Состав возрастных групп детского сада с распределением по учебным годам

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 96

Аналитическая справка

о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

в ГБДОУ детский сад № 96 компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга

за 2009 – 2012 учебные годы

по интегративным качествам в образовательной области «Музыка»

Музыкальный руководитель Белоусова Ирина Ивановна

Санкт-Петербург

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Настоящая аналитическая справка содержит результаты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в ГБДОУ детский сад № 96 компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга за 2009 – 2012 учебные годы в образовательной области «Музыка».

Целью настоящего мониторинга является определение индивидуальных особенностей каждого ребенка для выработки дифференцированного подхода, подбора форм организации, методов и приёмов музыкальной образовательной работы. Проведен мною, музыкальным руководителем Белоусовой Ириной Ивановной, в форме организации, сбора, хранения и обработки информации, полученной путем наблюдения за детьми в процессе совместной деятельности.

Объектом настоящего мониторинга является уровень развития интегративных качеств личности ребёнка в результате освоения образовательной программы. Эти личностные качества в совокупности представляют портрет будущего первоклассника.

Особенностью данного мониторинга является то, что он проведен в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида, в возрастных группах (средняя, старшая и подготовительная) детей с ЗПР и логопедической группе (дети от 5 до 7 лет, переходят из групп с ЗПР). Основной и сопутствующий диагноз каждого ребенка, утвержденный МПК, приведены в Списках групп (приложение к Справке). Результаты наблюдений приведены на начало и конец каждого учебного года (приложение к Справке). Всего в течение трех лет наблюдалось 150 детей, от 47 до 53 в течение каждого учебного года.

Состав возрастных групп приведен в таблице ниже.

Состав возрастных групп детского сада с распределением по учебным годам

  Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Логопедическая группа Всего
2009-2010 в т.ч. - девочек - 6 мальчиков - 6 в т.ч. - девочек - 5 мальчиков - 8 в т.ч. - девочек - 4 мальчиков - 8 в т.ч. - девочек - 8 мальчиков - 8 в т.ч. - девочек - 23 мальчиков - 30
2010-2011 в т.ч. - девочек - 7 мальчиков - 5 в т.ч. - девочек - 3 мальчиков - 8 в т.ч. - девочек - 5 мальчиков - 7 в т.ч. - девочек - 8 мальчиков - 7 в т.ч. - девочек - 23 мальчиков - 27
2011-2012 в т.ч. - девочек - 5 мальчиков - 5 в т.ч. - девочек - 1 мальчиков - 10 в т.ч. - девочек - 2 мальчиков - 8 в т.ч. - девочек - 8 мальчиков - 8 в т.ч. - девочек - 16 мальчиков - 31

Предшествующий собственный многолетний опыт работы в данном учреждении, опыт коллег, наблюдения, анализ общеобразовательной программы и условий образовательного учреждения позволили дать описание проявлений интегративных качеств у детей каждой возрастной группы с учетом их специфических особенностей.

Интегративные качества Проявления интегративных качеств у ребенка в самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности
  Средний возраст (4-5 лет) Старший возраст (5-6 лет) Подготовительная группа (6-7 лет)
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками 1. Проявляет положительные эмоции в двигательной деятельности. 2. Обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующих возрасту. 1. Обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующих возрасту. 2. Охотно участвует в подвижных играх, выполняет упражнения. 1. Обнаруживает достаточный уровень физических качеств и основных движений, соответствующих возрасту. 2. Проявляет желание участвовать в подвижных играх и выполняет упражнения с элементами соревнования.
2. Любознательный, активный 1. Проявляет активность в разных видах музыкальной деятельности, 2. Задает вопросы. 1. Проявляет интерес к музыке и различным видам музыкальной деятельности. 2. Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» 1. Проявляет любознательность, познавательную активность в разных видах музыкальной деятельности. 2. Уточняет значение новых слов, задает вопросы.
3. Эмоционально отзывчивый 1. Реагирует на контрастные характеры в музыке различным спонтанным движением (весело – грустно) 2. Проявляет сочувствие к музыкальному образу 3. Может отразить простейший образ в движении: Зайчик, Киска и т.п. 1. Эмоционально откликается на музыкальные произведения, в которых переданы различные чувства и состояния людей и животных. 2. Проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам; адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме. 1. Понимает эмоциональные состояния окружающих, переживания близких людей, проявляет сочувствие, сопереживает персонажам сказок, историй. 2. Проявляет эмоциональный интерес к музыкальным произведениям, проявляет эстетические чувства, эмоции, просит прослушать любимую музыку, понимает некоторые образные средства, используемые для передачи настроения в музыке. 3. Испытывает чувства гордости и радости при «открытии» новых знаний во время совместно организованной деятельности с музыкальным руководителем.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками 1. Понимает обращенную к нему речь, пытается высказать свое мнение об услышанном. 2. Участвует в музыкальных играх, объединяется со сверстниками на основе личных симпатий. 1. Инициирует общение со взрослым по поводу услышанного и увиденного. 2. Стремится участвовать в музыкальных играх, танцах, объединяется со сверстниками на основе личных симпатий, считается с их интересами. 1. Имеет эмоционально окрашенную речь, использует при этом жесты, мимику. 2. Умеет договариваться со сверстниками, распределять роли в игре, обмениваться атрибутами по собственной инициативе. 3. Высказывает свое мнение, задает вопросы, отвечает на вопросы взрослого, вступает в диалог со взрослым самостоятельно.
5.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. 1.Способен слушать музыкальное произведение, сказку, не отвлекаясь, 6 -7 минут. 2.Соотносит свои действия с правилами игры в совместно организованной деятельности с музыкальным руководителем и в самостоятельной деятельности. 1. Способен слушать музыкальное произведение (фрагмент музыкальной сказки), соответствующее возрастным возможностям восприятия, с устойчивым интересом не менее 10 минут. 2.Соотносит свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил. 1. Знает и соблюдает общепринятые нормы поведения, выполняет правила в музыкальных играх. 2. Может оценить свои поступки в соответствии с правилами и поступки окружающих, движения произвольные. 3. Способен сосредоточенно действовать не менее 15 минут.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Использует разные способы звукоизвлечения во время музицирования. 1. Соотносит свои действия с заданными требованиями и планируемым результатом, находит и исправляет свои ошибки: звучащие инструменты – заместители (подбор по тембру двух одинаково внешне, но звучащих по-разному, 5-6 пар). 2. Умеет пользоваться схематическими изображениями для перестроений, танцев Способен ориентироваться по схеме во время различных перестроений, найти ошибку и самостоятельно исправить ее во время расстановки музыкантов симфонического оркестра и т.п.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе 1. Имеет представление и различает контрастные средства выразительности в музыке (лад, динамика, регистр, тембр). 2. Любит петь песенки о маме, бабушке, беседовать о семье. 3. Замечает изменения в природе, погоде. 1. Имеет представление о жанрах и музыкальных произведениях. 2. Проявляет интерес к различным видам музыкальной деятельности, переносит навыки в свободную деятельность. 3. Знает семейные и некоторые государственные праздники. 4. С удовольствием поет песни о животных, о природе. 1. Имеет представление о жанрах. Проявляет устойчивый интерес ко всем видам музыкальной деятельности. Импровизирует. Знает много музыкальных игр, вовлекает в них других, увлеченно музицирует. 2. Любит участвовать в театрализованной деятельности, знает государственные праздники, узнает мелодию гимна России.
8.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности 1. Понимает заданный вопрос, адекватно отвечает на него. 2. Испытывает положительные эмоции от угаданной загадки правильного ответа на вопрос или выполненного движения, ритмического рисунка и т.п. 1. Участвует под руководством взрослого в театрализованных игровых ситуациях, элементарном или творческом музицировании. 2. Пытается самостоятельно применить пошаговую инструкцию, устанавливать последовательность своих действий в музыкально – ритмической деятельности. 1. Имеет навыки слушания музыки вне движений и игр. Эмоционально откликается и умеет отобразить свои эмоции в рисунке, в графическом изображении, в линиях. 2. Выразительное пение, четкая дикция. 3. Импровизирует с музыкальными инструментами, озвучивает стихи и сказки при помощи шумовых инструментов.
9. Овладевший необходимыми навыками и умениями Образовательная область «Музыка». 1. Может исполнять метрический пульс в звучащих жестах (хлопки, шлепки, притопы), а также на маленьких маракасах, простейшую импровизацию (дождик, ручеек, гром…) 2. Поет естественным голосом, любит подпевать взрослым. 3. Любит двигаться под музыку, ритмично и менять движение в соответствии с изменением характера и сменой контрастных частей музыки, ритмично исполнять плясовые движения: выставление ног на пятку, притопы кружение, «пружинки», «фонарики», движения с предметами и др. 4. Прислушивается, когда звучит веселая, подвижная музыка, не может устоять, чтобы не двигаться под нее;, способен сосредоточиться на 10 -15 секунд для восприятия музыки, сидя на стуле. Образовательная область «Музыка». 1. Любит петь и поет естественным голосом, удерживает на дыхании более продолжительную музыкальную фразу –на 2 слова, может интонировать в диапазоне ре –ля первой октавы, начинать и заканчивать вместе с музыкой. Пропевает все слова знакомой песни вместе со взрослым. 2. Владеет движениями: топающий шаг, ходьба на носках, легкий бег, прямой галоп, кружение топающим шагом, на носочках в парах и по одному, легкие подскоки. Может выполнять движения с различными атрибутами, некоторые образные движения: «кошечку» и т.п. 3. Любит играть на шумовых музыкальных инструментах, знает основные исполнительские приемы, может исполнить простые ритмы с речевой поддержкой, а затем и без нее; уверенно исполнять метрический пульс. Любит свободную игровую деятельность с инструментами, умеет самостоятельно подыгрывать на них звучащей музыке. 4. Проявляет интерес, когда звучит красивая музыка, останавливается, когда слышит ее; способен слушать несложные пьесы вне движения и игры продолжительностью до 15 – 20 секунд. Образовательная область «Музыка». 1. Любит петь и делает это эмоционально, с удовольствием. Имеет базовые сформированные вокально-хоровые навыки: поет естественным голосом, четко артикулируя слова, удерживает на дыхании небольшую фразу, передает интонации несложных мелодий, поет слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение каждого куплета. Сочетает пение, игру и движение. Начинает осознанно контролировать слухом собственное пение. 2. Согласует движение с метроритмом и формой музыкального произведения; может выполнять перестроения в пространстве по показу взрослого, а также ориентируясь на схему танца, исполняет движения с различными атрибутами. Начинает контролировать свое качество исполнения и других. 3. Любит музицировать на инструментах, знает их названия, имеет четкие навыки игры метрического пульса, простейших ритмов, остинатных ритмов с речевой поддержкой. Способен с помощью педагогов озвучивать несложные стихи и сказки. Уверенно чувствует себя в шумовом оркестре. Может контролировать свое исполнение и других детей (правильно – неправильно). 4. Проявляет интерес к слушанию музыки в более сложных образах, способен к восприятию внепрограммной классической музыки продолжительностью 25 -35 секунд. Имеет 3-4 любимых произведения, которые просит повторить.

В процессе совместной деятельности на основании наблюдений, оценки выполнения детьми заданий, а также их самостоятельной деятельности в зависимости от степени выраженности показателя делается вывод об уровне сформированности того или иного интегративного качества ребенка: высокий, средний, низкий. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов как показано в ниже приведенной таблице:

Степень выраженности показателя Количество баллов – уровень качества
Качество ярко выражено, проявляется самостоятельно 3 балла – высокий уровень
Качество слабо выражено, проявляется с помощью взрослого 2 балла – средний уровень
Качество не выражено 1 балл – низкий уровень

Полученные ребенком баллы заносятся в таблицу результатов и суммируются по каждому интегративному качеству, выводится среднее значение. По среднему значению показателя определяется уровень сформированности интегративных качеств каждого ребенка, средний показатель сформированности каждого интегративного качества в возрастной группе и уровень освоения Программы возрастной группой в процентном отношении, а также относительное значение показателя роста уровня интегративных качеств у детей по возрастной группе в целом с сентября по май каждого учебного года.

Средние показатели соответствуют следующим уровням сформированности интегративных качеств:

- 2,5-3,0 баллов (высокий уровень) – большинство интегративных качеств ребенка сформированы;

- 1,5-2,5 баллов (средний уровень) - показатель интегративных качеств ребенка находится в стадии роста;

- 1,0-1,5 баллов - большинство компонентов интегративных качеств ребенка недостаточно развиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: