· Христология снизу.
· Христология сверху.
· Функциональная Христология. В центре внимания служение Христа и роль в плане спасения.
В Христологии принято говорить о трех основных направлениях служения Иисуса Христа:
1. Пророческое служение. Открывать волю Божью. Матф 13:57: «И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.»; Матф 21:11: «Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.»; Матф 21:46: «и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.»; Лк 24:19: «И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;»; Ин 6:14: «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.»; Втор. 18:15: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте, -». Ин 14:9: «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» 1 Петра 1:11: «исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.» Евр 1:1-2: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.».
|
|
2. Священническое служение. Функция примирения. 2 Кор 5:18-19: «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения.»; Евр 9:24: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,»; Евр 7:25: «посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.».
3. Царское служение. Евр 1:8: «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.»; Матф 19:28: «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.»; Матф 13:41: «пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие».
Основные этапы служения Христа, связанные со спасением человека:
1. От славы к позору. Уничижение, умаление.
a. Воплощение. Ин 1:14: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.»
|
|
i. Что стало с Божественными свойствами, точки зрения:
1. Сын Божий перестал быть Богом, когда стал человеком. Но в Библии постоянно говорится о Его Божественности.
2. Сын Божий воплотившись, отказался от части своих Божественных свойств. В этом случае перед нами не Бог и не человек, а некое мифическое существо – полубог получеловек.
3. Иисус Христос не переставал быть Богом, но Он отказался от самостоятельного использования своей Божественности, полностью подчинив Себя человеческой природе и воле Бога Отца. Наша точка зрения.
b. Смерть.
i. Как мог умереть Бог:
1. На кресте умерла только человеческая плоть.
2. Но есть также такое понятие, как вторая смерть. Что означала первая смерть для Того, Кто есть жизнь - ничего. Истинная трагедия Голгофы в одном слове: «Богооставленность». Разрыв отношений Сына с Отцом. Грех внес разделительный фактор в то, что неразделимо о сути. Потому, что Христос стал грехом за нас. Это эквивалентно второй смерти.
c. Сошествие Христа в ад.
i. Небиблейское учение. Появилось это учение в 390 году. А в ранних вариантах христианского учения этой теории вообще нет.
ii. Пс 15:10: «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,» - Ад – или Шеол, часто понимался просто, как состояние смерти. Петр и Павел истолковывали этот Пс также.
iii. Еф 4:8-10: «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.» - синодальный перевод ошибается, потому что в оригинале нет «преисподних мест» и «ада».
iv. 1 Тим 3:16: «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.»
v. 1 Петр 3:18,19: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,» - Иисус Христос благовествовал не падшим ангелам, а святым ВЗ. Апостол Петр имеет ввиду не подземный мир, а реальную ситуацию до потопа, Христос духом благовествовал людям (мнение Милларда Эрриксона).
2. От позора к славе.
К стати первая смерть не проклятие, а благословение это защита, от увековечивания греха.