Общие положения 3 страница

1. В зависимости от органов, к ведению которых отнесено разрешение тех или иных дел, различают подведомственность дел судам (общим, хозяйственным), административным орга­нам, третейским, товарищеским судам.

2. В зависимости от характера дел выделяют подведом­ственность следующих дел: искового производства, особого производства, приказного производства.

3. В зависимости от характера норм, регулирующих под­ведомственность, различают подведомственность общую, уста­новленную статьёй 37 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (ГПК) и статьёй 39 Хозяйственного про­цессуального кодекса Республики Беларусь, и специальную, устанавливаемую на основе применения законодательных актов в виде исключения из общих правил, а также статьи 47 ХПК.

К хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым хозяйственным судом, относятся споры:

-V- о разногласиях, возникших при заключении договора, обязанность заключения которого предусмотрена законода­тельством;

Ф разногласиях, возникших при заключении договора, передача которых на рассмотрение хозяйственного суда со­гласована сторонами договора;

•v* изменении или расторжении договора;

-0> невыполнении или ненадлежащем выполнении обяза­тельств;

•v- признании права, в том числе права собственности;


■v- истребовании собственником или иным законным вла­дельцем имущества из чужого незаконного владения;

<Ф нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения;

-О- возмещении убытков;

•v> об иных делах в соответствии с законодательством.

Хозяйственный суд в порядке административного судо­производства разрешает возникающие из административных и иных публичных правоотношений хозяйственные (эконо­мические) споры и рассматривает иные дела, связанные с осуществлением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности:

— о признании недействительным ненормативного право­вого акта государственного органа, органа местного управле­ния и самоуправления, иного органа или должностного лица, в котором затрагиваются права и законные интересы заявите­ля в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (эко­номической) деятельности;

— обжаловании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которыми затрагиваются пра­ва и законные интересы заявителя в сфере предприниматель­ской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

— взыскании с юридических лиц, индивидуальных пред­принимателей и граждан, осуществляющих предприниматель­скую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность, налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский и (или) местный бюджеты и государствен­ные внебюджетные фонды, а также пени, предусмотренной законодательством, если иной порядок их взыскания не уста­новлен законодательными актами;

— признании не подлежащим исполнению исполнительно­го или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;

— возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— отказе в выдаче (продлении срока действия) специаль­ного разрешения (лицензии);


— иные дела, рассмотрение которых законодательными
актами отнесено к компетенции хозяйственного суда.

Основными критериями разграничения компетенции меж­ду юрисдикционными органами являются субъектный состав и характер спора, которые при определении подведомствен­ности конкретного дела должны учитываться в совокупности. Поэтому когда, например, гражданин имеет статус индиви­дуального предпринимателя, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности (по требованиям, возникающим из причинения вреда имуществу, которое не предназначалось для использования в предпри­нимательской деятельности индивидуального предпринима­теля, из авторского и изобретательского права, семейных, жилищных отношений и др.), оно подлежит рассмотрению в общем суде (равно как дела по спорам, связанным с предпри­нимательской деятельностью, осуществляемой гражданином, не имеющим свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя).

Спор, который по своей сути является экономическим (в сфере предпринимательской или хозяйственной (экономиче­ской) деятельности), возникший к тому же между юридиче­скими лицами, одно из которых может быть государственным органом, несмотря на субъектный состав и характер правоот­ношения, подведомственен общему суду, если об этом указы­вается в акте законодательства.

Дела, в которых сторонами или Ьдной из них являются индивидуальные предприниматели и спор не связан с осу­ществлением предпринимательской деятельности, подведом­ственны общим судам.

В случаях, предусмотренных актами законодательства, хо­зяйственным судам подведомственны дела с участием коллек­тивных образований (организаций), не являющихся юридиче­скими лицами, и граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В частности, хозяйственные суды рассматривают дела по заявлениям:

— трудовых коллективов, когда спор связан с устранени­
ем препятствий для создания юридического лица — коммер­
ческой организации, основанной на негосударственной форме
собственности;


— гражданина в связи с отказом в государственной реги­страции в качестве индивидуального предпринимателя либо уклонением от регистрации в установленный срок, а также в других случаях, когда регистрация является обязательной;

— граждан-учредителей по поводу отказа в государствен­ной регистрации юридического лица — коммерческой орга­низации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок;

— гражданина — кредитора юридического лица или его наследников об экономической несостоятельности (банкрот­стве) юридического лица (статьи 9, 23 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и банкрот­стве»).

В соответствии со статьёй 47 ХПК к специальной подве­домственности хозяйственных судов относятся дела:

■у- об экономической несостоятельности (банкротстве);

-О- по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, организаций, не являющихся юридиче­скими лицами, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;

•О- по спорам об отказе в государственной регистрации юридических лиц, организаций, не являющихся юридически­ми лицами, и индивидуальных предпринимателей;

& по спорам между акционером и акционерным обще­ством, участниками иных хозяйственных обществ и товари­ществ, возникающим при осуществлении деятельности этими обществами и товариществами, за исключением трудовых споров;

-V- о защите деловой репутации в сфере предприниматель­ской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

-О* иные дела, связанные с осуществлением предпринима­тельской и иной хозяйственной (экономической) деятельно­сти, в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Подведомственность в зависимости от количества органов, наделённых правом разрешать юридические дела одной и той же категории, может быть разделена на единичную и множе­ственную.

Единичная (исключительная) подведомственность пред­усматривает возможность рассмотрения определённой кате­гории дел какими-либо одними указанными в законе органа-





ми (судами, административными органами и др.)> исключая возможность обращения за разрешением дела в какой-либо другой орган. Например, дела об экономической несостоятель­ности (банкротстве) индивидуального предпринимателя или юридического лица, за исключением казённого предприятия, рассматриваются только в хозяйственном суде, а дела о лише­нии родительских прав (статья 80 Кодекса о браке и семье) — исключительно в общем суде.

В отличие от единичной множественная подведомствен­ность допускает возможность рассмотрения дел несколькими различными юрисдикционными органами.

В свою очередь, множественная подведомственность в за­висимости от установленного законодателем способа выбора именно того органа, который должен рассмотреть конкретное дело, может быть поделена на альтернативную, договорную, императивную, условную.

Альтернативной называют подведомственность, допу­скающую разрешение юридического дела в одном из несколь­ких указанных в законе юрисдикционных органов (судах, административных органах, нотариате и др.) по выбору истца (заявителя) независимо от мнения другой стороны. ;

Договорной является подведомственность, в соответствии с которой дела помимо указанного в законе органа, имеющего право на их разрешение, могут быть по взаимному согласию сторон разрешаться другим органом. Так, в соответствии со статьёй 40 ХПК стороны могут заключить письменное со­глашение о передаче подведомственного хозяйственному суду спора на рассмотрение третейского суда.

Договорная подведомственность более демократична по сравнению с альтернативной, поскольку позволяет учесть ин­тересы не только истца в выборе приемлемой формы защиты, но и ответчика.

Условной считается подведомственность, при которой де­ло подлежит рассмотрению в суде только при наступлении определённого, предусмотренного законом условия. Напри­мер, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии (статья 751 Гражданского кодекса (ГК)). Условием обращения в хозяйственный суд является наличие письменного соглаше­ния сторон о передаче преддоговорного спора на разрешение


хозяйственного суда (за исключением случаев, когда заклю­чение договора для одной из сторон является обязательным в силу статьи 415 ГК). При отсутствии письменного соглашения дело неподведомственно хозяйственному суду.

Разновидностью условной является императивная под­ведомственность, при которой дело подлежит рассмотрению несколькими юрисдикционными органами в определённой законом последовательности, т. е. рассмотрение дела внесудеб­ным органом является обязательным условием рассмотрения его судом.

Следует учитывать и то обстоятельство, что если законода­тельным актом предусмотрена возможность рассмотрения дела несколькими органами в определённой последовательности, то каждый орган вправе рассматривать его лишь после того, как оно будет предварительно рассмотрено другими.

Для императивной подведомственности свойственны сле­дующие признаки: во-первых, она имеет место лишь в тех случаях, когда последовательное рассмотрение дела двумя или более юрисдикционными органами предусмотрено за­конодательными актами; во-вторых, такое последовательное разрешение установлено как обязательное.

' Императивную подведомственность следует отграничивать от случаев, когда законом предусматривается внесудебное урегулирование спора самими участниками спорного право­отношения. Так, при предъявлении претензии к перевозчику досудебное урегулирование спора осуществляется самими сто­ронами по договору перевозки, а не юрисдикционным органом (статья 751 ГК).

Кроме указанных видов подведомственности есть так на­зываемая смешанная подведомственность. Смешанной подве­домственностью может быть подведомственность, сочетающая признаки, присущие другим видам подведомственности, чаще всего императивной и альтернативной.

В юридической литературе выделяют также конкурирую­щую подведомственность. При конкурирующей подведом­ственности конкретное дело может быть разрешено каждым из нескольких указанных в законе юрисдикционных органов.

При определении подведомственности следует учитывать, что согласно части второй статьи 38 (ГПК) при предъявлении нескольких связанных между собой требований, из которых


одни подведомственны общему суду, а другие — хозяйствен­ному суду, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено актами законодательства.

Споры о подведомственности дел не допускаются в силу требований статьи 41 ГПК, в соответствии с которой вступив­шее в законную силу судебное постановление о подведомствен­ности обязательно для иных судов, государственных органов, а также организаций, указанных в судебном постановлении, которые вправе поставить вопрос о его отмене перед выше­стоящим судом. В случае несогласия судьи общего или хозяй­ственного суда с определением о подведомственности спора он вправе поставить вопрос о его отмене перед соответствующим вышестоящим судом. Следует также подчеркнуть, что вопро­сы разграничения подведомственности между ветвями судеб­ной власти нашли свое отражение в совместном постановле­нии Пленумов Верховного суда и ВХС Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. № 4/3 «О разграничении подведомствен­ности дел между общими и хозяйственными судами».

Несоблюдение правил подведомственности в соответствии
со статьёй 164 ХПК влечёт отказ в принятии искового заяв­
ления. £

Существование различных видов подведомственности по­зволяет государству активно и вместе с тем гибко воздейство­вать на правоприменительный процесс.

1. Что такое подведомственность дел хозяйственным судам? Назовите её виды. 2. Какие споры и иные дела подведомственны хозяйственным судам? 3. Каковы критерии разграничения под­ведомственности дел между общими и хозяйственными судами в Республике Беларусь, в чём их сущность?

Тема 6. Подсудность дел хозяйственному суду

При возбуждении хозяйственных дел (принятии заявлений судьёй) важно правильно определить как подведомственность дела, так и его подсудность. Так, условием возникновения хозяйственного процесса по конкретному спору является ре­шение судьёй двусторонней задачи:

а) относится ли разрешение конкретного спора к ведению суда (подведомственность);


б) какой конкретно суд обязан рассматривать данное дело (подсудность).

Необходимо различать термины «подведомственность» и «подсудность», которые являются смежными понятиями, но в то же время имеют существенные отличия.

Подсудность — относимость дела, подведомственного хо­зяйственному суду, к ведению хозяйственного суда первой инстанции. В юридической литературе различают два вида подсудности: родовую (предметную) и территориальную (местную).

Общее правило родовой подсудности сформулировано в статье 48 ХПК. Родовая подсудность даёт возможность опреде­лить, какого уровня хозяйственный суд вправе рассматривать то или иное дело. Поскольку критерием родовой подсудности является род дела (или предмет спора), то она и получила на­звание родовой (или предметной) подсудности. При помощи родовой подсудности законодатель разграничил компетенцию между хозяйственными судами и Высшим Хозяйственным Су­дом Республики Беларусь по подведомственным им спорам.

В соответствии с действующим законодательством к под­судности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь относятся:

-V- дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Республики и Пала­ты представителей Национального собрания Республики Бела­русь, Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных республиканских органов, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

■v- хозяйственные (экономические) споры между Республи­кой Беларусь и административно-территориальными единица­ми Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь;

•v-, дела, связанные с государственными секретами;

ф дела об обжаловании решений международных арби­тражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь;

•v* когда одной из сторон в споре является республикан­ский государственный орган;


-v" иные дела, отнесённые законодательными актами к под­судности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

В соответствии со статьёй 48 ХПК Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в пределах подведомственности дел хозяйственным судам имеет право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и рассма­тривать любое дело.

Наряду с категорией спора, влияющего на определение подсудности, важное значение имеет и определение террито­рии, на которой действует тот или иной хозяйственный суд, правомочный разрешать конкретное дело. При помощи тер­риториального признака можно определить, какому из хозяй­ственных судов одного уровня подсудно данное дело. Поэтому такую подсудность принято называть территориальной.

В отличие от родовой территориальная подсудность явля­ется основой разграничения компетенции однородных хозяй­ственных судов, принадлежащих к одному и тому же звену си­стемы. Статьёй 49 ХПК установлено, что иск предъявляется в хозяйственный суд по местонахождению или месту жительства ответчика. Следует учитывать, что в соответствии со статьёй 50 ГК местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в учредитель­ных документах, а местом жительства индивидуального пред­принимателя признаётся тот населённый пункт, где он посто­янно или преимущественно проживает (статья 19 ГК).

Исключением из общего правила территориальной подсуд­ности являются следующие случаи:

— иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельно­сти его обособленного подразделения, может быть предъявлен по местонахождению обособленного подразделения юридиче­ского лица;

— встречный иск независимо от его подсудности предъ­является в хозяйственный суд, рассматривающий первона­чальный иск.

При определении подсудности следует иметь в виду, что Высший Хозяйственный Суд при наличии объективных при­чин (невозможности рассмотрения дела в одном из хозяй­ственных судов ввиду оснований для отвода всему составу хозяйственного суда (статья 34 ХПК), необходимости распре­деления нагрузки между хозяйственными судами областей


и г. Минска и т. п.) вправе передать любое дело или дела, а также исковые заявления, заявления, жалобы или протесты из одного хозяйственного суда в другой хозяйственный суд.

При передаче конкретного дела из одного хозяйственного суда в другой хозяйственный суд выносится определение в со­ответствии со статьёй 53 ХПК, которое подписывается Предсе­дателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь или одним из его заместителей.

Вопрос о передаче на рассмотрение из. одного хозяйствен­ного суда в другой хозяйственный суд в отношении отдельных сторон или отдельных категорий дел исковых заявлений и за­явлений разрешается Пленумом или Президиумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. В постановлении Пленума или Президиума ВХС по данному вопросу должны быть указаны обстоятельства, которые послужили основанием для принятия соответствующего решения, и порядок направ­ления дел, исковых заявлений и заявлений из одного хозяй­ственного суда в другой хозяйственный суд.

Наряду с территориальной и родовой выделяют также под­судность по выбору истца, исключительную подсудность, до­говорную подсудность и подсудность по связи дел.

Подсудность по выбору истца представляет собой такой вид подсудности, когда право выбора суда, на рассмотрение которому передаётся спор, принадлежит истцу.

Истец имеет право выбора подсудности в следующих случаях:

— иски к ответчикам, находящимся на территории разных областей Республики Беларусь или областей (области) и г. Мин­ска, предъявляются по выбору истца в хозяйственный суд по ме­стонахождению либо месту жительства одного из ответчиков;

— иск к ответчику, местонахождение или место житель­ства которого не известны, может быть предъявлен в хозяй­ственный суд по местонахождению его имущества либо по его последнему известному местонахождению или месту житель­ства в Республике Беларусь;

— иск к ответчику о возмещении вреда, причинённого имуществу юридического лица или индивидуальному пред­принимателю, может быть предъявлен также в хозяйствен­ный суд по месту причинения вреда;

— иск к ответчику, который является индивидуальным предпринимателем Республики Беларусь и находится на тер-





ритории другого государства, может быть предъявлен в хо­зяйственный суд по местонахождению или месту жительства истца в Республике Беларусь либо по местонахождению иму­щества ответчика в Республике Беларусь;

— иск к ответчику, вытекающий из договора, в котором
указано место исполнения, может быть предъявлен также по
месту исполнения договора.

В рассматриваемом виде подсудности применяются дис-позитивные нормы, однако в ряде случаев при определении подсудности применяются жёсткие правовые предписания. Императивные нормы составляют основу исключительной подсудности, которая допускает рассмотрение дел только пря­мо указанным в законе судом.

По правилам исключительной подсудности в хозяйствен­ный суд по местонахождению недвижимого имущества предъ­являются иски о признании права собственности на недвижи­мое имущество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением права владе­ния, и иные иски о правах на недвижимое имущество.

Помимо споров о недвижимом имуществе конкретный суд определён также в следующих случаях:

— иски о правах на морские и воздушные суда, суда вну­треннего плавания предъявляются в хозяйственный суд по месту их государственной регистрации;

— иски к перевозчику, вытекающие из договоров пере­возки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе когда перевозчик является одним из ответчиков, предъявляются в хозяйственный суд по местонахождению перевозчика;

— иски (заявления) к государственным органам, органам местного управления и самоуправления, вытекающие из ад­министративных правоотношений, предъявляются в хозяй­ственный суд по местонахождению истца (заявителя), если иное не предусмотрено действующим законодательством;

— заявления об установлении фактов, имеющих юриди­ческое значение (юридических фактов), подаются в хозяй­ственный суд по местонахождению или месту жительства заявителя, за исключением заявлений об установлении фак­тов, имеющих юридическое значение для возникновения, из-


менения или прекращения права на недвижимое имущество, которые подаются в хозяйственный суд по местонахождению недвижимого имущества;

— заявления о признании должника экономически несо­стоятельным (банкротом) подаются в хозяйственный суд по местонахождению должника;

— заявления о признании недействительным постановле­ния, о признании незаконными действий (бездействия, отказа в совершении действия) судебного исполнителя по исполне­нию исполнительного документа, выданного хозяйственным судом, подаются в хозяйственный суд, при котором состоит этот судебный исполнитель;

— ходатайства об отмене решения международного ар­битражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, заявляются (подаются) в Высший Хо­зяйственный Суд Республики Беларусь;

— заявления о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения международного арби­тражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, подаются в хозяйственный суд по ме­стонахождению или месту жительства должника либо по ме­стонахождению имущества должника, если местонахождение или место жительства его не известны;

— заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения подаются стороной, в пользу которой состоялось ре­шение, в хозяйственный суд по местонахождению или месту жительства должника, а если местонахождение или место жительства должника не известны, — в хозяйственный суд по местонахождению его имущества;

— жалобы на нотариальные действия или отказ в их со­вершении подаются в хозяйственный суд по местонахождению соответствующих государственной нотариальной конторы, нотариального бюро -или иного органа, должностному лицу которого в соответствии с законодательными актами предо­ставлено право совершать нотариальные действия;

— заявления по спорам между юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государ­ства, подаются в хозяйственный суд по месту государственной


регистрации на территории Республики Беларусь юридическо­го лица, являющегося ответчиком.

Исключительная подсудность введена законодателем с учётом особенностей отдельных категорий дел с целью макси­мального приближения к суду объекта спора или местонахож­дения необходимых для рассмотрения дела доказательств.

В ряде случаев подсудность может быть определена по взаимному соглашению сторон с учётом обеспечения их ин­тересов (договорная подсудность). Однако следует учиты­вать, что стороны не могут изменить при этом родовую или исключительную территориальную подсудность. Соглашение о договорной подсудности должно быть заключено до возбуж­дения производства по делу хозяйственным судом. Указанное соглашение, как правило, заключается в письменной форме, причём не имеет значения, заключено оно отдельно или пред­усмотрено как одно из условий какого-либо договора.

В гражданском и хозяйственном процессе выделяется ещё один вид подсудности — подсудность по связи дел. Подсуд­ность по связи дел состоит в том, что независимо от территории спор подлежит разбирательству в суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Так, встречный иск не­зависимо от его подсудности предъявляется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск (статья 49 ХПК). Следует учитывать, что императивность указанного правила исключает использование общей территориальной, альтер­нативной, договорной и даже исключительной подсудности. В силу подсудности встречного иска может изменяться и ро­довая подсудность, но лишь при условии, что первоначальный иск был принят вышестоящим судом к своему рассмотрению.

В целях обеспечения прав и законных интересов участников хозяйственного процесса законодательством предусмотрена воз­можность передачи дел из одного хозяйственного суда в другой.

Хозяйственный суд передаёт дело на рассмотрение другого хозяйственного суда, если:

1) при рассмотрении дела в этом хозяйственном суде уста­новлено, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

2) после отвода одного или нескольких судей хозяйствен­ного суда их замена в этом хозяйственном суде становится невозможной;


3) ответчик, местонахождение или место жительства кото­рого были не известны ранее, заявил ходатайство о передаче дела в хозяйственный суд по его местонахождению или месту жительства;

4) обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела хозяйственным судом по местонахождению большинства до­казательств;

5) одной из сторон в споре является этот же хозяйствен­ный суд;

6) рассмотрение дела в этом хозяйственном суде невозмож­но по иным объективным причинам.

О передаче дела на рассмотрение другому хозяйственному суду выносится определение с указанием мотивов и основа­ний, по которым суд передаёт дело.

Дело из одного суда в другой суд передаётся после вступле­ния в законную силу определения, т. е. по истечении срока на обжалование и на опротестование этого определения. Все раз­ногласия, возникающие по подсудности дела, разрешаются Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь после поступления соответствующего заявления от заинтересованно­го хозяйственного суда.

А| 1. Что такое подсудность? 2. Какие виды подсудности суще-

и» ствуют? 3. Каковы основания и порядок передачи дела из одного хозяйственного суда в другой? 4. Каковы последствия наруше­ния правил подсудности?

Тема 7. Лица, участвующие в деле, и иные участники процесса

Круг лиц, участвующих в деле, равно как и иных участни­ков хозяйственного процесса, определён в главе 6 ХПК.

Лица, участвующие в деле, — это лица, которые по тем или иным основаниям непосредственно заинтересованы в ис­ходе дела.

В соответствии со статьёй 54 ХПК лицами, участвующими в деле, являются:

•*> стороны — истец и ответчик;

•Ф третьи лица;

■Ф заявители и иные заинтересованные лица;


4- прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы, обратившие­ся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных ХПК и иными законодательными актами о судоустройстве в хозяй­ственных судах.

В зависимости от юридического интереса лиц, участвую­щих в деле, разделяют на две группы:

1) лица, имеющие в деле материальную заинтересован­ность (стороны, заявители и иные заинтересованные лица, третьи лица);

2) лица, имеющие в деле процессуальную заинтересован­ность (прокурор, государственные и иные органы).

Права и обязанности лиц, участвующих в деле, содержатся в статьях 55, 63—65 ХПК и др.

Сторонами в деле являются истец и ответчик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: