Пневматология – это раздел теологии о Святом Духе. Не секрет, что многие члены в наших общинах ставят под вопрос Божественный и Личностный статус Святого Духа, принимая позицию арианства и Свидетелей Иеговы. Наш взгляд на Божественность и Личностность Святого Духа основывается на Библии.
Значение вопроса:
1. Сотериологическая значимость Святого Духа в Новом Завете.
2. Трудности в понимании Святого Духа в связи с отсутствием конкретной области.
3. Огромный интерес к Святому Духу в последнее столетие в связи с распространением харизматического движения.
4. Дискуссии по вопросу о природе Святого Духа в церкви АСД.
Краткий экскурс в историю.
1. В ранний период истории христианской церкви не существовало развитого систематического учения о Святом Духе.
2. Отсутствовала единая позиция в восприятии Святого Духа.
3. Григорий Нианзин (Богослов) в 380 г. суммировал существовавшие тогда представления о Святом Духе в три группы:
a. Признающие в Святом Духе Бога (например Тертулиан).
|
|
b. Признающие в Святом Духе Силу Божью (Павел Самосатский).
c. Исповедующие тварную природу Святого Дух (Ориген).
4. Разработка ортодоксальной позицией о Святом Духе явилось итогом христологических дискуссий 4 и 5 вв.
5. Василий Великий считал Святого Духа равным с Отцом и Сыном и настаивал на том, что Ему следует воздавать славу и поклонение в той же мере, что и Отцу и Сыну.
6. Рационалистические ереси ранних веков, связанные с попыткой рационального осмысления Бога:
a. Македоняне или пневматомахияне («духоборцы») выступали против учения о полной божественности Святого Духа;
b. Трописты (от гр. τροποσ – фигура) утверждали, что Святой Дух высший по рангу ангел, тварное существj.
7. Распространение деистических и унитарианских идей в Новое время (рационализм).
8. Влияние эпохи просвещения.
a. Культ человеческого разума (разум превыше божественного откровения)
b. Влияние на американский протестантизм:
i. В конце 18 в. большинство конгрегоциональных церквей в США (пуритане) стали унитарианскими.
9. Роль Христианского Соединения в ранней истории церкви АСД:
a. Члены этой деноминации стояли на унитарианской позиции.
b. Верили, что «есть только один живой Бог…, а Святой Дух есть сила…»