Мертвой лебеды

(Песенка)

Существуют ароматические священные запахи. Христианство использует такие смеси ароматических веществ, как ладан и миро. Навел Флоренский подчеркивал наличие благовоний как Шёопускаемый, обязательный элемент ритуала 3. И если это полюс Положительности, то был и полюс отрицательности. В примечании к статье "Столб и утверждение истины" он пишет, что старые экзорцисты адидетельствуют бесы вонючи 4.

Мы продолжим наше рассмотрение на ряде примеров, чтобы далее перейти в плоскость языка/кода для запаха. Начнем с того, что в Дальности запах является элементом работы, офиса. Об Америке Жак —то написали, что там отсутствует естественный запах

ердяев Н. Самопознание. М, 1991, с 31.

2 Проскурина В. Рукописный журнал "Бульварный переулок" // "Новое литературное обозрение",1994, №10, с 180.

3 Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П. Иконостас Спб, 1993.

4 Флоренский П. Соч. T.I/II. М., 1990, с 705.

американской женщины. Этот спектр заполнен дезодорантами и духами. Вероятно, то же можно сказать и о мужчине. Следовательно, тут возникает проблема бизнес —этикета, есть определенные требования и нормы. Запах в последнее время широко используется и для рекламных целей (представляете, страница журнала благоухает в соответствии с рекламируемой на ней продукцией — духами!). Современные технологии позволяют включить в рекламный инструментарий и этот канал. В музее швейцарского города Базеля была устроена выставка запахов ("Всеукраинские ведомости", 1995, 7 сент.). У входа — аромат, созданный для фойе солидных учреждений, в последний зал по трубам подается воздух с улицы. "Еще один экспонат: аромат показывает цветной слайд с изображением разных блюд, и тут же на какую—то секунду вы ощущаете, как они пахнут. Можете также открыть бутылки и познакомиться с воздухом Гонолулу, Сиднея, Лондона. Особый стенд отдан под духи "Шанель № 5". Упомянутые духи "Шанель № 5" прочно вошли в "культурный репертуар" современного мира. Ими пользовались известные женщины мира — Диана Ротшильд, Роми Шнайдер. Они вошли в противовес растительным типам духов, ибо созданы из восьмидесяти искусственных запахов. Годовой доход Габриель Шанель к концу ее жизни составил 160 миллионов долларов" ("Теленеделя", 1995, № 18). Известен факт, что когда в 1921 году она посетила лабораторию парфюмера Эрнеста Бо, ей понравились пять флаконов духов, однако все выпустить на рынок не представлялось возможным, и Габриель остановилась на "номере пять", поскольку демонстрация была назначена на май (пятый месяц года).

Максим Чикин сообщает, что до 1760 года церковь запрещала мыться, утверждая, что все болезни от воды. И чтобы избавиться от запаха, стали использовать стойкие и приятные запахи будущей парфюмерной промышленности 1. Сегодня цифры другие: на создание духов "Пэшн" Элизабет Тейлор затратила 17 миллионов долларов. Когда же она решила отправиться во Францию со своими духами, оказалось, что духи с таким названием уже существуют. Суд решил не в пользу Тейлор. В двадцатые годы случилась история иная. Новые духи "Шалимар" никто не покупал во Франции. А вот американцы полюбили этот настоящий запах. И только четыре года спустя духи вернулись во Францию, окончательно покорив Америку.

На рекламу духов затрачиваются огромные суммы. Ланком вложил в "Трезор" 26 миллионов долларов. Диор затратил на в рекламную кампанию "Пуазона" 40 миллионов долларов и столько же — на "Дюну", Жан Герлен — 50 миллионов долларов при запуске "Самсары".

1 Чикин М. Брат дыхания // "Комсомольская правда", 1994, 21 янв.

\.учшие режиссеры делали рекламные ролики духов: Д.Линч — |*Опиум" Сен—Лорана, А.Кончаловский — "Бизанс" Роша, М.Скорсезе fc-r- "Армани", К.Лелюш — "Сюблим" Жана Пату, Ридли Скотт — два ^Последних ролика "Шанель № 5", Тони Скотт — "Эритаж" Грелена. Духи изобретали многие известные люди: Бьерн Борг — "6 — 0", эисцила Пресли — "Мгновение", Хулио Иглесиас — "Только ты", 1айкл Джексон — "Эм Джей", Ален Делон — "А.Д. для мужчин", &*АД.плюс", "Время любить", "Лира", Катрин Денев — "Катрин Денев". азванием для вторых своих духов модельер Жан — Поль Готье избрал "Жан —Поль 2". Интересно, что точно также звучит по — французски! папы римского Иоанна Павла II. Когда Сен—Лоран выпустил новые "Шампань", суд отдал приоритет в названии производителям французского шампанского, и теперь эти духи можно встретить только пределами Европейского Союза. На следующий день после этого эиговора Ив Сен—Лоран дал во французских газетах рекламу этих эвых духов, но без названия. Надпись же на рекламе гласила: "Если енщина хочет хорошие духи, так ли уж важно, как они называются? " Знакомые нам запахи тоже оказываются имеют за собой ту или > историю. Так, "Красная Москва" на самом деле была придумана в ИЗ г. к трехсотлетию дома Романовых французским парфюмером!ишелем Августом и имели тогда название "Любимый аромат гератрицы". Возродили их с приходом нэпа, вложив в слово "красная" внимание "красивая" ("Труд", 1996, 2 авг.). А одну из первых арфюмерных фабрик в России открыл также француз Генрих Брокар. производил мыло, среди которого была даже "мыльная азбука", где кусок имел свою букву. Затем он перешел к производству ков и однажды подарил дочери императора Александра II букет, где г фиалки, нарциссы, ромашки, мимозы, хризантемы и розы, и каждый эк благоухал по—своему. Но цветы были восковыми, а аромат — /сственным. В другом случае с помощью аромата ему удалось;|№збавиться от соперника. Жених его будущей жены был известным в ЧЙоскве тенором. И на один из его концертов Брокар принес и поставил SjfKA рояль корзину фиалок. А сделал это "добрый" парфюмер, потому ' Jjbo знал, что запах этих цветов может на короткое время "посадить" толосовые связки. Что и произошло, а будущая жена обратилась к нему 'Jkb словами: "Вы не только великолепный парфюмер, вы еще и колдун". W Ученые недавно обнаружили запах успеха. Изучая '%6ловекообразных обезьян, американские ученые заметили, что чем ' Щлиже к вожаку племени самка, тем мягче и тоньше ее пахучий "букет" |"Киевские ведомости", 1995, 18 марта). А "Нью-Йорк Тайме" Сообщила о разработке запаха для продавцов автомобильных салонов, Оостав должен благоухать честностью и искренностью {там же, 1993,14 Жи Газеты возмутились, узнав о разработке духов для младенцев,

поскольку запах малыша должен быть приятен для родителей и без духов, кроме того, "духи мешают малышу ощущать запах матери, который дает ему чувство защищенности и уверенности" (там же, 1995, 22 июля). Соответственно в Америке борцы за чистоту атмосферы, покончив с курением в общественных местах, теперь обратили свои взоры (то есть носы!) в сторону косметической продукции. Речь идет о том, что аллергия может быть не только к курению, но и к духам ("Российская газета", 1995, 5 авг.).

Алан Хирш, разработавший эссенцию "Честный продавец автомобилей", создал аромат для казино. В результате игровые автоматы увеличили прибыль на 45 процентов! Его коллега Чарльз Височи порекомендовал британским компаниям субстанцию для опыления счетов на оплату: у человека сразу появляется бессознательное желание оплатить счет и избавиться от него ("Комсомольская правда", 1994, 6 янв.). Запах свежей сдобы распыляется в булочных, аромат шоколада — в кондитерских, в магазинах женского белья — соблазнительный цветочный букет. На сегодня уже существует 500 тысяч искусственных ароматических веществ и 1500 натуральных эфирных масел, которые позволяют осуществлять воздействие на подсознание покупателя. Так, дорогие пиджаки в гамбургском магазине пахнут сандаловым деревом, а сорочки

— лимоном. Когда администрация американского супермаркета в Чаттатунге поместила рекламное объявление, пахнущее жареным цыпленком, к газетным киоскам хлынули орды бродячих кошек и собак. За нарушение порядка администрацию в результате оштрафовали.

Последние коллекции одежды, созданные во Франции, сшиты из ароматизированных тканей, благоухающих лавандой, лимоном, клубникой, а то и "Шанель" ("Всеукраинские ведомости", 1995, 16 сент.). Аромат проявляется под воздействием тепла тела, и это будет продолжаться в течение нескольких лет. Эта технология использовалась уже Клеопатрой. Когда она ждала Марка Аврелия, то не только одежда, но и парус лодки были пропитаны благовониями. "Даже ветер был в экстазе любви", — так описывали эти встречи авторы древних хроник.

У многих знаменитостей есть любимые духи. Так, у леди Дианы

— "Л'Эр дю Тан" и "Диориссимо" Нины Риччи, у Жерара Депардье

— "О Соваж" Диора, у Жан — Поля Бельмондо — "Поло", у принцессы Монако — "Трезор" Ланком, у Франсуа Миттерана — "Колонь де Франс" ("Комсомольская правда", 1994, 21 янв.); актриса Джоди Фостер пользуется мужским одеколоном "Ветивер" ("Всеукраинские ведомости", 1995, 1 сент.).

В запахе семиотическое смешивается с естественным. Так, исследование названий запахов во французском языке показало, что до определенного времени горожане действительно не чувствовали

вон и от нечистот, выливаемых на улицы, ибо не было необходимых обозначения этого слов. Потом вдруг происходит какой —то рыв, появляются слова, следовательно, изменился порог восприятия, "врзникает запрет на выливание ночных горшков на улицу. В VIII в Мадриде возникли беспорядки, когда король запретил горожанам по —старому и распорядился о сооружении канализации.;енные горожане усмотрели в этом ущемление своих свобод, поддержали городские лекари, утверждавшие, что если отказаться ивычного способа, на город обрушатся бедствия, ибо содержимое;ов... очищает воздух. Был, однако, достигнут компромисс, и все-таки достроили уборные, но рядом с кухонными печами, "хоть еду уберечь от порчи" (там же, 1995, 26 сент.). Запах интересен тем, что в этом канале у человека нет того тра недоверия, который есть в слуховом или визуальном каналах. ь мы не привыкли к явлению лжи, хотя иногда и допускаем его. >ик Зюскинд пишет: "Оказавшись в сфере воздействия его та, они будут вынуждены не только принять его как себе iHoro, но полюбить его до безумия, до самозабвения, он заставит дрожать от восторга, кричать, рыдать от блаженства, едва почуяв Гренуя, они будут опускаться на колени, как под холодным:ом Бога! Он хотел стать всемогущим богом аромата, каким он в своих фантазиях, но теперь — в действительном мире и над ыми людьми. И он знал, что это было в его власти. Ибо люди закрыть глаза и не видеть величия, ужаса, красоты, и заткнуть, и не слышать людей или слов. Но они не могут не поддаться ату. Ибо аромат — это брат дыхания. С ароматом он войдет в:, и они не смогут от него защититься, если захотят жить. А проникает в самую глубину, прямо в сердце, и там выносит горическое суждение о симпатии и презрении, об отвращении и:йи, о любви и ненависти. Кто владеет запахом, тот владеет

и людей".

Перед нами целый трактат об аромате.

В заключение отметим, что каждый элемент в окружении человека, и запах, семиотизирован. Мы признаем за тем или иным м его норму/ненорму. Как свидетельствует упомянутое выше вание названий запаха во французском языке, эта норма во времени. Запах имеет большее значение для рекламы, для политики, если говорить лишь об обсуждаемых нами объектах, "доверие" — это вполне политическая категория, к которой всегда [сь имидж—мейкеры. В этом же аспекте духи, связанные с кумиров, не только приносят прибыль, но и способствуют росту Популярности. Это та же материализация славы, как и журналы, клубы полклонников и пр. Все это способствует определенной кристаллизации

на своем объекте. Запах жилища, офиса также семиотичен. В

периоды увлечения Востоком в моду входят ароматизированные свечи, палочки из сандалового дерева. И это тоже факт семиотического влияния, но идущего по другому каналу. Однако все же стоит признать, что самый сильный комм(уникативный канал — телевидение — построен на том, что как воздействие запаха отсутствует, концентрируясь на зрении и слухе.

Современным обществом запах широко используется в криминалистике, но там он не носит семиотического характера. И мы не обладаем системно устроенным кодом в случае запаха. Человечество как бы оборвало дальнейшее развитие этого канала, вероятно, исходя из чисто физиологических характеристик: человек не в состоянии выделять необходимый набор запахов, которые также обладают определенными физическими недостатками, то есть не могут распространяться на расстоянии и, смешиваясь, уничтожают друг друга. Хотя, к примеру, Пруст смог построить на запахе и вкусе структурацию своей памяти. Как пишет об этом Валерий Подорога: "Только наличие особого материального носителя информации, располагающегося вне времени и пространства, в состоянии обеспечить связь прошлого и настоящего в любое из мгновений жизни. И Пруст находит его: первичный чувственный строй, состоящий из вкуса и запаха, доиндивидуальный и внесубъектный, является основным носителем созидающей памяти" 1.

Завершить наше рассмотрение хочется ироническими словами Николая Олейникова:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: