Тема - это содержание работы, заключенное в одной фразе

Например, изучение педагогической литературы показывает, что изо­лированное применение различных рекомендуемых методов для исправ­ления асоциального поведения некоторых воспитанников малоэффектив­но. Возможно сформулировать проблему как поисковый вопрос: "Не зави­сит ли эффективность исправления девиантного поведения воспитанни­ков от системности в применении методов коррекции?" Тогда предвари­тельно тема исследования может быть сформулирована следующим об­разом: "Применения методов коррекции девиантного поведения воспи­танников". Формулировка предварительная, потому что, в ней следует еще уточнить, что будет исследоваться и в каких условиях и что доказы­ваться. Это можно сделать только после изучения литературы и педагоги­ческого опыта. (К уточнению данной формулировки мы вернемся в сле­дующих разделах данного пособия).

Актуальность и тема исследования обсуждаются на секциях или лабо­раториях научного студенческого (ученического) общества.

Если речь идет о вузе, то окончательная формулиров­ка темы исследования утверждается на заседании соответствующей кафедры.

Закрепление тем выпускных квалификационных работ (с указанием руководителей и сроков выполнения) за студентами оформляется прика­зом ректора.

По утвержденным темам руководители выпускных квалификационных работ разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента.

В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалифика­ционной работы группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту.

· Предмет и объект исследования

Объект исследования в педагогике - это некий процесс или явление, на которые обращено внимание исследователя.

Объект нередко определяют как область поиска, то, на что направлено исследование. Определяя объект исследования необходимо ответить на вопрос «что исследуется? Какой процесс или явление?».

Объект педагогического исследования очевидно находится в рамках целенаправленного учебно-воспитательного процесса.

Предмет исследования — это определенный аспект изучения объекта. Необходимо отметить, что именно предмет определяет тему исследования.

Как правило, объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет — это то, что находится в границах объекта.

Предмет исследования – это отдельный аспект объекта, точка зрения, с которой рассматривается объект.

«Как рассматривается объект, какие отношения, свойства, функции объекта раскрывает данное исследование?».

Так, если объектом выбраны "Методы нравственного воспитания", то в качестве предмета исследова­ния может выступать любой из методов или их сочетание.

В примере, на который мы ссылались выше, объектной областью является концепция воспитания так называемых трудных детей, объектом - девиантное (отклоняющееся, асоциальное) поведение та­ких воспитанников, а предметом - условия коррекции девиантного поведе­ния.

Следует иметь в виду, что соотношение между объектной областью, объектом и предметом исследования являются отношениями относитель­ной соподчиненности. Объект уже объектной области, а предмет уже объекта, но то, что в одном случае является объектом, в другом - может выступать предметом исследования. Например, если взять за объектную область - "Организацию дифференцированного обучения", то в теме ис­следования: "Назначение класса повышенной обучаемости в системе разноуровнего обучения", объектом исследования будет являться система разноуровнего обучения, а предметом - класс повышенной обучаемости. Если же мы сформулируем тему следующим образом: "Возможности опе­режающего обучения русскому языку в классах повышенной обучаемос­ти", то класс повышенной обучаемости становится уже объектом исследования, а предметом - процесс обучения русскому языку.

Четкое выделение объекта и предмета исследования позволяют уточнить формулировку темы, поскольку это, фактически, еще более узкий вопрос, касающийся предмета. Нашу тему мы можем скорректировать так: "Условия эффективного применения методов коррекции девиантного поведения воспитанников".

· Гипотеза, цель и задачи исследования

Исследование всегда направлено на выявление каких-то закономер­ностей, взаимосвязей и взаимозависимостей между параметрами изучае­мого процесса или явления. Но, выявляя эти закономерности, мы уже каким-то образом предполагаем, что они есть. Гипотеза - это и есть предпол­ожение (основание); предварительное суждение о закономерной связи явлений. Следовательно, гипотеза строится по внутренней логике: "Если... то,...".

В научной литературе встречаются различные виды гипотез. Так, В.И. Загвязинский различает рабочую и научную (реальную) гипотезы. Рабо­чая гипотеза представляет собой временное предположение для обра­ботки и систематизации накапливаемого материала. Научная (реальная) гипотеза "создается, когда накоплен значительный фактический матери­ал и появляется возможность выдвинуть "проект" решения, сформулиро­вать положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию". По сути дела, научная гипотеза - это то, во что превратилась начальная рабочая гипотеза в ходе исследования.

Возможна и другая классификация гипотез, по степени охвата иссле­дуемых явлений и процессов. Когда гипотеза охватывает весь класс явле­ний и распространяется на закономерности, действующие во всякое вре­мя и в любом месте, то её называют общей. Если она касается взаимосвязи части объектов какого-то класса, то говорят о частной гипо­тезе. К таким, например, относятся гипотезы, связанные с исследованием эффективности методов и приемов обучения, совершенствованием про­цесса обучения. Когда же в поле внимания исследователя находятся еди­ничные факты или явление и высказывается предположение об эффек­тивности данного феномена в процессе воспитания или обучения, то дан­ные предположения называют единичными гипотезами.

Гипотезы могут различаться и по глубине проникновения в суть иссле­дуемого процесса. Описательными или эмпирическими называют гипоте­зы, в которых дается предположение в виде описания причин и возмож­ных следствий, без объяснения сущностного механизма их взаимодейст­вия.

Объяснительными или гипотезами теоретического характера называ­ются те, где дается объяснение механизма взаимодействия причин и след­ствий, выявляются факторы, вызывающие именно, данную, а не какую-либо другую зависимость.

Гипотезы могут состоять из одного предложения (линейные) или из нескольких (разветвленные). Они могут быть зафиксированы или содер­жаться в тексте имплицитно (внутренне). Например, в исследованиях по истории педагогике не принято формулировать гипотезу, но тема должна быть проблемной и как бы в себе предполагать гипотезу.

При формулировке гипотезы следует исходить из проблемы исследо­вания, поскольку гипотеза есть предположение о возможном решении данной проблемы. Формулировка гипотезы может сложиться как пол­ожительный ответ на вопрос, содержащийся в проблеме, и как переста­новка формулировки проблемы (на первое место выдвигается условие, а затем идет результат).

Применим эти подходы к противоречию между рекомендуемыми мето­дами коррекции поведения и их низкой практической эффективностью, сформулированному нами в проблему: "Не зависит ли эффективность ис­правления девиантного поведения воспитанников от системности в при­менении методов коррекции?" В первом случае, получаем рабочую гипо­тезу: "эффективность исправления девиантного поведения воспитанни­ков зависит от системности в применении методов коррекции". Во вто­ром - "системное использование методов коррекции девиантного поведе­ния воспитанников дает более эффективный результат".

Дальнейшая работа исследователя направляется на то, чтобы подтвер­дить (или опровергнуть) гипотезу. Фактически, это и является содержани­ем стратегической цели исследования. Формулировка цели делается на основе гипотезы, чтобы определить главное направление доказательства.

Цель педагогического исследования — это результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования процессов и явлений действительности.

Цель — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Ставя перед собой цель, исследователь решает, какой результат он намерен получить, каким этот результат будет?

Цель – это и конечный результат, и одновременно основное направление научного поиска. Цель формулируется кратко, в самом обобщенном виде, но должна точно выражать, что намеревается сделать исследователь.

Задачи исследования — это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

В.И. Загвязинский, Р. Атаханов предлагают различать три группы задач педагогического исследования:

Ø историко-диагностическую, связанную с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;

Ø теоретико-моделирующую, которая раскрывает структуру, сущность изучаемого, факторы и способы его преобразования;

Ø практически-преобразовательную, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций.

Задачи позволяют уточнить и конкретизировать цель исследования. Они, как бы, определяют алгоритм поэтапных действий для достижения стратегической цели. В рассматриваемом нами случае цель исследования может быть сформулирована следующим образом: "Выявление эффек­тивности применения методов коррекции поведения воспитанников". В соответствии с целью формулируются задачи, которые раскрывают каж­дое ключевое слово в теме. В нашем случае это может быть следующая совокупность задач:

1.Охарактеризовать эффективность различных методов коррекции поведения воспитанников, взятых в отдельности, на контрольных груп­пах.

2.Определить эффективность методов коррекции поведения воспи­танников, применяемых на основе системного подхода.

3.Сравнить эффективность подходов и сформулировать условия при­менения методов коррекции поведения воспитанников.

Рассмотрим другой пример. Студента заинтересовала проблема обеспечения самореализации личности подростка в воспитательной системе школы. Объектом исследования была выбрана воспитательная система клубного типа; предметом - стал процесс самореализации личности под­ростка. Была сформулирована цель исследования: выявить условия, спо­собствующие самореализации личности подростка в воспитательной сис­теме клубного типа. Данная цель обусловила постановку следующих задач:

1.Охарактеризовать воспитательную систему клубного типа как час­тный вариант воспитательной системы гуманистической направленности.

2.В ходе констатирующего эксперимента выявить возможности самореализации учащихся в различных видах клубной (досуговой) деятельности.

3.Выявить характер отношений в системе "педагог-воспитанник" в воспитательной системе клубного типа.

· Новизна и значимость исследования

В ходе исследования студент получает результат. Результат может иметь (или не иметь) субъективную и объективную новизну. Естественно, что от студента вуза нельзя еще ожидать объективной научной новиз­ны. Хотя такая возможность и не исключена. Результат его исследований будет иметь, скорее всего, субъективную новизну и значимость. Однако это не означает, что текст работы может быть полностью составлен из частей, переписанных из различных источников. Прямое цитирование и косвен­ное изложение (пересказ) позиций других авторов не могут занимать в курсовой работе более 85%, а в выпускной квалификационной работе более 75% текста. Осталь­ной текст должен быть изложением самостоятельных позиций автора.

· Теоретическая основа и база исследования

Теоретической основой исследования являются те концептуальные научные положения (идеи, принципы) на которые опирается (использует в своей работе) студент. База исследования - это те литературные источ­ники и та конкретная школа (класс или группа школьников), на базе которой осуществлялась экспериментальная работа. Целесообразно указать и сро­ки исследования. Это не срок выполнения и не время сдачи работы, а привязка в реальном времени - временной параметр работы. Эти сроки диктуются выполнением необходимого объема работы.

Методы исследования

Все методы исследования можно подразделить на теоретические и эмпирические (практические). К теоретическим методам исследования относятся: анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедук­ция, сравнение, аналогия, моделирование, классификация, обобщение. К эмпирическим методам относятся: наблюдение, беседы, рейтинг (оценка компетентных су­дей), самооценка, педагогический консилиум, диагностирующие контроль­ные работы, изучение педагогического опыта, изучение продуктов дея­тельности, опытническая педагогическая работа, эксперимент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: