Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 96
Аналитическая справка
о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
в ГБДОУ детский сад № 96 компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга
за 2009 – 2012 учебные годы
по интегративным качествам в образовательной области «Музыка»
Музыкальный руководитель Белоусова Ирина Ивановна
Санкт-Петербург
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Настоящая аналитическая справка содержит результаты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в ГБДОУ детский сад № 96 компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга за 2009 – 2012 учебные годы в образовательной области «Музыка».
Целью настоящего мониторинга является определение индивидуальных особенностей каждого ребенка для выработки дифференцированного подхода, подбора форм организации, методов и приёмов музыкальной образовательной работы. Проведен мною, музыкальным руководителем Белоусовой Ириной Ивановной, в форме организации, сбора, хранения и обработки информации, полученной путем наблюдения за детьми в процессе совместной деятельности.
Объектом настоящего мониторинга является уровень развития интегративных качеств личности ребёнка в результате освоения образовательной программы. Эти личностные качества в совокупности представляют портрет будущего первоклассника.
Особенностью данного мониторинга является то, что он проведен в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида, в возрастных группах (средняя, старшая и подготовительная) детей с ЗПР и логопедической группе (дети от 5 до 7 лет, переходят из групп с ЗПР). Основной и сопутствующий диагноз каждого ребенка, утвержденный МПК, приведены в Списках групп (приложение к Справке). Результаты наблюдений приведены на начало и конец каждого учебного года (приложение к Справке). Всего в течение трех лет наблюдалось 150 детей, от 47 до 53 в течение каждого учебного года.
Состав возрастных групп приведен в таблице ниже.
Состав возрастных групп детского сада с распределением по учебным годам
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | Логопедическая группа | Всего | |
2009-2010 | в т.ч. - девочек - 6 мальчиков - 6 | в т.ч. - девочек - 5 мальчиков - 8 | в т.ч. - девочек - 4 мальчиков - 8 | в т.ч. - девочек - 8 мальчиков - 8 | в т.ч. - девочек - 23 мальчиков - 30 |
2010-2011 | в т.ч. - девочек - 7 мальчиков - 5 | в т.ч. - девочек - 3 мальчиков - 8 | в т.ч. - девочек - 5 мальчиков - 7 | в т.ч. - девочек - 8 мальчиков - 7 | в т.ч. - девочек - 23 мальчиков - 27 |
2011-2012 | в т.ч. - девочек - 5 мальчиков - 5 | в т.ч. - девочек - 1 мальчиков - 10 | в т.ч. - девочек - 2 мальчиков - 8 | в т.ч. - девочек - 8 мальчиков - 8 | в т.ч. - девочек - 16 мальчиков - 31 |
Предшествующий собственный многолетний опыт работы в данном учреждении, опыт коллег, наблюдения, анализ общеобразовательной программы и условий образовательного учреждения позволили дать описание проявлений интегративных качеств у детей каждой возрастной группы с учетом их специфических особенностей.
Интегративные качества | Проявления интегративных качеств у ребенка в самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности | ||
Средний возраст (4-5 лет) | Старший возраст (5-6 лет) | Подготовительная группа (6-7 лет) | |
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | 1. Проявляет положительные эмоции в двигательной деятельности. 2. Обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующих возрасту. | 1. Обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующих возрасту. 2. Охотно участвует в подвижных играх, выполняет упражнения. | 1. Обнаруживает достаточный уровень физических качеств и основных движений, соответствующих возрасту. 2. Проявляет желание участвовать в подвижных играх и выполняет упражнения с элементами соревнования. |
2. Любознательный, активный | 1. Проявляет активность в разных видах музыкальной деятельности, 2. Задает вопросы. | 1. Проявляет интерес к музыке и различным видам музыкальной деятельности. 2. Задает вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» | 1. Проявляет любознательность, познавательную активность в разных видах музыкальной деятельности. 2. Уточняет значение новых слов, задает вопросы. |
3. Эмоционально отзывчивый | 1. Реагирует на контрастные характеры в музыке различным спонтанным движением (весело – грустно) 2. Проявляет сочувствие к музыкальному образу 3. Может отразить простейший образ в движении: Зайчик, Киска и т.п. | 1. Эмоционально откликается на музыкальные произведения, в которых переданы различные чувства и состояния людей и животных. 2. Проявляет доброжелательность по отношению к сверстникам; адекватно реагирует на радостные и печальные события в ближайшем социуме. | 1. Понимает эмоциональные состояния окружающих, переживания близких людей, проявляет сочувствие, сопереживает персонажам сказок, историй. 2. Проявляет эмоциональный интерес к музыкальным произведениям, проявляет эстетические чувства, эмоции, просит прослушать любимую музыку, понимает некоторые образные средства, используемые для передачи настроения в музыке. 3. Испытывает чувства гордости и радости при «открытии» новых знаний во время совместно организованной деятельности с музыкальным руководителем. |
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | 1. Понимает обращенную к нему речь, пытается высказать свое мнение об услышанном. 2. Участвует в музыкальных играх, объединяется со сверстниками на основе личных симпатий. | 1. Инициирует общение со взрослым по поводу услышанного и увиденного. 2. Стремится участвовать в музыкальных играх, танцах, объединяется со сверстниками на основе личных симпатий, считается с их интересами. | 1. Имеет эмоционально окрашенную речь, использует при этом жесты, мимику. 2. Умеет договариваться со сверстниками, распределять роли в игре, обмениваться атрибутами по собственной инициативе. 3. Высказывает свое мнение, задает вопросы, отвечает на вопросы взрослого, вступает в диалог со взрослым самостоятельно. |
5.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. | 1.Способен слушать музыкальное произведение, сказку, не отвлекаясь, 6 -7 минут. 2.Соотносит свои действия с правилами игры в совместно организованной деятельности с музыкальным руководителем и в самостоятельной деятельности. | 1. Способен слушать музыкальное произведение (фрагмент музыкальной сказки), соответствующее возрастным возможностям восприятия, с устойчивым интересом не менее 10 минут. 2.Соотносит свои поступки с общепринятыми правилами, делает замечания сверстнику и взрослому при нарушении правил. | 1. Знает и соблюдает общепринятые нормы поведения, выполняет правила в музыкальных играх. 2. Может оценить свои поступки в соответствии с правилами и поступки окружающих, движения произвольные. 3. Способен сосредоточенно действовать не менее 15 минут. |
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | Использует разные способы звукоизвлечения во время музицирования. | 1. Соотносит свои действия с заданными требованиями и планируемым результатом, находит и исправляет свои ошибки: звучащие инструменты – заместители (подбор по тембру двух одинаково внешне, но звучащих по-разному, 5-6 пар). 2. Умеет пользоваться схематическими изображениями для перестроений, танцев | Способен ориентироваться по схеме во время различных перестроений, найти ошибку и самостоятельно исправить ее во время расстановки музыкантов симфонического оркестра и т.п. |
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | 1. Имеет представление и различает контрастные средства выразительности в музыке (лад, динамика, регистр, тембр). 2. Любит петь песенки о маме, бабушке, беседовать о семье. 3. Замечает изменения в природе, погоде. | 1. Имеет представление о жанрах и музыкальных произведениях. 2. Проявляет интерес к различным видам музыкальной деятельности, переносит навыки в свободную деятельность. 3. Знает семейные и некоторые государственные праздники. 4. С удовольствием поет песни о животных, о природе. | 1. Имеет представление о жанрах. Проявляет устойчивый интерес ко всем видам музыкальной деятельности. Импровизирует. Знает много музыкальных игр, вовлекает в них других, увлеченно музицирует. 2. Любит участвовать в театрализованной деятельности, знает государственные праздники, узнает мелодию гимна России. |
8.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | 1. Понимает заданный вопрос, адекватно отвечает на него. 2. Испытывает положительные эмоции от угаданной загадки правильного ответа на вопрос или выполненного движения, ритмического рисунка и т.п. | 1. Участвует под руководством взрослого в театрализованных игровых ситуациях, элементарном или творческом музицировании. 2. Пытается самостоятельно применить пошаговую инструкцию, устанавливать последовательность своих действий в музыкально – ритмической деятельности. | 1. Имеет навыки слушания музыки вне движений и игр. Эмоционально откликается и умеет отобразить свои эмоции в рисунке, в графическом изображении, в линиях. 2. Выразительное пение, четкая дикция. 3. Импровизирует с музыкальными инструментами, озвучивает стихи и сказки при помощи шумовых инструментов. |
9. Овладевший необходимыми навыками и умениями | Образовательная область «Музыка». 1. Может исполнять метрический пульс в звучащих жестах (хлопки, шлепки, притопы), а также на маленьких маракасах, простейшую импровизацию (дождик, ручеек, гром…) 2. Поет естественным голосом, любит подпевать взрослым. 3. Любит двигаться под музыку, ритмично и менять движение в соответствии с изменением характера и сменой контрастных частей музыки, ритмично исполнять плясовые движения: выставление ног на пятку, притопы кружение, «пружинки», «фонарики», движения с предметами и др. 4. Прислушивается, когда звучит веселая, подвижная музыка, не может устоять, чтобы не двигаться под нее;, способен сосредоточиться на 10 -15 секунд для восприятия музыки, сидя на стуле. | Образовательная область «Музыка». 1. Любит петь и поет естественным голосом, удерживает на дыхании более продолжительную музыкальную фразу –на 2 слова, может интонировать в диапазоне ре –ля первой октавы, начинать и заканчивать вместе с музыкой. Пропевает все слова знакомой песни вместе со взрослым. 2. Владеет движениями: топающий шаг, ходьба на носках, легкий бег, прямой галоп, кружение топающим шагом, на носочках в парах и по одному, легкие подскоки. Может выполнять движения с различными атрибутами, некоторые образные движения: «кошечку» и т.п. 3. Любит играть на шумовых музыкальных инструментах, знает основные исполнительские приемы, может исполнить простые ритмы с речевой поддержкой, а затем и без нее; уверенно исполнять метрический пульс. Любит свободную игровую деятельность с инструментами, умеет самостоятельно подыгрывать на них звучащей музыке. 4. Проявляет интерес, когда звучит красивая музыка, останавливается, когда слышит ее; способен слушать несложные пьесы вне движения и игры продолжительностью до 15 – 20 секунд. | Образовательная область «Музыка». 1. Любит петь и делает это эмоционально, с удовольствием. Имеет базовые сформированные вокально-хоровые навыки: поет естественным голосом, четко артикулируя слова, удерживает на дыхании небольшую фразу, передает интонации несложных мелодий, поет слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение каждого куплета. Сочетает пение, игру и движение. Начинает осознанно контролировать слухом собственное пение. 2. Согласует движение с метроритмом и формой музыкального произведения; может выполнять перестроения в пространстве по показу взрослого, а также ориентируясь на схему танца, исполняет движения с различными атрибутами. Начинает контролировать свое качество исполнения и других. 3. Любит музицировать на инструментах, знает их названия, имеет четкие навыки игры метрического пульса, простейших ритмов, остинатных ритмов с речевой поддержкой. Способен с помощью педагогов озвучивать несложные стихи и сказки. Уверенно чувствует себя в шумовом оркестре. Может контролировать свое исполнение и других детей (правильно – неправильно). 4. Проявляет интерес к слушанию музыки в более сложных образах, способен к восприятию внепрограммной классической музыки продолжительностью 25 -35 секунд. Имеет 3-4 любимых произведения, которые просит повторить. |
В процессе совместной деятельности на основании наблюдений, оценки выполнения детьми заданий, а также их самостоятельной деятельности в зависимости от степени выраженности показателя делается вывод об уровне сформированности того или иного интегративного качества ребенка: высокий, средний, низкий. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов как показано в ниже приведенной таблице:
Степень выраженности показателя | Количество баллов – уровень качества |
Качество ярко выражено, проявляется самостоятельно | 3 балла – высокий уровень |
Качество слабо выражено, проявляется с помощью взрослого | 2 балла – средний уровень |
Качество не выражено | 1 балл – низкий уровень |
Полученные ребенком баллы заносятся в таблицу результатов и суммируются по каждому интегративному качеству, выводится среднее значение. По среднему значению показателя определяется уровень сформированности интегративных качеств каждого ребенка, средний показатель сформированности каждого интегративного качества в возрастной группе и уровень освоения Программы возрастной группой в процентном отношении, а также относительное значение показателя роста уровня интегративных качеств у детей по возрастной группе в целом с сентября по май каждого учебного года.
Средние показатели соответствуют следующим уровням сформированности интегративных качеств:
- 2,5-3,0 баллов (высокий уровень) – большинство интегративных качеств ребенка сформированы;
- 1,5-2,5 баллов (средний уровень) - показатель интегративных качеств ребенка находится в стадии роста;
- 1,0-1,5 баллов - большинство компонентов интегративных качеств ребенка недостаточно развиты.