Утилизация АПЛ в США

Глава 8. Вывод из эксплуатации ядерных энергетических установок транспортного назначения

Во второй половине 80-х годов прошлого века отечественная промышленность выпускала до трети мирового объема военно-морской техники, то есть столько же, сколько и промышленность США. Каждая пятая из более чем 5100 подводных лодок (ПЛ), построенных морскими державами в ХХ в., плавала либо под Андреевским, либо под советским флагом. После Великой Отечественной войны более половины ПЛ были построены в нашей стране. Начиная с 1955 г. в мире приступили к строительству атомных подводных лодок (АПЛ), более половины из которых также находились в боевом строю флота нашей страны, а на 212 АПЛ было установлено ракетное оружие. В 70-х годах наш флот достиг паритета с ВМС США.

К настоящему времени из почти 500 построенных в мире АПЛ выведены из строя более 285. В России из свыше 250 построенных АПЛ более 193 отслужили свой ресурс или выведены из состава ВМФ в соответствии с существующими международными соглашениями (договоры о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-1 и СНВ-2). Вывод АПЛ из эксплуатации осуществляется и в других странах, но, как правило, уже устаревших и не в столь больших количествах (табл. 60).

Таблица 60

Количество АПЛ, построенных и выведенных из эксплуатации

(по состоянию на 1 января 2003 г.)

Страна Количество АПЛ
построенных выведенных из боевого состава
Россия Более 250 Более 193
США    
Великобритания    
Франция    
Китай   -

Зарождение проблем утилизации

Утилизация АПЛ в США

Военно-политическое руководство США рассматривает Военно-морские силы в качестве одного из важнейших компонентов вооруженных сил страны. Несмотря на определенное смягчение международной обстановки, снижение военной напряженности, конкретные позитивные результаты в области снижения уровня ядерного противостояния, достигнутые прежде всего в результате настойчивых усилий России и ответных (далеко не адекватных) шагов США, вопросы контроля над деятельностью Военно-морских сил и сокращения их вооружений остаются пока вне сферы переговоров. Продолжается ничем не ограничиваемая гонка вооружений на океанских и морских театрах военных действий. На первый взгляд, происходит сокращение численности корабельного состава, но это ни в коей мере не говорит о снижении боевого потенциала американских ВМС, так как на смену устаревшим кораблям поступают новые, оснащенные самым современным оружием.

Ускоренными темпами вводятся в боевой состав ПЛАРБ «Огайо» (ракетная система «Трайдент-2»), строятся ПЛА типа «Лос-Анджелес», «Сивульф», атомные авианосцы типа «Нимитц», ракетные крейсеры «Тикондорога» и «Орли Берк», многие корабли получили на вооружение крылатые ракеты «Тамагавк» и «Гарпун».

Военным бюджетом в США считается федеральная программа «Национальная оборона», которая включает бюджет Министерства обороны, Министерства энергетики, ЦРУ и др. На 1995 г. запрошены ассигнования в сумме 263,7 млрд долл., что на 2,8 млрд долл. больше уровня 1994 г. Бюджет Пентагону утверждается по видам вооруженных сил и целевому назначению, то есть по бюджетным статьям.

Большое внимание уделяется ремонту АПЛ и надводных кораблей (НК) с одновременной заменой устаревших комплексов (ракетных, навигационных и т. д.), выполнению работ по увеличению межремонтных периодов и продлению сроков службы кораблей в целом. Межремонтный период ПЛ и НК доведен до 10 - 12 лет, а срок службы АПЛ - свыше 30 лет, авианосцев - до 45 лет.

В результате ВМС получили возможность увеличения продолжительности нахождения кораблей в составе действующих сил флота и сокращения расходов на их техническое обслуживание.

ВМС разработали и реализовали программу утилизации снятых с эксплуатации атомных подводных лодок. Программа включает в себя выгрузку топлива из реактора, дезактивацию подлодки, вырезку реакторного отсека для захоронения на суше, разрезку остальных частей подлодки и повторное использование или захоронение материалов. Утилизация производится на государственной судоверфи «Пьюджет-Саунд» с централизованным финансированием из бюджета Министерства обороны.

Большое внимание уделяется охране окружающей среды и выполнению требований техники безопасности. Утилизация АПЛ и захоронение радиоактивных и токсичных отходов осуществляется таким образом, что специалисты, занимающиеся этими проблемами, не подвергают ни свое здоровье, ни окружающую среду какому-либо риску ни в настоящее время, ни в будущем. Это объясняется тем, что при выполнении подобных операций соблюдаются все жесткие требования целого ряда ведомств, включая Министерство энергетики, Агентство по охране окружающей среды и Департамент по экологии штата Вашингтон.

Реализация указанной программы стала возможна благодаря тесному взаимодействию ВМФ с государственными и федеральными органами, а также с другими ведомствами, оказывающими поддержку данному технологическому процессу.

США имеют огромную, хорошо оснащенную и очень эффективную судостроительную промышленность. Она преимущественно ориентирована на выпуск военной продукции. Несмотря на значительные работы по заказам ВМФ портфель заказов на постройку боевых кораблей постоянно сокращается.

Американские судостроители не были вовлечены в международный рынок по целому ряду причин, среди которых не последнее место занимает активная инвестиционная политика иностранных государств в области судостроения и ничтожно малые размеры инвестиций правительства США в судостроение своей страны.

Судостроительная промышленность США характеризуется наличием государственного и частного секторов. Государственный сектор представляют верфи ВМС, занимающиеся исключительно ремонтом, переоборудованием и модернизацией кораблей. Государственные верфи также осуществляют достройку кораблей, сданных ВМС частными фирмами. Частный сектор выполняет весь объем строительства по заказам ВМС и гражданского флота, а также выполняет ремонтные и доковые работы.

К 2010 г. американский Военно-морской флот значительно постареет. Проблема его замены станет достаточно острой, если производственные мощности будут подорваны. Поэтому, в целях предотвращения экономического спада и сохранения военно-промышленного потенциала отрасли признается целесообразным осуществить переход к гражданскому судостроению, а также к производству многономенклатурной продукции.

В настоящее время администрация США, Министерство обороны и ВМС направляют значительные усилия на оказание помощи американским судоверфям и связанным с ними отраслям промышленности, для того чтобы сделать их конкурентоспособными на мировом коммерческом рынке и таким образом сохранить жизнеспособную инфраструктуру судостроения для страны.

Мероприятия по конверсии судостроительной промышленности США планируются и проводятся комплексно на всех уровнях федерального руководства страны в рамках «Национальной судостроительной инициативы», принятой конгрессом.

Разработка механизма реализации программы конверсии военного производства возложена на Министерство обороны и Совет по экономической политике при президенте.

ВМС США разработали и реализовали программу утилизации снятых с эксплуатации атомных подводных лодок. Программа включает в себя выгрузку топлива из реактора, дезактивацию подлодки, удаление реакторного отсека для захоронения на суше, разрезку остальных частей и повторное использование или захоронение материалов.

Планирование по захоронению реакторных отсеков с АПЛ началось в конце 70-х годов и достигло своей кульминации в 1984 г. ВМС решили захоронить реакторные отсеки на суше на площадке для захоронения в Хэнфорде, принадлежащей Министерству энергетики США. Первый реакторный отсек был отправлен на захоронение с судоверфи Пьюджет-Саунд на площадку Хэнфорд в 1986 г. На конец августа 1993 г. на эту площадку был отправлен 31 реакторный отсек.

В 1980 г. ВМС приступили к выводу из эксплуатации АПЛ с баллистическими ракетами на борту и к демонтажу этих ракетных отсеков в соответствии с Договором по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-2). В начальной стадии оставшиеся секции этих АПЛ снова сваривались и помещались в плавучее хранилище. Аналогичным образом после удаления реакторных отсеков оставшиеся секции АПЛ снова сваривались вместе и помещались в плавучее хранилище.

В 1990 г. ВМС санкционировали реализацию программы по утилизации АПЛ на судовой верфи Пьюджет-Саунд. Программа, использующая существующую технологию, включала в себя демонтаж оборудования с АПЛ, а также разрезку корпуса. Оборудование, представляющее ценность, следовало отремонтировать для дальнейшего использования, а металлы и другие материалы - отделить и продать. Материалы, непригодные для повторного использования, подлежали захоронению надлежащим образом как отходы.

Сначала подобный метод был применен к двум АПЛ. Результат показал, что отходы могут быть захоронены надлежащим образом, снятое оборудование может быть вполне удовлетворительно использовано повторно в гражданских отраслях, а проект - завершен в пределах намеченной стоимости и запланированного графика. На август 1993 г. ВМС полностью утилизировали 10 АПЛ и свыше 14 АПЛ находились в разных стадиях утилизации.

Кроме того, программа захоронения АПЛ показала, что выгрузка топлива, вырезка реакторного и ракетного отсеков, а также утилизация в одном сухом доке эффективна и экономична. Предполагается увеличить эффективность и снизить стоимость этих операций путем постановки в сухой док одновременно двух АПЛ.

При захоронении АПЛ применяются технологии и методики, которые используются на судоверфях уже многие годы. Оборудование, используемое для удаления реакторного отсека, достаточно простое, прочное и надежное. Утилизация остальных частей АПЛ включает в себя простой демонтаж, выгрузку, упаковку и транспортировку.

После удаления ядерного топлива самым важным является контроль узлов и деталей АПЛ, радиоактивных и включающих в себя опасные материалы. С удалением реакторного отсека удаляется вся оставшаяся радиоактивность. Опасные токсичные материалы, такие как асбест и многохлористые бифенолы, контролируются. Таким образом, ВМФ, регулирующие органы и люди, занимающиеся проблемами обращения и захоронения этих материалов, не подвергают ни свое здоровье, ни окружающую среду какому-либо риску ни в настоящее время, ни в будущем. Это объясняется тем, что при выполнении подобных операций соблюдаются все жесткие требования целого ряда ведомств, включая Министерство энергетики, Агентство по охране окружающей среды и Департамент по экологии штата Вашингтон. ВМФ США тесно взаимодействуют с другими ведомствами, а также другими федеральными органами и органами штата, чтобы обеспечить успешную реализацию программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: