Выводы для политика

Использование запахов в политике, вероятно, дело далекого будущего. Но интересно то, что разработки ведутся в направлении одного из важнейших параметров — создания доверия (пример — продавцы автомобилей).

Профессионалы позволяют себе такое предсказание: "В двадцать первом столетии аромат будет использоваться как для поведенческих эффектов, так и для украшения". Уже сегодня, как сообщает августовский номер "Космополитен" (американское издание, 1995), японцы используют запахи на фабриках и в офисах для повышения производительности труда. И, как считает исследовательница Джоель Ворм из университета в Цинциннати, "японцы не хотят делиться своей информацией, но, как известно, они не бросают денег на ветер".

1 Подорога В. Выражение и смысл. М, 1995, с 347.

Человек различает 10 тысяч видов запаха, собаки же — в сорок раз больше. Сегодня учёные находят определенную зависимость, t возникающую между людьми в первые секунды знакомства именно „во соответствию запахов. Нельзя иметь хорошие отношения с запах которого вам не по душе. Человек чувствует себя

что не раздражает другого своим запахом. Первобытные племена, по утверждению американского датрополога Маргарет Мид, приходили в возбуждение и начинали даренные действия от присутствия запаха чужого. Кстати, вспомним и;■ наш пример: очень часто Баба Яга в народной сказке чует чужой дух. ^Рдни запахи приносят человеку ощущение здоровья, другие — "\|юловные боли.

Запахи начинают использовать достаточно широко в системе >рговли. Запах жареной кукурузы — в американском кинотеатре, щах свежей выпечки — в универсамах. Уже есть запах "нового ^рвтомобиля". В эксперименте, проводившемся в Филадельфии, ''цветочный запах был пущен в ювелирный магазин. Покупатели стали т.задерживаться в магазине дольше. И хотя это не привело к ощутимому) |?!реличению объема продажи, однако это можно объяснить тем, что,' высокие цены на ювелирные изделия не позволяют покупателям безоглядно поддаваться эмоциональным порывам. В США запускаются |онкие запахи в дома, на сегодняшний день почти три миллиона человек уже пользуются этим видом услуг. В ответ на такие действия некоторые дггаты требуют введения зон, свободных от искусственных ароматов. а Вес человека и его способность идентифицировать запахи также Связаны между собой. Люди с избыточным весом больше ориентированы на запахи при питании, чем люди с нормальным весом. Если лишить цх еду запаха, то они начинают терять в весе. Запахи влияют и на $»орческие способности человека. Так что будущая революция запахов Неизбежно вызовет к Жизни и политических ольфакторогов — специалистов по запахам и их влиянию на избирателей.

4. Язык поз и жестов

Позы и жесты человека изучает такое научное направление как кинесика. При этом исследователи сближают позу и жест, понимая под позой элемент статический, а под жестом — динамический. "Но в Сущности между позой и жестом нет резкой грани, поскольку поза — Начальная или конечная фаза жеста, иначе — жест с нулевым движением» 1 Р.Бирдвистелл предложил науку кинесику, а Эдвард Холл — науку ироксемики, о семиотике пространства человека. Это два американских

1Чеснов Я.К Шаг Майтрейи: некоторые аспекты изучения кинесики//Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л, 1989, с 123.

ученых; о "техниках тела" писал француз Марсель Мосс. Именно он увидел проникновение американского способа ходьбы через кинофильмы во Францию. Он же считает, что может "опознать по походке девушку, воспитывающуюся в монастыре. Как правило, она ходит со сжатыми кулаками" 1. Он продолжает: "Вы можете с уверенностью сказать, что если ребенок сидит за столом с прижатыми к туловищу локтями, а когда не ест, держит руки на коленях, то это англичанин. Юный француз не умеет оставаться в определенном положении: локти у него веером, он наваливается ими на стол и так сидит все время" (с. 66 — 67).

Весь этот канал информации особенно важен, поскольку известно, что человек лучше контролирует слова, чем язык тела. Поэтому словами он может выражать, к примеру, соболезнование или поздравление, но не подтверждает этого при помощи языка тела, как слабее поддающегося контролю. Тем более это сообщение становится заметным, когда вступает в противоречие с общепринятым. Так: "Поэт Люций не вставал с места при входе Юлия Цезаря на собрании поэтов, потому что считал себя выше его в искусстве стихосложения. Ариост, получив лавровый венок от Карла V, бегал точно сумасшедший, по улицам". Такие примеры приводит Чезаре Ломброзо в своей книге "Гениальность и помешательство" 2. Другой пример "не того поведения" мы возьмем у Эрнста Кречмера: "Аристократическое некоторых шизоидных натур выявляется и у простых людей в потребности к высокомерию, в желании быть лучшими или иными, чем другие. Стремление говорить на изысканном верхненемецком наречии в среде непривыкших к этому иногда вскрывает шизоидное предрасположение. То же касается изысканности в одежде и во внешности" 3.

Некоторые позы моделируют властные отношения к окружающим. Говорение как бы сверху, как бы с невидимой трибуны сразу привлекает внимание к рассказчику. Такое случилось с женщиной, которую все время перебивали. Когда же она вернулась с чашкой кофе и стала говорить с новой позиции, то "в тот вечер ее никто не перебил. Важно не то, что вы говорите, а как вы это говорите" ("Всеукраинские ведомости", 1994, 18 июня). Я.В.Чеснов приводит следующий пример: "Стоячая или сидячая поза со скрещенными ногами в Византии была свойственна персонам с властью. В Европе еще в XVIII в. она была кое —где запрещена детям и низшим слоям населения. В европейском искусстве XVI — XVII вв. стоячая поза со скрещенными ногами характеризовала первоначально пастухов" 4.

1 Мосс М. Техники тела // "Человек", 1993, № 2, с 66.

1 Ломброзо И. Гениальность и помешательство. Киев, 1995, с.16.

3 Кречмер Э. Строение тела и характер. М- Л., 1930, с. 183.

4 Чеспов Я.В., указ. соч., с 134.

Рукопожатие человека, когда его рука кладется сверху, говорит о желании главенствовать. Из 54 высокопоставленных представителей американской администрации 42 пожимали руку первыми именно таким способом, пишет Аллан Пиз 1. Он называет этот способ доминантным рукопожатием.

Исследователи обнаружили около тридцати типичных американских ', жестов, число поз еще меньше. Причем все они привязаны к конкретной; ситуации. Если коммерсант пытается продать нечто влиятельному ' клиенту, он не займет традиционную позу сидения на стуле. j Отдельное исследование было посвящено взгляду человека. Если 1 бы не смотрите на человека, который говорит, вы даете понять, что не ^удовлетворены тем, что им говорится. Если вы отводите взгляд, когда ^Говорите сами, вы передаете сообщение, что не уверены в том, что |й>ворите. Когда вы смотрите на говорящего, вы сообщаете ему, что |ёогласны с ним, что вас интересует то, что он сообщает. Если вы Смотрите на слушающего, ваше сообщение — в сигнализировании о Й, что вы уверены в сообщаемом.

Когда речь идет о людях в группе, типы поз подразделяются на кие классы: 1) включающие/исключающие; 2) визави или рраллельная ориентация тела; 3) согласованное/ несогласованное. В Первом случае группа на вечеринке может образовать круг, ^Исключающий других. Если трое сидят на диване, они могут скрестить;.аоги, чтобы замкнуть человек, сидящего посередине. Люди стараются?Яащищать свои группы в случае различных церемоний — свадеб, £ёечеринок и т.д. Когда группа вытягивается в цепочку, у стены, на |йдаференции, наиболее важные ее члены располагаются по краям. В Й0лучае параллельной ориентации из троих людей двое всегда Дрсполагаются параллельно. Лицом к лицу сидят учитель — студент, рэктор — пациент. И последний тип: группа, которая находится в ^Согласовании, старается занять позы, которые копируют одна другую, "|<вляясь как бы зеркальным отражением другого. Смена позиции одного них сразу приводит к смене позиций остальных членов группы, подгруппа выстраивается в согласовании сама с собой, но не •ласуется с другой подгруппой. Даже семейная пара, которая рится, старается занимать согласованную позицию, чтобы не •дить ссору до логического конца. Указывает на позицию обычно группы, остальные лишь повторяют ее. Если в семье в этой роли

выступает жена, то она и есть глава семьи.

Подсказку дает и то, как семья рассаживается за столом. Когда Щрк и жена садятся по разные стороны длинного стола, они находятся • Подсознательном конфликте. Если отец занимает позицию во главе

1 Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород, 1992, с 57.

стола, он доминирует в семье. В "открытой" семье не так важно, кто где сидит. В "закрытой" семье каждый имеет свой собственный стул, свою собственную территорию. Среди братьев и сестер доминирует тот, кто первым делает то или иное движение, остальные следуют за ним. Если дети повторяют жесты родителей, все в порядке в этой семье. При этом, конечно, язык тела не имеет того точного значения, какое имеют слова естественного языка.

Русская поэзия фиксирует различные типы поз, взглядов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: