В руках Бога – вся история этого мира, человечества.
Есть пессимистические взгляды:
Ø Теория замкнутых циклов – нет ничего нового в мире, все, что происходит, то повторяется.
Ø Теория катастроф – все развивается до поры до времени, потом, происходит катастрофа и развитие происходит заново.
Ø Философия экзистенциализма – в центре этой философии – человек и проблема его существования, утверждается бессмысленность человеческого бытия, человек представлен, как пешка, на доске вселенной, философия бессмысленности, безысходности. Жан Поль Сантр – писатель философского экзистенциализма.
Оптимистические взгляды:
Ø Диалектический материализм – прогресс от менее совершенных форм бытия к более совершенным.
Библейский взгляд: история развивается, как процесс, в котором есть смысл. Основной категорией является завет. Бог воспринимается не как что-то абстрактное, не как вселенский разум, а как любящее личностное Существо.
Марк. 13:7: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит [сему] быть, - но [это] еще не конец.»;
|
|
Деян. 2:23: «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили»;
Рим. 8:28-30: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.»
Как Бог участвует в истории, и как человек влияет на неё вот несколько позиций:
· Кальвинистская позиция: Бог, будучи существом суверенным Сам определяет, Сам решает, независимо ни от кого, все, что происходит во всемирной истории. Все, что происходит в истории – это раскрытие во времени и пространстве изначального Божьего плана. В этой схеме человеческий фактор полностью отсутствует, ни о какой свободе выбора и речи быть не может. Идея предопределения – является главенствующей в этой схеме.
· Арминианская позиция (Известный голландский богослов Яков Армини): Бог считается с человеческим выбором, и это не умаляет Его Божественного всемогущество и Божественной суверенности, это даже рассматривается, как величие Бога.