

Данная методика семиотического анализа частично или полностью, в зависимости от предмета изучения, используется при исследовании вербальных текстов в литературоведении, лингвистике, психолингвистике и других гуманитарных науках, в частности, в журналистике. Семиотический анализ позволяет выяснить, как организовано сообщение, что оно выражает и с помощью каких элементов, помогает понять идеи автора текста, а в широком смысле – семиотический анализ всегда раскрывает идеологии, выраженные в уже устоявшихся способах общения. Именно в этом и заключается большое значение семиотического анализа любого знака в журналистике.

4.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

Форма текущего контроля – опрос

1. Что обозначает термин «медиа»?

2. Чем, по мнению Нормана Фэаклоу, современные масс-медиа отличаются друг от друга?

3. В свете современных направлений теории медиа как расцениваются средства массовой коммуникации?

4. Что составляет основу теории медиа?

5. Что собой представляет коммуникативный акт?

6. Что является отличительной особенностью производства в сфере массовой коммуникации?

7. Что отличает средства массовой информации?

8. Какую форму сообщений выбирают современные СМИ? Докажите это на примерах разных СМИ.

9. Что понимается под семиозисом?

10. Какую роль в этом процессе играет код?

11. Расскажите о процессе семиозиса, представленного в линейной модели коммуникативного акта Шеннона-Уивера.

12. На какие этапы может быть разделено семиотическое исследование МК?

13. Назовите принципы, по которым У. Эко предлагает рассматривать материал СМИ как сообщение.

14. Расскажите о модели кодирования/декодирования С. Холла?

15. Каким образом данная модель может быть применена в масс-медиа?

16. Что понимается под адекватностью восприятия сообщения?

17. Что понимается под текстом в СМИ?

18. Что собой представляет текст как семиотическая система?

19. Что будет считаться текстом в семиотическом понимании по отношению к СМИ?

20. Расскажите о действии механизма «прочтения» текста.

21. Между кем может осуществляться социально-коммуникативная функция текста?

22. Расскажите о соотношении понятий текста и знака.

23. Расскажите о соотношении понятий текста и проблемы «адресант-адресат».

24. Что собой представляет информационная картина мира?

25. Расскажите о специфике формирования СМИ информационной картины мира.

26. Что включает в себя методология семиотического анализа?

27. Расскажите о каждом структурном компоненте семиотического анализа текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: