Общие положения 1 страница

Тема 1. Понятие, предмет и система

хозяйственного процессуального права

В соответствии с действующим законодательством хозяй­ственный суд в Республике Беларусь осуществляет правосудие путём разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных, земель­ных, финансовых и иных публичных правоотношений.

В статье 1 Хозяйственного процессуального кодекса Респу­блики Беларусь закреплён ряд основных терминов, в том чис­ле и понятия «хозяйственный суд» и «хозяйственный спор».

Так, хозяйственный суд — это Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и г. Минска, специализированные хозяйственные суды, образо­ванные в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами о судоустройстве и статусе судей и законодательными актами о хозяйственных судах.

Необходимо также определить понятие хозяйственного (экономического) спора. Это спор, возникающий при осущест­влении предпринимательской и иной хозяйственной (экономи­ческой) деятельности.

Говоря о судах, необходимо обратить внимание на право­судие как на специфический вид деятельности.

Правосудие — деятельность суда (органа государственной власти) по разрешению различных споров в сфере права. Дея­тельность хозяйственного суда по осуществлению правосудия представляет собой хозяйственный процесс, а совокупность правовых норм, регулирующих порядок этой деятельности, называют хозяйственным процессуальным правом.

Хозяйственное процессуальное право (как самостоятельная отрасль права) — система норм, регулирующих деятельность


хозяйственного суда и иных заинтересованных субъектов, свя­занных с осуществлением правосудия по делам, отнесённым к ведению хозяйственных судов.

Хозяйственное процессуальное право включает два вида норм — организационные и процессуальные. Организаци­онные нормы закрепляют систему и порядок деятельности хозяйственных судов, процессуальные — непосредственно устанавливают порядок осуществления правосудия.

Предмет хозяйственного процессуального права пред­ставляет собой совокупность процессуальных действий суда и иных заинтересованных субъектов при осуществлении хозяй­ственного судопроизводства.

Хозяйственный процессуальный метод правового регули­рования сочетает в себе элементы императивного (властных предписаний) характера с диспозитивным (дозволительным) началом. Одновременное сочетание в хозяйственном процес­суальном методе правового регулирования императивных и диспозитивных, публично-правовых и частноправовых начал объясняется правовой природой хозяйственного процессуаль­ного права.

Хозяйственный процесс, с одной стороны, представляет собой властную деятельность хозяйственного суда по примене­нию норм материального и процессуального права, а с другой, является формой принудительного осуществления субъектив­ных прав в основном тех отраслей права, которые строятся на равенстве, диспозитивности их субъектов.

Императивные начала метода хозяйственного процессуаль­ного права в основном проявляются в следующем:

1) процессуальные нормы обеспечивают главенствующее положение хозяйственного суда как органа судебной вла­сти;

2) в качестве основных юридических фактов выступают властные процессуальные действия хозяйственного суда;

3) хозяйственное процессуальное право обеспечивает хо­зяйственному суду право контроля за действиями сторон, а также наделяет хозяйственный суд полномочиями по руко­водству процессом;

4) хозяйственный процесс основывается на строго опреде­лённом процессуальном порядке осуществления правосудия — хозяйственной процессуальной форме.





Диапозитивные начала проявляются:

1) м равенстве сторон хозяйственного процесса при защите своих нрав и законных интересов;

2) свободе пользования этими правами, поскольку субъек-||.i хозяйственного процессуального права могут осуществлять либо не осуществлять свои права;

3) наличии системы гарантий прав субъектов хозяйствен­ного процесса.

Хозяйственное процессуальное право защищает интересы истца в смысле процессуальных гарантий так же, как и инте­ресы ответчика.

Как и большинство других отраслей права, хозяйственное процессуальное право состоит из общей и особенной частей.

К общей части относятся нормы, закрепляющие право на обращение в хозяйственный суд, принципы хозяйственного процесса, состав и компетенцию суда, подведомственность и подсудность, доказательства в хозяйственном процессе, со­став лиц, участвующих в деле, судебные расходы, судебные штрафы.

Особенная часть хозяйственного процессуального права включает нормы, регулирующие процессуальные отношения в ходе реализации стадий хозяйственного процесса.

Нормы хозяйственного процессуального права находятся во взаимодействии и взаимосвязи с нормами других отрас­лей права. Связь хозяйственного процессуального права и конституционного права состоит в том, "что в соответствии со статьей 109 действующей Конституции Республики Беларусь судебная власть в республике принадлежит судам. В главе 6 Конституции закреплён принцип осуществления правосудия только судом.

Хозяйственное процессуальное право по своей системе, институтам, стадиям схоже с гражданским процессуальным правом. Эти две отрасли осуществляют правосудие в сфере гражданского оборота. Главными субъектами как в хозяй­ственном, так и гражданском процессе являются суды раз­личных инстанций.

Различие между хозяйственным процессуальным и уго­ловно-процессуальным правом состоит в основании возникнове­ния соответствующего правоотношения (гражданско-правовой спор либо совершение уголовно наказуемого деяния).


Наиболее тесная связь у хозяйственного процессуального права существует с гражданским правом, которое оказывает непосредственное воздействие на содержание норм хозяйствен­ного процессуального права. Так, хозяйственная процессуаль­ная право- и дееспособность определяется право- и дееспособ­ностью в гражданском праве. Требования к форме сделок, закреплённые гражданско-правовыми нормами, определяют принцип допустимости средств доказывания в хозяйственном процессуальном праве.

Нормы хозяйственного процессуального права взаимосвя­заны также с налоговым, экологическим, банковским, адми­нистративным и другими отраслями права.

Одним из основных источников хозяйственного про­цессуального права является Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь fXIIKj. Кодекс содержит совокупность норм, регулирующих весь хозяйственный процесс. Значение ХПК состоит в том, что установлен­ный им порядок разрешения споров в сфере хозяйствен­ной деятельности гарантирует соблюдение законности, равноправие сторон, создаёт необходимые условия для оперативного восстановления нарушенных прав участни­ков хозяйственных (экономических) отношений. К источ­никам хозяйственного процессуального права относятся: Конституция Республики Беларусь; Хозяйственный про­цессуальный кодекс Республики Беларусь; другие кодек­сы; законы, декреты и указы Президента Республики Бе­ларусь; международные договоры Республики Беларусь; постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственный процесс — это совокупность процессуаль­ных действий и возникающих в ходе этих действий процессу­альных правоотношений, связанных с осуществлением право­судия по хозяйственным (экономическим) спорам.

Целями судопроизводства в хозяйственных судах яв­ляются:

1. Обеспечение законного разрешения споров, возни­кающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодатель­ными актами.


2. Справедливое судебное разбирательство компетент­ным, независимым и беспристрастным судом.

Задачи судопроизводства в хозяйственных судах:

-Ф- правильное и своевременное рассмотрение хозяйствен­ными судами дел;

ф защита нарушенных или оспариваемых прав и закон­ных интересов юридических лиц, индивидуальных предпри­нимателей, а также прав и законных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Респу­блики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов и должностных лиц в указанной сфере, а в случаях, предусмотренных законо­дательными актами, — организаций, не являющихся юриди­ческими лицами, и граждан;

<§■ содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяй­ственной (экономической) деятельности;

■& исполнение установленных ХПК и иными законода­тельными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах судебных постановлений и актов иных органов;

-О- содействие становлению и совершенствованию партнёр­ских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота;

■v- укрепление авторитета судебной власти.

Для того чтобы начать процесс, заинтересованное лицо должно обратиться в хозяйственный суд в форме, предусмо­тренной статьей 7 ХПК. Хозяйственный процесс по любому делу проходит несколько этапов, которые именуются стадия­ми процесса. Под стадией процесса понимается совокупность ряда процессуальных действий, объединённых соответствую­щей процессуальной целью. К стадиям хозяйственного про­цесса относятся:

1) возбуждение дела в хозяйственном суде;

2) подготовка дела к судебному разбирательству;

3) разрешение споров в заседании хозяйственного суда;

4) производство в хозяйственном суде апелляционной ин­станции;

5) производство в кассационной инстанции;

6) производство по рассмотрению судебных актов в поряд­ке надзора;


7) производство о возобновлении дел по вновь открывшим­ся обстоятельствам;

8) исполнительное производство в хозяйственных судах.

В ряде источников приводятся иные классификации ста­дий, однако именно восьмизвенная структура, по нашему мнению, является наиболее полной и отражает специфику хозяйственного процесса.

Необходимо разграничивать три основных понятия: «хо­зяйственный процесс», «хозяйственное процессуальное право», «наука хозяйственного процессуального права». Хозяйственный процесс — это система юридических действий хозяйственного суда и других заинтересованных лиц, урегулированных нормами хозяйственного процессуального права, по поводу разрешения дел, отнесённых к ведению хозяйственных судов. Хозяйственное процессуальное право — это совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственный процесс. Наука хозяйственного процессуального права — система знаний о хозяйственном про­цессуальном праве и некоторых других вопросах.

Следует также разграничивать понятия науки хозяйствен­ного процесса и хозяйственный процесс как учебную дис­циплину. Хозяйственный процесс как учебная дисциплина изучает прежде всего действующее хозяйственное процессу­альное право, его нормы и институты. Объектом изучения являются также концепции, правовые взгляды, исторические факты по проблемам хозяйственного процесса, накопленные правовой наукой.

Наука хозяйственного процессуального права изучает су­дебную и социальную практику, связанную с функциониро­ванием суда, эффективность действия норм хозяйственного процессуального права. Исследуются также иностранное за­конодательство и практика функционирования хозяйственной юрисдикции за рубежом. Проведение сравнительно-правовых исследований по хозяйственному процессу облегчается сход­ством терминологии и основных институтов хозяйственного процессуального права и гражданского процессуального пра­ва. Наукой хозяйственного процессуального права изучаются иные формы защиты гражданских прав и деятельности орга­нов гражданской юрисдикции.

4 Возникновение хозяйственного процесса в нашей стране как самостоятельной отрасли правосудия можно отнести к





первой половине XIX в., когда в Российской империи были созданы специальные суды по разрешению коммерческих спо­ров как органы по рассмотрению торговых и вексельных дел и дел о торговой несостоятельности. После Октябрьской рево­люции старая судебная система была ликвидирована и только в 20-е годы XX в. в период новой экономической политики в рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились дела по спорам между государственными предприятиями и учреждениями.

В 1931 г. в СССР была образована система органов госу­дарственного арбитража, в которую входили государственный и ведомственный арбитражи. Основная задача этих органов состояла в разрешении имущественных споров между учреж­дениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в целях обеспечения договорной и плановой дисци­плины и хозрасчёта.

В 1960 г. было утверждено Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР, а в 1974 г. Госарби­траж СССР преобразован в союзно-республиканский орган. С 1977 г. арбитраж является конституционным органом, а в 1979 г. принято новое Положение и разработаны Правила рассмотрения хозяйственных споров в соответствии с Законом «О Государственном арбитраже в СССР».

В ноябре 1998 г. Парламентом Республики Беларусь были приняты два основополагающих документа, регулирующие и закрепляющие правовые основы и принципы осуществления хозяйственно-процессуальной деятельности. Новый Хозяй­ственный процессуальный кодекс Республики Беларусь и За­кон «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» стали результатом последовательного проведения судебно-правовой реформы в Республике Беларусь.

22 июня 2004 г. были внесены изменения в действующий Хозяйственный процессуальный кодекс. Новая редакция ХПК вступила в действие 6 марта 2005 г., а с 1 ноября 2007 г. утратил силу Закон «О хозяйственных судах в Республике Беларусь».

1. Что такое хозяйственное процессуальное право, его пред­мет, метод и система? 2. Назовите источники хозяйственного процессуального права. 3. Что такое хозяйственное судопроиз­водство (процесс), каковы его цели и задачи? 4. Какие существу­ют виды и стадии хозяйственного судопроизводства?


Тема 2. Принципы хозяйственного процессуального права

В науке под принципами обычно понимаются основопола­гающие начала, ключевые идеи.

Право как система общеобязательных норм, установлен­ных и обеспечиваемых государством, также основано на прин­ципах.

Хозяйственное процессуальное право имеет свои принци­пы, которые выражают сущность хозяйственного процесса. В этих принципах концентрируются взгляды законодателя на характер и содержание хозяйственного судопроизводства.

Принципы хозяйственного права представляют собой си­стему взаимосвязанных компонентов. Каждый принцип са^ мостоятелен, но в то же время он действует только в системе принципов хозяйственного процесса.

Принципы хозяйственного процессуального права, как и принципы вообще, имеют значение не только для правопри­менительной, но и для нормотворческой деятельности. Отсту­пление от принципов хозяйственного процессуального права приводит к вынесению незаконных решений.

Говоря о принципах, следует отметить, что в юридической науке существуют разные взгляды на их систему. Поэтому возможны различные основания для их классификации, на­пример:

1) по функциональному признаку;

2) сфере действия;

3) правовому источнику, в котором закреплено содержание принципа.

На современном уровне развития системы гражданской юрисдикции можно утверждать, что принципы организации и деятельности органов гражданской юрисдикции совпадают по многим составляющим. В гражданском и хозяйственном про­цессуальном праве в настоящее время практически отсутству­ют отраслевые принципы, которые в основном приобрели ме­жотраслевой характер, действуя во всех сферах гражданской юрисдикции. Например, принцип диспозитивности характе­рен не только для гражданского процессуального, но и для хозяйственного процессуального права, а также конституци­онного судопроизводства, нотариального производства, испол-





нителыюго производства. То же самое относится к принципам состязательности и равноправия сторон. Схожесть принципов гражданского и хозяйственного процессов можно объяснить значительным сходством хозяйственной процессуальной и гражданской процессуальной форм, единством основных на­чал деятельности всех органов судебной власти.

Принципы хозяйственного процесса можно разделить по сфере действия:

1) на общеправовые, действующие во всех без исключения отраслях права (например, принцип законности);

2) межотраслевые, закреплённые в нормах нескольких от­раслей права, как правило, близких по характеру (например, гласность судебного разбирательства);

3) отраслевые, которые закреплены в нормах только одной конкретной отрасли права.

Принципы также можно классифицировать на консти­
туционные и закреплённые в отраслевом законодательстве.
Следует подчеркнуть расширение числа конституционных
принципов: это наиболее важные принципы межотраслевого
характера, имеющие особое политико-правовое значение. Вви­
ду значения судебной власти эти важнейшие начала её функ­
ционирования непосредственно закреплены в Конституции
Республики Беларусь. К их числу относятся: осуществление
правосудия только судом; независимость судей; гласность
судебного разбирательства; состязательность и равноправие
сторон. *

По функциональному признаку принципы хозяйственного процесса подразделяются:

1) на судоустройственные (например, осуществление пра­
восудия только судом, гласность судебного разбирательства и

др.);

2) судопроизводственные (это равноправие сторон; право
на юридическую помощь).

Глава 2 ХПК содержит перечень принципов судопроизвод­ства в хозяйственном суде. Следует подчеркнуть, что основу большинства этих принципов составляют положения, закре­плённые в главе 6 Конституции Республики Беларусь.

Основным принципом хозяйственного процессуального права является принцип законности (статья 14 ХПК). Ука­занный принцип предусматривает не только строгое соблю-


дение законности. Нарушение правовых установлений влечёт применение различных видов ответственности к участникам хозяйственных правоотношений. Если при рассмотрении кон­кретного дела суд придёт к выводу, что нормативный право­вой акт не соответствует Конституции Республики Беларусь, он должен принять решение, которое соответствовало бы Конституции, и после вступления в законную силу судебного постановления поставить перед Высшим Хозяйственным Су­дом вопрос о внесении им предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании данного нормативного правового акта неконституционным.

Не менее важным является принцип, закреплённый в ста­тье 10 ХПК, — осуществление правосудия в хозяйственном судопроизводстве только хозяйственным судом. Данный принцип подчеркивает исключительное право хозяйственного суда на осуществление правосудия по делам, отнесённым к его компетенции. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, а также Кодексом о судоустройстве и статусе судей судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в установленном порядке. Судебная власть в.республике осуществляется только судами в лице судей, которые назначаются на должность Указом Президента Ре­спублики Беларусь. В основу построения судебной системы заложены два принципа, предусмотренные статьей 109 Кон­ституции: принцип территориальности и принцип специали­зации. Правосудие по хозяйственным спорам осуществляется хозяйственными судами, система которых закреплена в Ко­дексе о судоустройстве и статусе судей, а полномочия внутри судебной системы распределяются в соответствии с правила­ми подсудности. Следует отметить, что в настоящее время хозяйственные суды осуществляют также административное судопроизводство по ряду правонарушений.

Одной из важнейших гарантий, закреплённых в Консти­туции Республики Беларусь, является гарантия защиты прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определённые законом сроки. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на судебную защиту от пося­гательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией и иными актами законодательства, а также от





незаконных действий (бездействия) государственных орга­нов, иных организаций, их должностных лиц. Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется право на судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и междуна­родными договорами Республики Беларусь.

Организации, индивидуальные предприниматели имеют право на судебную защиту от посягательств на их права и законные интересы, гарантированные законодательством, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц.

В статье 15 ХПК закрепляется принцип равенства всех перед законом и хозяйственным судом. В рамках указанного принципа реализуется положение, закреплённое в статье 22 Конституции, предусматривающее равенство всех перед судом и законом. Следует отметить, что указанный принцип рас­пространяется не только на физических, но и на юридических лиц. Независимо от формы собственности и организационно-правовой структуры субъекты хозяйствования обладают рав­ными правами в ходе осуществления правосудия, они могут рассчитывать на равную защиту своих нарушенных либо оспа­риваемых прав. Кроме того, разрешение хозяйственных споров осуществляется по единым правилам, установленным ХПК.

В соответствии со статьёй 62 Конституции каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод. Указанное право даёт возможность пользо­ваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, орга­нах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмо­тренных законом, юридическая помощь оказывается за счёт государственных средств.

Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

Для реализации этого конституционного принципа в ХПК предусматривается возможность оказания юридической по­мощи при ведении дел в хозяйственных судах посредством адвокатов в соответствии с Законом об адвокатуре, а также представителей (глава 7 ХПК) и т. д.


Особо следует подчеркнуть, что юридическая помощь может оказываться на любой стадии хозяйственного судопроизводства.

В целях наиболее эффективной защиты прав юридических и физических лиц реализуется принцип сочетания единолич­ного и коллегиального рассмотрения дел в хозяйственном суде. Этот принцип представляет собой такое правило, в соот­ветствии с которым в зависимости от категории дела и ряда других критериев разбирательство дела в хозяйственном судо­производстве осуществляется судьёй хозяйственного суда еди­нолично либо хозяйственным судом в коллегиальном составе.

Как правило, в хозяйственном суде первой инстанции де­ла рассматриваются судьями единолично, однако, учитывая сложность и характер дела, председатель хозяйственного суда либо его заместитель могут принять решение о коллегиальном рассмотрении.

Рассмотрение дела в хозяйственном суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанцией, с учётом специфики данных стадий (пересматриваются ранее вынесенные реше­ния), проводится коллегиально.

При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда вхо­дит нечётное количество судей, один из которых является йредседательствующим. Решение по делу принимается боль­шинством голосов. Если один из судей выражает несогласие с решением, он может высказать своё особое мнение.

Главное значение принципа коллегиальности заключается в том, что его несоблюдение при рассмотрении дел является основанием для отмены судебных актов (см. статьи 280, 297, 314 ХПК), за исключением надзорного производства.

Одним из конституционных принципов является принцип независимости суда. Применительно к судьям хозяйственных судов данный принцип получил развитие в статье 12 ХПК, где говорится не только о независимости судей, но и о подчи­нении их только законодательству.

Независимость судей предполагает как организационную, так и функциональную независимость. Организационная не­зависимость основана на соблюдении конституционного прин­ципа разделения властей (статья 6 Конституции Республики Беларусь). Органы исполнительной и законодательной власти не имеют права вмешиваться в деятельность хозяйственного суда, влиять на него при вынесении решени^цо делу.

I :'"

1 у!Н!верс!тэта;

J 1М!Я А-. А. Куляшов*!.


Функциональная независимость — это независимость судей при исполнении своих полномочий. Однако рассматриваемое понятие предполагает расширенное толкование. Судьи должны быть независимы в своих убеждениях, никто не имеет права оказывать влияние на судей при принятии решения.

Независимость судей может быть достигнута только бла­годаря комплексу правовых предписаний и гарантий. Так, для судей хозяйственного суда существует особый порядок назначения на должность и оставления должности, им предо­ставляются соответствующие гарантии осуществления про­фессиональной деятельности, их материальное обеспечение предусмотрено за счёт средств государственного бюджета. Большинство гарантий деятельности судей закреплено в ХПК (например, тайна совещательной комнаты, возможность вы­носить особое мнение и т. д.).

Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность недопустимы и влекут за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством.

В статье 20 ХПК закреплено положение, согласно которому судопроизводство в хозяйственном суде должно осуществлять­ся на одном из государственных языков. В соответствии со ста­тьёй 17 Конституции Республики Беларусь государственными языками в нашей стране являются белорусский и русский.

Закрепление данного принципа позволяет обеспечивать в полном объёме права участников хозяйственного процесса. Так, лица, участвующие в деле и не владеющие государственными языками, имеют право вступать в хозяйственный процесс и зна­комиться с материалами дела с помощью переводчика. При этом переводчик не имеет права без уважительных причин уклонять­ся от выполнения возложенных на него обязанностей. В соответ­ствии со статьёй 131 ХПК оплата труда переводчика и возмеще­ние понесённых им расходов в связи с явкой в хозяйственный суд осуществляются за счёт средств республиканского бюджета. Указанное положение подчёркивает доступность защиты своих прав и законных интересов в хозяйственном судопроизводстве.

ХПК закрепляет два самостоятельных, но тесно связан­ных между собой принципа хозяйственного судопроизвод­ства — равноправие и добросовестность сторон, состяза­тельность. Состязательность сторон проявляется в том, что


лица, участвующие в деле, занимают противоположные по­зиции, и, для того чтобы отстоять свою позицию, они должны представлять соответствующие доказательства. Особо следует отметить, что в хозяйственном процессе бремя доказывания лежит на сторонах и стороны равны в своих правах и обязан­ностях. Хозяйственный суд, в свою очередь, осуществляет в необходимых случаях помощь сторонам (например, принима­ет меры по обеспечению доказательств).

Принцип гласности разбирательства дел в судах закре­плён в статье 114 Конституции Республики Беларусь. Норма статьи 21 ХПК конкретизирует конституционную норму и устанавливает открытое судебное разбирательство в хозяй­ственных судах. Принцип гласности означает, что разбира­тельство дела в целом во всех хозяйственных судах и на всех стадиях процесса должно проводиться в открытых заседани­ях. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании до­пускается, если открытое разбирательство может привести к разглашению сведений, составляющих государственные секре­ты или иную охраняемую законом тайну, содержащихся в ма­териалах дела, в том числе при удовлетворении хозяйственным судом ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость неразглашения таких сведений либо на иные обстоятельства, препятствующие открытому разбирательству.

1. Что такое принципы хозяйственного процессуального пра­ва? Приведите их классификацию. 2. Какие существуют принци­пы хозяйственного процессуального права? 3. Какова взаимосвязь между принципами хозяйственного процессуального права?

Тема 3. Хозяйственные процессуальные "~~****~~* правоотношения и их субъекты

В хозяйственном судопроизводстве участвуют не только суд, но и другие лица (стороны по делу, третьи лица, про­курор и т. д.). Однако это участие нельзя рассматривать как совместное с судом отправление правосудия. Деятельность по осуществлению правосудия входит в компетенцию только суда. Участие же в хозяйственном процессе заинтересованных лиц заключается в возбуждении деятельности суда и содей­ствии в разрешении дела по существу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: