Налоги в современной России: виды и законодательная основа

Налоговая система меняется на глазах. Её судьба непроста, а сама по себе систематизация была заложена только в 1991-1993 гг. – начало рыночных реформ в отечественной экономике.

До реформ всё складывалось очень просто. Государство забирало у предприятий почти все их доходы, распределяли сырьё, машины и т. д. Созданная продукция распределялась среди других государственных органов управления. Её размер ограничивался и поэтому легко контролировался.

Государство было полновластным хозяином в стране, распоряжалось всем: ресурсами, товарами, деньгами. Все получали маленькую зарплату, но при этом гарантировалось бесплатное образование, медицинское обслуживание, получение пенсии. Существовала возможность бесплатного получения жилья. Государство контролировало жизнь граждан, само решало кому сколько платить, поэтому налоги не имели самостоятельного значения, не было и специальных органов, занимающихся налогами.

Но такое отношение лишало предприятие работать больше, всё дополнительно созданное забрало бы государство. В конце 80-ых поняли, что с реформой откладывать нельзя: продукция государственных предприятий была некачественной, а низкая заработная плата делает людей безынициативными. Возможности для добросовестного труда отсутствовали.

Реформы начались с приватизации *, в результате которой на месте государственных предприятий появились хозяйственные общества, фермерские хозяйства.

Возникло много коммерческих банков, бирж, магазинов, страховых компаний, брокерских контор. Многие начали работать в негосударственном секторе экономики, некоторые занялись предпринимательством *.

Уйдя из государственного в частный сектор все наравне пользуются бесплатным медицинским обслуживанием, обеспечены пенсией, их дети имеют возможность получить бесплатное образование.

В новых условиях государство иначе строит свои денежные отношения с гражданами и предприятиями, чем в экономике Советского Союза. Теперь всё делается с помощью налогов и тех благ, которые государство предоставляет своим гражданам.

В конце 1991 г. В нашей стране был принят закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В законе определены общие положения, касающиеся налогового построения. Таким образом были заложены законодательные основы налоговой системы. Появилась новая отрасль правовых знаний – налоговое право.

Налоговое законодательство требует предельной чёткости понятий. Должны быть определены: плательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки, сроки уплаты, налоговые льготы, источники средств, порядок исчисления и уплаты налога. Неполное толкование этих понятий ведёт к непредсказуемым ситуациям, затрудняющим работу органов и вызывающих ошибки.

Разберёмся с каждым из понятий.

Плательщик налога – лицо, обязанное по закону платить налоги. При этом следует выделять физические и юридические лица. Также вы сможете найти таких плательщиков, как резиденты и нерезиденты *.

Объектами налогообложения могут быть ресурсы, доходы, купля-продажа товаров, вступление во владение наследством и т. д.

Ставка налога – размер налога на единицу налоговой базы. Например, при получении зарплаты с каждого заработанного рубля удерживается по 12 копеек подоходного налога и 1 копейка в Пенсионный фонд.

Сроки уплаты – по сроку календарного года определяется точный срок уплаты налога. Например, налог на пользователей автодорог за прошедший месяц все предприятия должны уплачивать ежемесячно до 15 числа.

Источником налоговых средств может быть доход или капитал. Например, для налога на землю объектом налогообложения является конкретный земельный участок.

Порядок исчисления и уплаты налога отражает техническую сторону налогообложения. По конкретному налогу надо знать, как его рассчитывать, когда и в какой форме осуществлять платежи.

Почему налоги в СССР нельзя назвать налоговой системой?

Впервые налогообложение было оформлено в России в 1992 году. Ранее были платежи, которые входили в себестоимость и устанавливались из особенностей предприятия. Кроме того, при социализме после вычета налогов и плановых затрат будущих периодов из прибыли у некоторых предприятий оставался так называемый свободный остаток от прибыли. Этот остаток, как правило, конфисковался в бюджет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: