исследовательской работы
После выбора темы и предварительного определения исследовательского аппарата необходимо составить план исследования, то есть обозначить основные направления предстоящей деятельности и его этапы. Этапы исследования - это составные части деятельности, выстроенные в определенной последовательности. Между ними обязательно должна быть преемственность. Для этапов сугубо экспериментальной работы необходима фиксация промежуточных результатов.
Исходя из того, что самое важное на этапе, их примерное содержание и последовательность может быть следующим:
- составление списка литературы по изучаемой проблеме,
- изучение теории и истории рассматриваемой проблемы по литературным источникам,
- осмысление собранного материала и выдвижение рабочей гипотезы,
- отбор методов для проведения опытно-экспериментальной работы,
- опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы (со своими внутренними этапами),
- аналитическая обработка полученных экспериментально результатов,
|
|
- текстовое оформление работы,
- выступление с результатами исследования или защита работы.
Намеченный план обсуждается с научным руководителем и может утверждаться на секции или лаборатории студенческого научного общества.
В беседе с научным руководителем уточняется основная идея и важнейшие моменты исследования, а также важнейшие первоисточники для проработки теории.
При составлении списка литературы к работам, рекомендованным научным руководителем добавляются источники, ссылки на которые будут встречаться в изучаемых изданиях, а также те, которые будут обнаружены в тематических библиотечных каталогах. Библиография составляется на карточках небольшого формата, где целесообразно указать библиотечный шифр (для повторного заказа) и краткую аннотацию, в которой указывается, о чем данная статья или книга. При этом важно сразу правильно фиксировать названия работ, чтобы потом не терять много времени на повторное обращение к тем же источникам.
При работе с литературой необходимый материал выписывается без искажений на карточки, удобного для работы формата, с точным указанием источника и страницы. Это позволит избежать ошибок при цитировании и позволит быстро ориентироваться в собранном материале. Целесообразно делить карточки на две колонки, чтобы во второй записывать свое отношение к материалу, свои мысли и соображения по поводу будущего текста или работы. Хранение карточек возможно по алфавиту, но лучше в тематических (по основным направлениям поиска) конвертах.
На этапе осмысления все карточки перечитываются, сортируются в соответствии со структурой (логикой) работы. Перед написанием текста уточняется полнота собранного материала. Если выясняются, что какие-то стороны проблемы еще недостаточно раскрыты, то намечаются направления дополнительного поиска. Если собранный материал позволяет достаточно полно и логично осветить состояние проблемы, то материал излагается в виде связного текста под условным названием (общей идеей) «Теоретические основы решения проблемы и проверки гипотезы». При этом рекомендуется оставлять большие поля для замечаний научного руководителя и собственной доработки (уточнения, исправления, новые формулировки и т.п.).
|
|
Далее следует подготовка и проведение опытно-экспериментальной части работы. В детальном плане-конспекте следует расписать методику проведения опытной работы, констатирующего эксперимента.
При этом очень важно предусмотреть, по каким показателям, в какие моменты времени и какими средствами будут отслеживаться результаты. Полученные данные анализируются, обобщаются и делаются выводы.
В текст работы описание эксперимента включается полностью (тогда оно выделяется в самостоятельный параграф) или частично (при этом материал входит составной частью в соответствующие параграфы).
В полном описании последовательно отражаются: цель и задачи эксперимента, его структура, методика подготовки и проведения. Изложение хода эксперимента дается с приведением в качестве иллюстраций наиболее ярких примеров. Затем дается полный анализ собранных фактов и конкретный вывод из него: гипотеза подтверждена экспериментом полностью или частично, или совсем опровергнута. Такое описание дается в том случае, если есть важные, интересные для раскрытия сущности вопроса факты и это позволяет объем эксперимента.
При частичном описании в работу включаются основные выводы по результатам эксперимента, иллюстрируемые фрагментами из описания (например, результаты тестирования с наиболее типичными ответами и т.п.).
Иногда в рамках выпускной квалификационной работы проводится два или более самостоятельных экспериментов. Тогда все вышеизложенные правила подготовки и проведения распространяются на каждый из них.
Обращаться за консультацией к научному руководителю необходимо после выполнения каждого этапа плана, чтобы осмыслить проделанное, исправить замечания и скорректировать дальнейшую работу.