Анализ - это прием мышления, в ходе которого исследуемый процесс или явление расчленяется на составляющие части для их специального, углубленного самостоятельного изучения. Сущность анализа составляет выявление ведущих связей и отношений, в том числе и причинно-следственных, между ранее выделенными элементами. В результате приобретаются более углубленные знания о предмете исследования в целом, а также создаются предпосылки для дальнейшего сравнения, абстрагирования и обобщения.
Применение анализа и синтеза в различных случаях имеет свои особенности.
· При изучении специальной литературы анализ направляется на выявление основных положений концепции автора; данных о состоянии изученности проблемы; информации о подходах различных ученых к ее решению иэффективности изучаемых форм и методов учебно-воспитательной
работы.
Синтез применяется в данном случае для восстановления из выявленных элементов и фактов целостной картины, например, позиции автора по исследуемой проблеме; представления об эффективности изучаемых форм и методов учебно-воспитательной работы.
|
|
· При изучении педагогического опыта, анализ направлен на выявление фактов, характеризующих эффективность методов и приемов воспитания и обучения, а также деятельность педагога и воспитанника.
Синтез при этом позволяет воссоздать целостную картину явления.
· Анализ используется и для осмысления результата применения других методов исследования. Например, при наблюдении, опытной и экспериментальной работе анализ позволяет выявить факты в соответствии с программой эмпирического исследования, а синтез - обобщить их.
Применение операции абстрагирования как исследовательского метода заключается в том, что в изучаемом предмете изолированно рассматривается один выделенный параметр, а все остальные не учитываются. Это позволяет исследовать данный признак более глубоко.
Разновидностью абстрагирования является идеализация. Она применяется для проектирования идеального, т.е. совершенного, с точки зрения исследователя, образа явления или процесса, иными словами, теоретической модели. Применяется идеализация и при выработке гипотез. Идеал (идеальный образ) может выступать гипотезой, базирующейся на обобщении идеальных предположений.
Моделирование как метод исследования обычно применяется, когда исследовать оригинал затруднительно в силу различных причин. Тогда специально создается для изучения модель, воспроизводящая оригинал или какие-либо параметры оригинала.
Следует помнить, что модель - это не копия исследуемого объекта или явления, а вспомогательный инструмент для изучения и построения аналога. Поэтому моделирование (построение и изучение модели) выступает как метод опосредованного изучения моделируемого объекта, способный дать новые сведения о нем.
|
|
Уже из вышесказанного очевидно, как сильно переплетаются методы исследования. В практике исследования они практически никогда не выступают изолированно. Наиболее полно они интегрируются в методе типологизации.
Познание педагогической действительности не в меньшей мере, чем познание физического мира, связано с типологизацией - выражением сущностных сторон в "чистом виде" посредством абстрактных понятий, категорий (которые посвоей природе являются договорными) и выявленных закономерностей.
Благодаря процедуре, закладывающей в основание типа "самые существенные признаки в изучаемом предмете, исследователь имеет дело со своего рода абстрактными понятиями, идеальными типами. Необходимость использования идеализированных объектов определяется тем, что в реальных объектах переплетены существенные и несущественные связи, а важнейшие отношения искажены случайными факторами. Однако при изучении социальных систем (в том числе и воспитательных) следует отдавать себе отчет в том, что полностью уйти от субъективизма не удастся. То, что для одного исследователя кажется важнейшей и существенной связью, для другого, - становится второстепенным элементом. Взгляд (и соответственно инструментарий) ученого определяется, в первую очередь, парадигмальным основанием его научных позиций, тем, через какую концептуальную решетку исследует он феномены педагогической действительности.
Теоретические понятия не всегда возможно непосредственно сопоставить с соответствующим явлением действительности. Реальное явление и используемое в науке представление о нем - отнюдь не одно и то же. Понятие следует рассматривать как результат процесса схематизации, огрубления и упрощения элементов действительности, что по своей сущности уже является типологизацией. Использование метода типологизации, как правило, предполагает создание не одной, а целого ряда мысленных моделей - от иконических, описательных до метафоричных, образных и абстрактных, знаковых, математических.
Моделирование (построение и изучение модели) выступает процедурой типологизации и интересует педагога-исследователя не само по себе, а как метод опосредованного изучения моделируемого объекта, способный дать новые сведения о нем. Некоторая совокупность понятий и высказываний-описаний является моделью типа только в том случае, если она фиксирует локальную структуру исследуемого явления и представляет собой основу для теоретических умозаключений, дальнейшей формализации теоретических положений с целью выявления сущности явления или выступает непосредственным образцом практической деятельности.
Педагогическое познание начинается с моделирования в виде идеализированного объекта, поскольку, например, нет "класса" или "воспитательной системы школы" вообще, а есть конкретные дети и взрослые с определенными взаимоотношениями и образом жизни, в конкретных условиях и даже в конкретном здании. Широкое применение моделей-идеализаций в конкретно-педагогической деятельности вызвано необходимостью использовать в конкретной ситуации максимально полное и правильное представление о каждом педагогическом явлении. Поэтому для выяснения сложного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса и выделяются различные абстрагированные понятия.
Метод индукции основывается на логике обобщения частных фактов. Он широко используется при обработке фактов, собранных в экспериментальной части исследования. На основе выявления в частных фактах общих черт и последующего их обобщения выводятся рекомендации. Этот же путь используется и при изучении педагогического опыта. Прием индукции позволяет сформулировать рабочую гипотезу: факты из научной педагогической литературы и проанализированного опыта позволяют из отдельных фактов построить общее предполагаемое решение проблемы. Для формулировки гипотезы используется и прием аналогии. В общем виде он заключается в следующем: если у одного объекта мы знаем ряд параметров, а у другого известна часть параметров и они тождественны известным параметрам первого объекта, то можно предположить, что второй объект обладает и оставшимися параметрами первого объекта. Однако вывод по аналогии требует дальнейшего доказательства или проверки.
|
|
Метод дедукции является обратным по отношению к индукции. Здесь логика рассуждения движется от общих закономерностей к частным фактам, поэтому она применяется, в первую очередь, в ходе доказательства выдвинутой гипотезы.
В ходе научного исследования широко применяется и метод сравнения. Это мыслительная операция сопоставление объектов с целью выявления тождества, черт сходства или различия между ними. Тождество - это полное совпадение всех параметров объекта; сходство - совпадение отдельных параметров; различие - это констатация того факта, что параметры, имеющиеся у одного объекта, отсутствуют у другого.
При использовании данного метода необходимо соблюдать правила сопоставимости и однородности. Первое говорит о том, что сравнивать можно только сопоставимые объекты, т.е. обладающие признаками, по которым допускаются сравнения. При этом эти признаки (основания сравнения) должны быть достаточно существенными, что бы определять отношения между объектами. Второе правило утверждает, что сравнение имеет смысл лишь среди однородных объектов, образующих класс. Внутри же класса сравнение приобретает смысл при рассмотрении только существенных признаков. В свою очередь, существенность признаков определяется целью сравнения.
|
|
Сравнение обязательно используется при классификации или типологизации объектов исследования. Метод классификации заключается в упорядочении изучаемых фактов, явлений или предметов по отношении друг к другу.
Завершается теоретическая часть исследования обобщенным выводом.