Древний Египет

Для древних египтян были характерны представления о том, что ранее ими правили боги, после чего воплощением их становятся фараоны. Здесь прослеживается та же линия воплощения одного великого в другое, осуществляется перенос символизации. В нашем веке это проявилось в Сталине как продолжателе дела Ленина и череде генсеков — верных ленинцев. Та же модель реализуется и в западной цивилизации. Рекламная биография Клинтона тянула его символизации к Кеннеди, даже играя на отсутствии у него в тот период реального отца. Возникали трудности в интерпретации Мейджора как продолжателя Маргарет Тэтчер, но эта линия все равно прослеживалась.

Однако в Древнем Египте присутствовала иная временная отсылка. Египтяне были колоссально консервативными, желая сохранить все как при боге Ра. Отсюда следовало то, что "их идеалом было не счастливое будущее, а далекое прошлое, первобытное блаженное время, поэтому и авторитетом в их глазах было лишь то, что носило печать древности" 1. И далее: "Египтянин любил вечер больше, нежели утро, осень больше, нежели весну, — все уходящее, все исчезающее за горизонт чувственного мира особенно мило и дорого ему, он находил в нем особую прелесть, похожую на ту, которую некоторые находят в благоухании умирающих цветов" (там же, с. 9).

1Маркелов Г.И. Личность как культурно-историческое явление. - Спб., 1912, т.1, с 8.

Если бы перед нами Предстал гипотетический "кандидат в фараоны", он должен был бы строить свою избирательную кампанию на колоссальном консерватизме, посколько только то, что возрождает добрые старые времена, представляло в этом случае интерес. При этом психологический феномен прошлого состоит в том, что отрицательное в нем стирается быстрее, чем положительное. Аналогично построен мотив избирательной идеи Геннадия Зюганова: "Так, как раньше, но лучше".

Древний Египет был колоссально сориентирован в сторону царства мертвых. Дом рассматривался как временное жилище, могила — как постоянное. Поэтому следовало заранее купить себе могилу, устроить семейный склеп. Отсюда — пирамиды фараонов. То есть социальное время было переориентировано в сторону прошлого, а нынешнее состояние не было столь существенным. Человек не умирал, а переходил в иное существование. То есть отсутствует явная атомизация человека, дискретный характер его существования, к которому мы привыкли сегодня. Соответственно человек не мыслил себя вне социальной общности, и смерть страшна была не физическим концом, а тем, что вырывала атом — человека из социальной молекулы, вне которой он себя не мыслил.

Отсылка на прошлое характерна и для риторики Рейгана — "Сделаем Америку снова великой", и для риторики Владимира Жириновского — "Поднимем Россию с колен".

По типу письма для египтян характерно отсутствие индивидуальности. "Всюду видна вековая мудрость, всюду излагается откровение божества, найденное в еще более древних письменах" (там же, с. 23). Сходный элемент колоссальной опоры на тексты "классиков" мы находим в тоталитарной системе. Всякая новая мысль косвенным образом должна была быть выведена, покоиться на той или иной цитате классиков марксизма—ленинизма.

Мы видим, что символизация фараонов как богов делала любое их деяние правильным. Визуально фараоны изображались как огромные фигуры, простые люди — в совершенно иных размерах. Ориентация на прошлое делала ненужным множество новых текстов, все уже было сказано раньше. Сегодня можно это только повторить. Вероятно, работа символического механизма на всех уровнях как бы в обратную сторону и послужила причиной гибели этого государства. Любое кардинальное изменение внешней среды не могло найти в нем решения. Рецепты прошлого хорошо работают лишь в предельно стабильной среде. Дж.Уилсон видит причину краха в следующем: "Внутренний распад власти в Египте позволил небольшим группам азиатов проникнуть в страну и осесть в ней; однако эти незначительные вторжения были скорее результатом, нежели причиной распада. Истинной причиной краха была прогрессирующая децентрализация. Властители, не принадлежавшие к

династии фараонов, почувствовали личную способность к независимости и сформировали соперничающее правительство: в конце концов натяжение разорвало Египет на враждующие группировки"1.

Мы видим, что некоторые аспекты социального управления, имевшие отношение к паблик рилейшнз, имиджу уже присутствуют в Древнем Египте. Так, в книге об этикете чиновников говорилось: "Чиновник, который должен выслушивать жалобы клиентов, должен делать это спокойно и без злобы, ибо "проситель желает более внимания к его словам, нежели исполнения того, ради чего он пришел" (с. 102). Высокого уровня понимания достигли египтяне в толковании слова "образ": "Для выражения понятия "образ" у египтян существовало по меньшей мере два десятка известных словесных эквивалентов, употребляемых с соответствующей нюансировкой, которую диктовал контекст. Слово "образ" имело различный оттенок в зависимости от того, кого или что оно обозначало — богов или их зримое воплощение в статуарном изображении, человека, уподобленного богу в земном бытии или вечном инобытии. И еще один важнейший аспект в понимании образа — его способность быть явленным и сокровенным"2.

Древнеегипетский портрет был сориентирован на отражение двух сущностей: одна отражала индивидуальные особенности изображаемого человека, поскольку заупокойные ритуалы требовали узнавания, другая — отсылала к первообразу, как любой храм является копией прахрама. "Древнеегипетский портрет ритуален, двойственная сущность его...проявляется в передаче индивидуального сходства и обобщенного типа — уподобление первообразу. Дуализм портрета основан не на столкновении двух начал, телесного и духовного, а на их гармоничном равновесии" (с. 157). Опять — таки этот тип отсылки, когда в портрете реального объекта присутствует символическое, строится в соответствии с ПР — представлениями.

В Египет также активно разрабатывали тему "обратной связи", когда для иерархической связи значимым было не только движение сверху вниз, но и снизу вверх. "Ведущей же темой в Среднем Царстве была общественная ответственность: царь был пастухом, который лелеял свои стада; чиновник имел твердые обязательства в отношении вдовы и сироты; короче говоря, каждый обладал правами, влекущими обязательства по отношению к другим людям. Даже скульптуры этого времени старались подчеркнуть совестливый характер и стремились показать не столько величие и силу, сколько озабоченность обязанностями. Подобные портреты фараонов Среднего Царства, Погруженных в заботы, хорошо известны"3.

1 Франкфорт Г.идр.В преддверии философии, м, 1984, с, 103.

2 Померанцева НА. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985, с. 31 - 32.

3 Франкфорт Г.идр.В преддверии философии. М., 1984, с 110-111.

В предыдущем параграфе мы видели, что именно этот параметр стал основой для проигрыша Джорджа Буша Биллу Клинтону. Так что имидж фараона был в этом смысле построен более правильно, чем имидж Джорджа Буша. Роман Якобсон 1 отмечал наличие символического и в иконографическом изображении фараона: фараон всегда изображается в профиль и размеры его фигуры несопоставимы с остальными. Правда, Ф.Шмит пишет: "В фас естественнее всего изображать человека изолированного и бездействующего, в профиль — человека, поставленного в связь с другими и действующего, движущегося"2.

В целом мы видим, что предложенная Древним Египтом систематика достаточна логична. Поэтому Наталья Померанцева смогла написать: "В сложной символике древнеегипетской иконографии нет нелогичных мест, однако она довольно запутанна и не всегда до конца понятна"3. Например, справедливость управлялась богиней Маат, и плохо было оказаться несправедливым. С точки зрения имиджа весьма важной и сильной была непосредственная связь фараонов с богами. О богах и храмах исследователи пишут, что "они вносили вклад в египетскую победу в духовно — пропагандистском смысле, давая империи божественное благословение и божественную поддержку. За это они получали экономический доход.... Поначалу скромные храмы Египта выросли в размерах: увеличились их штаты, земли и другое имущество, и они стали доминирующим фактором в политической, общественной и хозяйственной жизни Египта. (...) Естественно, что храмы были заинтересованы в продлении и укреплении системы, которая была им столь выгодна. Для того, чтобы обеспечить эту выгоду, им надо было настаивать на групповой солидарности народа в интересах нации, которая сделала храмы богатыми и сильными. В конце концов они поглотили не только народ, но и самого фараона"4.

И этот аспект управления очень активно реализовывался в условиях внешней опасности, которая, как известно, во все века цементирует нацию. "Возник психоз безопасности, невропатическое осознание угрозы, сходное с тем, которое было характерно для Европы в новое время. Эта всеобщая тяга к безопасности выковала национальное самосознание египтян. Было отмечено, что лишь в этот период освободительной борьбы египтяне говорили о своих войсках как о "нашей армии", вместо того, чтобы приписывать свои силы царю. Возник патриотический подъем, который ставил интересы страны выше интересов личности" (с. 112).

1 Якобсон Р. В поисках сущности языка // Сб. переводов по вопросам информационной теории и практики. Вып 16. М.,1970.

2 Шмшп Ф. Законы истории. Б.г., с 78.

3 Померанцева И. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985, с 53.

4 Франкфорт Г. и др. В преддверии философии, с 113.

На примере Древнего Египта видно, что многие избранные тогда стратегии вполне разумны и с точки зрения сегодняшнего мира. Перечислим основные из них:

— это и категория справедливости "маат", которая не только придавала человеческий облик фараонам, но и выливалась в существование "обратной связи" в отношениях власть — народ;

— это и выведение фараонов непосредственно от богов, что позволяло максимально завышать их статус в этом мире;

— это и сильная ориентация на потусторонний мир, что позволял'. любые невзгоды трактовать как временные, поскольку жизнь сама пс себе временное явление; зато в потустороннем мире не только фараон превращался в бога, им мог стать любой египтянин;

— это и молекулярный, а не атомарный характер существования человека: "Человек принадлежал обществу, а не самому себе" (с. 115);

— это и определенная парадигма подчинения, когда ключевым словом стало "молчаливость" — "В духе того времени деятельный и участливый человек считал необходимым подчеркнуть свое нодчинение национальному образцу послушания" (с. 115), или: "В общении со старшими, или в государственных учреждениях для достижения успеха требовалось покорное молчание". Это приписывалось желаниям бога, "который любит тихого человека более, чем громогласного"(с. 116).

Несомненно, вся эта систематика работала в пользу властного полюса иерархии, поскольку все вышеназванные образцы "правильного" поведения предполагают выигрышные позиции именно Властей. Все поощряемые типы поведения реально были направлены Да поддержание существующего порядка. Даже "время не было властно над пирамидами", что позволяло переносить правильность Йодобных сентенций и на другие области. И поскольку социальное дознание главенствовало над индивидуальными человек не мыслил себя в отрыве от коллектива, социальный порядок оказывался незыблемым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: