Общая (примерная) логика выполнения

исследовательс­кой работы

После выбора темы и предварительного определения исследовательского аппарата необходимо составить план исследования, то есть обоз­начить основные направления предстоящей деятельности и его этапы. Этапы исследования - это составные части деятельности, выстроенные в определенной последовательности. Между ними обязательно должна быть преемственность. Для этапов сугубо экспериментальной работы необхо­дима фиксация промежуточных результатов.

Исходя из того, что самое важное на этапе, их примерное содержание и последовательность может быть следующим:

- составление списка литературы по изучаемой проблеме,

- изучение теории и истории рассматриваемой проблемы по литературным источникам,

- осмысление собранного материала и выдвижение рабочей гипотезы,

- отбор методов для проведения опытно-экспериментальной работы,

- опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы (со своими внутренними этапами),

- аналитическая обработка полученных экспериментально результатов,

- текстовое оформление работы,

- выступление с результатами исследования или защита работы.

Намеченный план обсуждается с научным руководителем и может ут­верждаться на секции или лаборатории студенческого научного общест­ва.

В беседе с научным руководителем уточняется основная идея и важнейшие моменты исследования, а также важнейшие первоисточники для проработки теории.

При составлении списка литературы к работам, рекомендованным научным руководителем добавляются источники, ссылки на которые будут встречаться в изучаемых изданиях, а также те, которые будут обнару­жены в тематических библиотечных каталогах. Библиография составляет­ся на карточках небольшого формата, где целесообразно указать библиотечный шифр (для повторного заказа) и краткую аннотацию, в которой указывается, о чем данная статья или книга. При этом важно сразу пра­вильно фиксировать названия работ, чтобы потом не терять много време­ни на повторное обращение к тем же источникам.

При работе с литературой необходимый материал выписывается без искажений на карточки, удобного для работы формата, с точным указа­нием источника и страницы. Это позволит избежать ошибок при цитиро­вании и позволит быстро ориентироваться в собранном материале. Целе­сообразно делить карточки на две колонки, чтобы во второй записывать свое отношение к материалу, свои мысли и соображения по поводу буду­щего текста или работы. Хранение карточек возможно по алфавиту, но лучше в тематических (по основным направлениям поиска) конвертах.

На этапе осмысления все карточки перечитываются, сортируются в соответствии со структурой (логикой) работы. Перед написанием текста уточняется полнота собранного материала. Если выясняются, что какие-то стороны проблемы еще недостаточно раскрыты, то намечаются на­правления дополнительного поиска. Если собранный материал позволя­ет достаточно полно и логично осветить состояние проблемы, то матери­ал излагается в виде связного текста под условным названием (общей идеей) «Теоретические основы решения проблемы и проверки гипотезы». При этом рекомендуется оставлять большие поля для замечаний научного руководителя и собственной доработки (уточнения, исправления, новые формулировки и т.п.).

Далее следует подготовка и проведение опытно-экспериментальной части работы. В детальном плане-конспекте следует расписать методику проведения опытной работы, констатирующего эксперимента.

При этом очень важно предусмотреть, по каким показателям, в какие моменты времени и какими средствами будут отслеживаться результаты. Полученные данные анализируются, обобщаются и делаются выводы.

В текст работы описание эксперимента включается полностью (тогда оно выделяется в самостоятельный параграф) или частично (при этом материал входит составной частью в соответствующие параграфы).

В полном описании последовательно отражаются: цель и задачи эк­сперимента, его структура, методика подготовки и проведения. Изложе­ние хода эксперимента дается с приведением в качестве иллюстраций наиболее ярких примеров. Затем дается полный анализ собранных фак­тов и конкретный вывод из него: гипотеза подтверждена экспериментом полностью или частично, или совсем опровергнута. Такое описание дает­ся в том случае, если есть важные, интересные для раскрытия сущности вопроса факты и это позволяет объем эксперимента.

При частичном описании в работу включаются основные выводы по результатам эксперимента, иллюстрируемые фрагментами из описания (например, результаты тестирования с наиболее типичными ответами и т.п.).

Иногда в рамках выпускной квалификационной работы проводится два или более самостоятельных экспериментов. Тогда все вышеизложенные правила подготовки и проведения распространяются на каждый из них.

Обращаться за консультацией к научному руководителю необходимо после выполнения каждого этапа плана, чтобы осмыслить проделанное, исправить замечания и скорректировать дальнейшую работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: