IV. Военно-экономическое обеспечение обороны (п.п. 38 - 53)

Сущность, структура и понятийный аппарат военной доктрины Российской Федерации

Приступая к рассмотрению первого учебного вопроса, отметим, что современная Военная доктрина Российской Федерации введена в действие Указом Президента Российской Федерации № 146 от 5 февраля 2010 года.

Она является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Военная доктрина основана на положениях военной теории и направлена на её дальнейшее развитие.

Структурно Военная доктрина состоит из 4 разделов, в перечень которых вошли:

I. Общие положения (п.п. 1 - 6)

II. Военные опасности и военные угрозы РФ (п.п. 7 - 16)

III. Военная политика РФ (п.п. 17 - 37)

IV. Военно-экономическое обеспечение обороны (п.п. 38 - 53)

Эта структура учитывает основные положения Военной доктрины Российской Федерации 2000 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а также соответствующие положения Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 года и Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года.

Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и могут корректироваться в рамках стратегического планирования в сфере военного планирования.

Важно подчеркнуть, что Военная доктрина носит сугубо оборонительный характер, который сочетается с твердой решимостью защищать национальные интересы Российской Федерации и её союзников. Она отражает приверженность Российской Федерации использованию политических, дипломатических, правовых, экономических, экологических, информационных, военных и других инструментов защиты национальных интересов Российской Федерации и интересов ее союзников.

Реализация Военной доктрины достигается путем централизации государственного управления в военной области и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Основу категориального аппарата Военной доктрины составляют понятия концепции национальной безопасности, к которым относятся:

· военная безопасность Российской Федерации;

· военная опасность;

· военная угроза

· военный конфликт;

· вооруженный конфликт;

· вооруженный конфликт;

· локальная война;

· региональная война

· крупномасштабная война;

· военная политика;

· военная организация государства;

· военное планирование

При этом отметим, что в современной Военной доктрине эти понятия конкретизуются и получают свое дальнейшее развитие. Так, под военной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять;

Военная опасность - это состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы;

Военная угроза понимается как состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию);

Военный конфликт представляет собой форму разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы. При этом отметим, что это понятие имеет широкий характер и включает в свой объем все виды вооруженного противоборства, в т.ч. крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты.

В продолжение рассмотрения вопроса отметим, что под вооруженным конфликтом понимается вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт).

Локальная война трактуется как война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Региональная война представляет собой войну с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.

С этим понятием сближается термин крупномасштабная война. Под ней понимается война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Военная политика представляет собой деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.

Военная организация государства трактуется как совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, а также части производственного и научного комплексов страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

И, наконец, военное планирование это определение порядка и способов реализации целей и задач развития военной организации, строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения и всестороннего обеспечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: