Дети с приобретенным слабоумием. Характерные признаки деменции. Нервно-психические нарушения при органическом поражении ЦНС. Лечебно-педагогическая помощь детям с поврежденным психическим развитием.
Деменция это малоумие, развившееся в результате каких-то заболеваний, при этом отмечается угасание интеллекта. При деменции прежде всего страдает творческое мышление, теряется способность к абстрактным рассуждениям. По клиническим проявлениям выделяют органическую, апатическую (шизофреническую) и эпилептическую деменцию.
Органическая деменция выражается в слабоумии, вызванном органическими заболеваниями головного мозга (черепно-мозговые травмы, сосудистые заболевания, атрофический, сифилитический процесс, СПИД, старческие психозы).
Понятие нормы и патологии. Взгляды на проблему определения критериев нормы.
Норма – отношение личности и социума, когда она бесконфликтно или продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяя свои потребности при этом отвечая требованиям социума соответственно полу, возрасту и психоэмоциональному развитию. Патология – любое отклонение от нормы.
|
|
Среднестатистическая – нормы принятые для большинства.
Функциональная – индивидуальные нормы.
Понятие «задержка психического развития». Виды и причины ЗПР. Отграничение ЗПР от умственной отсталости. Особенности детей с ЗПР. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению задержки в развитии ребенка.
Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы (цнс). В практике работы с детьми с зпр наиболее широко используется классификация к.с.лебединской, разработанная с учетом этиологии. Исходя из этого, дифференцируют основные клинические типы зпр: конституционного (конституционального) происхождения, соматогенного, психогенного и церебрально-органического.
Вот основные отличительные признаки,
значимые для разграничения задержки психического развития и умственной
отсталости.1. Для нарушений познавательной деятельности при ЗПР характерныпарциальность, мозаичность в развитии всех компонентов психической
деятельности ребенка. При умственной отсталости отмечается тотальность и
иерархичность нарушений психической деятельности ребенка. Ряд авторов
используют для характеристики умственной отсталости такое определение как
«диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга.
|
|
2. В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной
деятельности, и в особенности высших форм мышления — обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования. Однако
нужно помнить, что некоторые дети с ЗПР, как и их умственно отсталые
сверстники, затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей
и имеют несовершенные функции обобщения.
3. Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики. В то время как у умственно
отсталых детей данный феномен экспериментально не выявлен.
4. В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно
мыслительные функции — обобщение, сравнение, анализ, синтез, — при задержке
психического развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности. К
ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера
образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический
слух и другие.
В то же время, у большинства из них наблюдается клиническая симптоматика: незрело сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.В основе этих симптомов лежит перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы.
О сновные задачи коррекционно-педагогической работы с такими детьми:
Совершенствование двигательных функций (развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных моторных навыков).
Сенсорное воспитание (совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, сенсорно-перцептивной деятельности).
Формирование и развитие предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста. Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в тактических играх и в быту, развивая мышление.
3.Понятие аномального развития. Типы (ретардация, асинхрония) и варианты психического дизонтогенеза (Лебединский В.В.).
К аномальным (от греч. anomalos - неправильный) относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития.
Регрессия (регресс) - возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия).
Ретардация - запаздывание или приостановка психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности.
Асинхрония характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом.
Классификация:· Общее психическое недоразвитие;· Задержанное психическое развитие;· Поврежденное психическое развитие; · Дефицитарное психическое развитие; · Искаженное психическое развитие; · Дисгармоничное психическое развитие.
Особенности психофизического развития детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Возможности ранней коррекции дефицитарного развития.
. Классификация зрительных нарушений.
слепые дети, слабовидящие дети,дети с косоглазием и амблиопией
Причины нарушений зрения.
Врожденные:вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери;наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу). Приобретенные: внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка; в связи с повышением внутриглазного давления; на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка; недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.
|
|
Особенности проявления нарушений зрения у детей.
Т.к. при врожденной или ранней слепоте ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений, у некоторых из них задерживается освоение пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о предметах реального мира скудны и схематичны.
Речь часто формируется с задержкой.
Малоподвижность, вялость, медлительность и возникающие на этом фоне двигательные стереотипии являются характерными особенностями психомоторики этих детей.
Формирование навыков самообслуживания замедленно.
Основные этапы медико-педагогической коррекционной работы.
Школы III и IV вида
1. Лечебные мероприятия:
2. Сенсорное воспитание:
3. Развитие речи.
4. Формирование различных видов деятельности:
5. Физическое воспитание:
6. Эстетическое развитие:
7. Социальная адаптация:
В этиологии аномалий развития двигательной сферы ведущую роль играют различные генетические факторы, внутриутробные, натальные и ранние постнатальные поражения ЦНС. Тяжелые двигательные нарушения - и при поражении спинного мозга (заболевании полиомиелитом).
Особенности клинико-патофизиологической структуры аномалий развития моторной сферы обусловлены недостаточностью различных отделов нервной системы.
При недостаточности подкорковых образований нередко нарушается и формирование автоматических движений. Страдает синхронность движений ног и рук при ходьбе, поворотах туловища, автоматичность защитных движений, формирование выразительных движений.
|
|
ДЦП. Этиология. 1.Органические поражения мозга в результате внутриутробных инфекций, интоксикаций, несовместимости крови матери и ребенка, асфиксии и внутричерепных кровоизлияний при родах, недоношенности плода. 2.Постнатально, в результате менингоэнцефалитов, перенесенных в первые годы жизни.
В клинической структуре ДЦП среди симптомов органического поражения мозга центральное место занимают двигательные нарушения; основными из них являются параличи и парезы, нарушения мышечного тонуса.
Нарушения развития речи. Более позднее формирование моторной стороны речи, правильности произношения, запаздывание в появлении первых слов и фразовой речи, замедленное расширение словаря.
Нарушениями зрительного восприятия.
страдает формирование ориентировочной реакции; недоразвитие предметных действий. Задержка интеллектуального развития.
Специальная школа VI вида