Сущность, структура и понятийный аппарат военной доктрины Российской Федерации
Приступая к рассмотрению первого учебного вопроса, отметим, что современная Военная доктрина Российской Федерации введена в действие Указом Президента Российской Федерации № 146 от 5 февраля 2010 года.
Она является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
Военная доктрина основана на положениях военной теории и направлена на её дальнейшее развитие.
Структурно Военная доктрина состоит из 4 разделов, в перечень которых вошли:
I. Общие положения (п.п. 1 - 6)
II. Военные опасности и военные угрозы РФ (п.п. 7 - 16)
III. Военная политика РФ (п.п. 17 - 37)
IV. Военно-экономическое обеспечение обороны (п.п. 38 - 53)
Эта структура учитывает основные положения Военной доктрины Российской Федерации 2000 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а также соответствующие положения Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 года и Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года.
|
|
Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и могут корректироваться в рамках стратегического планирования в сфере военного планирования.
Важно подчеркнуть, что Военная доктрина носит сугубо оборонительный характер, который сочетается с твердой решимостью защищать национальные интересы Российской Федерации и её союзников. Она отражает приверженность Российской Федерации использованию политических, дипломатических, правовых, экономических, экологических, информационных, военных и других инструментов защиты национальных интересов Российской Федерации и интересов ее союзников.
Реализация Военной доктрины достигается путем централизации государственного управления в военной области и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
|
|
Основу категориального аппарата Военной доктрины составляют понятия концепции национальной безопасности, к которым относятся:
· военная безопасность Российской Федерации;
· военная опасность;
· военная угроза
· военный конфликт;
· вооруженный конфликт;
· вооруженный конфликт;
· локальная война;
· региональная война
· крупномасштабная война;
· военная политика;
· военная организация государства;
· военное планирование
При этом отметим, что в современной Военной доктрине эти понятия конкретизуются и получают свое дальнейшее развитие. Так, под военной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять;
Военная опасность - это состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы;
Военная угроза понимается как состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию);
Военный конфликт представляет собой форму разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы. При этом отметим, что это понятие имеет широкий характер и включает в свой объем все виды вооруженного противоборства, в т.ч. крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты.
В продолжение рассмотрения вопроса отметим, что под вооруженным конфликтом понимается вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт).
Локальная война трактуется как война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).
Региональная война представляет собой войну с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.
С этим понятием сближается термин крупномасштабная война. Под ней понимается война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.
Военная политика представляет собой деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.
|
|
Военная организация государства трактуется как совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, а также части производственного и научного комплексов страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
И, наконец, военное планирование это определение порядка и способов реализации целей и задач развития военной организации, строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения и всестороннего обеспечения.