Концепция реструктуризации
Жёсткие условия конкуренции предъявляют серьёзные требования к предприятиям. Одним из таких требования может быть необходимость проведения реструктуризации, то есть проведение глубинных изменений структуры и технологий производства, изменение в управлении хозяйственными процессами и сбытом продукции, что должно отразиться на улучшении фин-экономических показателей.
Проводя реструктуризацию, необходимо оценивать предприятия как целостный организм во всех аспектах его функционирования.
Предприятие как система
Имущественный комплекс
Фин комплекс Предприятие организационно-
Правовая структура
Социально-орг-й комплекс Произв-й комплекс
Рассмотрим процессы изменений в организациях в порядке из усложнения.
1. Реорганизация – преобразование орг структуры и системы управления предприятием при сохранении его основных средств.
2. Реформирование – связано с изменением принципов работы предприятия, способствует улучшению управления, повышению эффективности производства, росту конкурентоспособности, должна повыситься производительность труда, снизиться издержки и улучшиться фин результаты деятельности
3. Реструктуризация – комплексная оптимизация системы функционирования предприятия в соответствии с требованиями рынка и выбранными стратегиями развития, должна способствовать радикальному улучшению системы управления, повышению эффективности и конкурентоспособности на базе современных подходов (управление качеством, реинжиниринг бизнес-процессов, современные информационные технологии)
Термин реструктуризации также применяется и в отношении задолженностей предприятий. Это означает процедуры изменения условий погашений кредитов, согласованные между кредитором и должником. Выполняется по причине неспособности должника выполнять в полном объёме обязательства кредитного договора.
Законодательные процедуры реорганизации предприятий
Реорганизацией называется перестройка или переустройство юридического лица, которое означает прекращение деятельности данного юридического лица без прекращения дел и ликвидации имущества с последующей государственной регистрацией нового юридического лица, которому переходят все дела и имущество.
Реорганизация проводится в следующих случаях:
1. При признании предприятия банкротом
2. С целью повышения эффективности платёжеспособного предприятия (по инициативе самого предприятия)
3. Принудительно по решению антимонопольных органов в случае если предприятие занимает доминирующее положение на рынке и совершено 2 или более нарушения антимонопольного законодательства.
Реорганизации также может быть проведена по решению учредителей.
Целью реорганизации является получение эффекта от изменения структуры капитала, устранение дублируемых функций, снижение издержек, увеличение объёмов производства и т.д.
Формами организации предприятий, согласно гражданскому кодексу, являются:
№ | Форма | Передача прав и обязанностей | Обязательные условия реструктуризации |
Слияние А+В=С | Полностью от А и Б к С | 1. На основании общего решения акционеров большинством в ¾, если общество с ООО или производственный кооператив, то необходимо единогласное согласие всех участников на реорганизацию 2. Предоставление права голоса владельцам привилегированных акций 3. Предоставление права требовать выкуп акций обществом по рыночной цене 4. Уведомление кредиторов 5. Возникновение права у кредиторов требовать досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков 6. Составление передаточного акта и разделительного баланса | |
Присоединение А+В=В | Полностью от А к Б | ||
Разделение А=В+С | Полностью переходят от А к В и С в соответствии с разделительным балансом | ||
Выделение А=А+В | Частично от А к Б в соответствии с разделительным балансом | ||
Преобразование АО=ООО или наоборот | Полностью к новому юр лицу | ||
Слияние или присоединение могут нуждаться в предварительном согласовании с антимонопольными органами. Также эти органы могут потребовать разделение или выделение юр лица.
Целями реорганизации являются:
1. Защита прав учредителей
2. Обеспечение инвестиционной привлекательности фирмы
3. Чёткое разграничение ответственности учредителей и руководителей предприятия, а также развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного распределения прав участия в капитале АО и перехода данных прав к участникам, которые заинтересованы в долгосрочном развитии предприятия
4. Создание системы хозяйственно-договорной деятельности, которое обеспечивается соблюдением договорных обязательств
5. Создание эффективного механизма управления предприятием
6. Достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия
7. Использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств
8. Повышение квалификации работников предприятия, т.к. это один из факторов его устойчивого развития
Решение о реорганизации и конкретной программы мероприятий принимается собственником предприятия. Для разработки эффективной программы необходимо провести комплексную диагностику состояния предприятия, которые включают в себя следующие аспекты:
1. Оценка эффективности управления
2. Оценка состояния бизнеса
3. Оценка имущества фирмы
4. Оценка активов фирмы
5. Оценка финансово-экономической деятельности
6. Оценка производственно-хозяйственной деятельности
7. Оценка системы снабжения ценовой, финансовой и кадровой политики
Задачей диагностики является определение резервов повышения эффективности работы предприятия. В результате разрабатывается программа реорганизации, которая представляет собой комплексную систему, состоящую из след элементов:
1. Организационно-структурная политика: перестройка структуры предприятия, перераспределение управленческих функций, полномочий ответственности и т.д.
2. Снабженческо-сбытовая политика: выбор стратегий маркетинга, а также тактических мероприятий по всем этапов жизненного цикла товаров, послепродажное обслуживание, система мониторинга состояния рынка, создание сбытовой сети, создание сети поставщиков
3. Производственно-технологическая и инновационная политика: минимизация издержек производства, повышение конкурентоспособности продукции, разработка новых товаров и совершенствование производственной системы
4. Ценовая политика: установление цен на продукцию, в соответствии с выбранными стратегиями, достижение наиболее выгодных объёмов сбыта и максимального уровня прибыли
5. Финансовая политика: анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения инвесторов, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учётной и налоговой политики, контроль и управление издержками
6. Инвестиционная политика: определение необходимых инвестиций, стратегия распределения накопленных средств, привлечение заёмных средств, сочетание различных источников финансирования
7. Кадровая политика: формирование основных принципов кадровой работы: планирование, привлечение и отбор персонала, организация подготовки, адаптации и развития персонала, формирование орг культуры, развитие системы мотивации