Теоретические методы

Анализ - это прием мышления, в ходе которого исследуемый процесс или явление расчленяется на составляющие части для их специального, углубленного самостоятельного изучения. Сущность анализа составляет выявление ведущих связей и отношений, в том числе и причинно-след­ственных, между ранее выделенными элементами. В результате приобре­таются более углубленные знания о предмете исследования в целом, а также создаются предпосылки для дальнейшего сравнения, абстрагиро­вания и обобщения.

Применение анализа и синтеза в различных случаях имеет свои особенности.

· При изучении специальной литературы анализ направляется на выявление основных положений концепции автора; данных о состоянии изученности проблемы; информации о подходах различных ученых к ее решению иэффективности изучаемых форм и методов учебно-воспитательной
работы.

Синтез применяется в данном случае для восстановления из выявлен­ных элементов и фактов целостной картины, например, позиции автора по исследуемой проблеме; представления об эффективности изучаемых форм и методов учебно-воспитательной работы.

· При изучении педагогического опыта, анализ направлен на выявление фактов, характеризующих эффективность методов и приемов воспитания и обучения, а также деятельность педагога и воспитанника.

Синтез при этом позволяет воссоздать целостную картину явления.

· Анализ используется и для осмысления результата применения других методов исследования. Например, при наблюдении, опытной и экспе­риментальной работе анализ позволяет выявить факты в соответствии с программой эмпирического исследования, а синтез - обобщить их.

Применение операции абстрагирования как исследовательского мето­да заключается в том, что в изучаемом предмете изолированно рассмат­ривается один выделенный параметр, а все остальные не учитываются. Это позволяет исследовать данный признак более глубоко.

Разновидностью абстрагирования является идеализация. Она приме­няется для проектирования идеального, т.е. совершенного, с точки зрения исследователя, образа явления или процесса, иными словами, теорети­ческой модели. Применяется идеализация и при выработке гипотез. Иде­ал (идеальный образ) может выступать гипотезой, базирующейся на обоб­щении идеальных предположений.

Моделирование как метод исследования обычно применяется, когда исследовать оригинал затруднительно в силу различных причин. Тогда специально создается для изучения модель, воспроизводящая оригинал или какие-либо параметры оригинала.

Следует помнить, что модель - это не копия исследуемого объекта или явления, а вспомогательный инструмент для изучения и построения аналога. По­этому моделирование (построение и изучение модели) выступает как ме­тод опосредованного изучения моделируемого объекта, способный дать новые сведения о нем.

Уже из вышесказанного очевидно, как сильно переплетаются методы исследования. В практике исследования они практически никогда не выступают изолированно. Наиболее полно они интегрируются в мето­де типологизации.

Познание педагогической действительности не в меньшей мере, чем познание физического мира, связано с типологизацией - выражением сущностных сторон в "чистом виде" посредством абстрактных понятий, категорий (которые посвоей природе являются договорными) и выявлен­ных закономерностей.

Благодаря процедуре, закладывающей в основание типа "самые сущес­твенные признаки в изучаемом предмете, исследователь имеет дело со своего рода абстрактными понятиями, идеальными типами. Необходи­мость использования идеализированных объектов определяется тем, что в реальных объектах переплетены существенные и несущественные свя­зи, а важнейшие отношения искажены случайными факторами. Однако при изучении социальных систем (в том числе и воспитательных) следует отдавать себе отчет в том, что полностью уйти от субъективизма не удас­тся. То, что для одного исследователя кажется важнейшей и существен­ной связью, для другого, - становится второстепенным элементом. Взгляд (и соответственно инструментарий) ученого определяется, в первую оче­редь, парадигмальным основанием его научных позиций, тем, через ка­кую концептуальную решетку исследует он феномены педагогической действительности.

Теоретические понятия не всегда возможно непосредственно сопоста­вить с соответствующим явлением действительности. Реальное явление и используемое в науке представление о нем - отнюдь не одно и то же. Понятие следует рассматривать как результат процесса схематизации, огрубления и упрощения элементов действительности, что по своей сущности уже является типологизацией. Использование метода типологиза­ции, как правило, предполагает создание не одной, а целого ряда мыс­ленных моделей - от иконических, описательных до метафоричных, об­разных и абстрактных, знаковых, математических.

Моделирование (построение и изучение модели) выступает процеду­рой типологизации и интересует педагога-исследователя не само по себе, а как метод опосредованного изучения моделируемого объекта, способ­ный дать новые сведения о нем. Некоторая совокупность понятий и вы­сказываний-описаний является моделью типа только в том случае, если она фиксирует локальную структуру исследуемого явления и представля­ет собой основу для теоретических умозаключений, дальнейшей форма­лизации теоретических положений с целью выявления сущности явления или выступает непосредственным образцом практической деятельности.

Педагогическое познание начинается с моделирования в виде идеали­зированного объекта, поскольку, например, нет "класса" или "воспита­тельной системы школы" вообще, а есть конкретные дети и взрослые с определенными взаимоотношениями и образом жизни, в конкретных ус­ловиях и даже в конкретном здании. Широкое применение моделей-идеализаций в конкретно-педагогической деятельности вызвано необходи­мостью использовать в конкретной ситуации максимально полное и пра­вильное представление о каждом педагогическом явлении. Поэтому для выяснения сложного взаимодействия между участниками учебно-воспи­тательного процесса и выделяются различные абстрагированные поня­тия.

Метод индукции основывается на логике обобщения частных фактов. Он широко используется при обработке фактов, собранных в эксперимен­тальной части исследования. На основе выявления в частных фактах об­щих черт и последующего их обобщения выводятся рекомендации. Этот же путь ис­пользуется и при изучении педагогического опыта. Прием индукции поз­воляет сформулировать рабочую гипотезу: факты из научной педагоги­ческой литературы и проанализированного опыта позволяют из отдель­ных фактов построить общее предполагаемое решение проблемы. Для формулировки гипотезы используется и прием аналогии. В общем виде он заключается в следующем: если у одного объекта мы знаем ряд пара­метров, а у другого известна часть параметров и они тождественны из­вестным параметрам первого объекта, то можно предположить, что вто­рой объект обладает и оставшимися параметрами первого объекта. Од­нако вывод по аналогии требует дальнейшего доказательства или про­верки.

Метод дедукции является обратным по отношению к индукции. Здесь логика рассуждения движется от общих закономерностей к частным фактам, поэтому она применяется, в первую очередь, в ходе доказательства выдвинутой гипотезы.

В ходе научного исследования широко применяется и метод сравне­ния. Это мыслительная операция сопоставление объектов с целью выяв­ления тождества, черт сходства или различия между ними. Тождество - это полное совпадение всех параметров объекта; сходство - совпадение отдельных параметров; различие - это констатация того факта, что пара­метры, имеющиеся у одного объекта, отсутствуют у другого.

При использовании данного метода необходимо соблюдать правила сопоставимости и однородности. Первое говорит о том, что сравнивать можно только сопоставимые объекты, т.е. обладающие признаками, по которым допускаются сравнения. При этом эти признаки (основания срав­нения) должны быть достаточно существенными, что бы определять отно­шения между объектами. Второе правило утверждает, что сравнение име­ет смысл лишь среди однородных объектов, образующих класс. Внутри же класса сравнение приобретает смысл при рассмотрении только су­щественных признаков. В свою очередь, существенность признаков опре­деляется целью сравнения.

Сравнение обязательно используется при классификации или типологизации объектов исследования. Метод классификации заключается в упорядочении изучаемых фактов, явлений или предметов по отношении друг к другу.

Завершается теоретическая часть исследования обобщенным выводом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: