1. Понятие и признаки земель населенных пунктов. Граница населенных пунктов. Правовой режим земель пригородных зон.
2. Особенности планирования использования земель населенных пунктов. Права граждан и их объединений на участие в планировании использования земель населенных пунктов. Резервирование земель населенных пунктов. Градостроительное зонирование территорий населенных пунктов. Правила землепользования и застройки поселений. Градостроительные регламенты. Правовое значение документов по планировке территории города для определения содержания земельных прав и обязанностей. Инженерные изыскания и архитектурно-строительное проектирование. Особенности земельного и строительного контроля за использованием земель населенных пунктов.
3. Особенности правового регулирования использования земель населенных пунктов. Регулирование застройки земель населенных пунктов. Архитектурно-планировочное задание. Разрешение на строительство. Градостроительный план земельного участка. Экологические требования при использовании земель населенных пунктов.
4. Особенности правового режима использования и охраны земель закрытых административно-территориальных образований.
Задача 1.
Обществом с ограниченной ответственностью «С» по договору купли-продажи приобретено у гаражно-строительного кооператива «Р» несколько металлических гаражей для хранения автомобилей на территории гаражного кооператива «Торнадо». Общество «С» полагало, что к нему перешло на основании Земельного кодекса право пользования земельным участком, на котором расположены металлические гаражи. Общество «С» решено определить порядок пользования таким земельным участком, определив его границы и заключив с гаражно-строительным кооперативом «Р» договор об определении порядка пользования участком. Гаражно-строительный кооператив не возражал урегулировать земельные правоотношения. При подготовке документов выяснилось следующее.
Земельный участок предоставлялся промышленному предприятию «М» для размещения гаражно-строительного кооператива «Р» в краткосрочную аренду. На участке разрешалось возводить временные сооружения для хранения автотранспорта. Промышленное предприятия «М» разработало проект размещения гаражей. Срок аренды истек до заключения договора купли-продажи гаражей. В договоре содержался пункт о продлении договора на неопределенный срок в случае, если стороны не уведомят друг друга о прекращении договора. Стороной по договору аренды земельного участка являлось промышленное предприятие «М». Гаражно-строительный кооператив «Р» был сформирован по корпоративному признаку из сотрудников промышленного предприятия «М». Согласно уставу ГСК «Р» в случае увольнения сотрудник терял право пользования гаражом как местом хранения автотранспорта. На дату заключения договора кули-продажи с Обществом «С» промышленное предприятие приватизировано, создано ОАО «М», устав гаражно-строительного кооператива не изменялся, договор аренды земельного участка не продлевался, и в него не вносились изменения в части сведений об арендаторе.
Гаражно-строительному кооперативу направлено постановление правительства города об утверждении проекта планировки квартала, в соответствии с которым территория, на которой расположен гаражный кооператив, предназначена для использования под жилищное строительство. В соответствии со Схемой градостроительного зонирования участок расположен в зоне среднеэтажной жилой застройки. Владельцам гаражей предложено освободить территорию от имущества в течение 3 месяцев с даты получения кооперативом уведомления. Вопрос компенсаций будет решаться индивидуально на основании имеющихся документов о правах на имущество и земельный участок.
Каков правовой режим земельных участков используемых под гаражное строительство на территории поселений?
Возникли ли у Общества «С» и гаражно-строительного кооператива «Р» права на земельный участок? Какие обстоятельства подлежат выяснению при рассмотрении данного дела в случае спора с администрацией города? (при этом укажите, какой орган вправе подтвердить/удостоверить/зафиксировать такое обстоятельство; из какого реестра необходимо запросить необходимую для разрешения спора информацию)
Задача 2.
Из городских земель предприятию был предоставлен земельный участок для жилищного строительства.
При строительстве один жилой дом был выдвинут за красную линию в сторону переулка на 1 м, что обнаружил орган архитектурно-строительного надзора и предложил разобрать воздвигнутую часть строения и начать строительство заново, не нарушая красной линии.
Инвестор не выполнил требований, и по окончании строительства обратился в городскую администрацию с заявлением о признании дома готовым к эксплуатации.
Каков правовой режим земель участков, предоставляемых под жилищное строительство?
Каковы юридические последствия нарушения красной линии при строительстве в городах?
Кто и в каком порядке устанавливает и изменяет красные линии застройки в городах и иных поселениях?
Какие обстоятельства, необходимо исследовать при рассмотрении
данного вопроса с учетом специфики правоотношений? (при этом укажите, какой орган вправе подтвердить/удостоверить/зафиксировать такое обстоятельство, какого правовое значение данного обстоятельства/факта; из какого реестра необходимо запросить необходимую для разрешения спора информацию)
Решите дело.
Задача 3.
Производственное предприятие на используемом им земельном участке самостоятельно, без оформления разрешительной документации возвело два кирпичных склада. Орган архитектурно-строительного надзора предъявил требование предприятию о сносе возведенных построек, мотивируя свое требование тем, что в соответствии с генеральным планом развития города предприятие подлежит выводу за пределы города, а земельный участок им занимаемый - изъятию и последующему предоставлению под жилищное строительство.
Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании права собственности на возведенные постройки.
Каков порядок осуществления застройки используемых земельных участков?
Изменится ли ситуация, если земельный участок был выкуплен
предприятием в процессе приватизации?
Какие обстоятельства, необходимо исследовать при рассмотрении
данного спора с учетом специфики правоотношений? (при этом укажите, какой орган вправе подтвердить/удостоверить/зафиксировать такое обстоятельство; из какого реестра необходимо запросить необходимую для разрешения спора информацию)
Решите дело.
Задача 4.
Акционерное общество приобрело в собственность ранее приватизированный земельный участок, входящий в состав территории общественно-деловой зоны поселения. Имея намерение построить магазин, предприятие обратилось в орган архитектуры и градостроительства поселения с заявлением о выдаче архитектурно-планировочного задания для строительства объекта торговли. В выдаче АПЗ было отказано на том основании, что территория относится к земельным участкам общего пользования и размещение торговых объектов перед жилым домом, может вызвать недовольство жителей.
Что такое архитектурно-планировочное задание?
Каков порядок выдачи АПЗ?
Каковы правовые последствия проведения архитектурно-строительного проектирования?
Каковы правовые последствия проведения инженерных изысканий при подготовке проектной документации на строительство в городе?
Решите дело.
Задача 5.
Домовладелец Крюков обратился в администрацию города с заявлением о переоформлении используемого им земельного участка площадью 0,2 га в собственность. В администрации ему предложили передать в собственность земельный участок площадью 0,1 га, поскольку деревня, на территории которой располагается земельный участок, год назад вошла в состав города и градостроительной документацией не предусмотрено использование в данном месте земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того, норма предоставления для индивидуального жилищного строительства в городе установлена в размере 0,1 га.
Правомерен ли отказ в переоформлении в собственность всего земельного участка?
Каковы правовые последствия несоответствия земельного участка градостроительному регламенту территориальной зоны?
Решите дело.
Тема: Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики. Земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, земель безопасности и земель иного специального назначения. - 2 часа.
На этих землях – опасные объекты. Пост. санитарного врача об охр. зонах. Появл. доп. требования к безопасности польз. объектами. В зависимости от того, какие объекты
Теоретические вопросы к семинарскому занятию по теме 9:
1. Понятие, состав и общая характеристика правового режима земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, земель безопасности и земель иного специального назначения.
К землям промышленности и иного специального назначения относятся земли, расположенные за границей населенных пунктов и предоставленные в установленном порядке предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам в пользование или приобретенные ими в собственность или аренду для обеспечения деятельности организаций и объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны, безопасности и осуществления иных специальных задач.
Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными объектами (информатики, связи, энергетики, путей сообщения, обороны и др.), являются федеральной собственностью; занятые объектами субъектов РФ или муниципальными объектами относятся соответственно к собственности субъектов или муниципальной собственности.
Главная отличительная черта правового режима земель данной категории заключается в том, что их основное целевое назначение - служить пространственным базисом для размещения объектов и сооружений различного хозяйственного и специального назначения. Отсюда вытекают и соответствующие требования к этим землям как с точки зрения их размеров, так и с точки зрения особенностей их качественного состояния и хозяйственного использования.
Другая особенность правового режима этих земель связана с вредоносным характером производственной деятельности расположенных на них предприятий, что во многих случаях требует создания специальных защитных конструкций. В качестве таковых чаще всего используются пространственные разрывы (защитные зоны), занятые многолетними насаждениями, в пределах которых устанавливается особый режим использования земель, позволяющий нейтрализовать или существенно ослабить вредоносное воздействие этих предприятий на окружающую среду.
В то же время многие из промышленных объектов, особенно линейные (дороги, электрические линии, линии связи и др.), сами нуждаются в охране и защите от вредного воздействия окружающей природной среды (от снежных заносов, оползней, неустойчивости грунтов, эрозионных процессов и т.п.). С этой целью создаются специальные охранные зоны, размеры, содержание и характер использования которых определяются особенностями и потребностями охраняемых объектов.
Порядок использования земель этой категории регулируется во многом специальными нормативными актами: отраслевыми уставами, положениями, а также целенаправленными специальными постановлениями Правительства РФ. Значительная их часть не обновлялась в процессе земельной реформы и продолжает действовать в той части, в которой они не противоречат действующему законодательству.
2. Особенности государственного управления землями промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, земель безопасности и земель иного специального назначения.
3. Особенности правового режима земель промышленности. Санитарно-защитные зоны.
Комментарий к статье 88
1. Землями промышленности необходимо признавать только те земельные участки, которые предназначены для размещения указанных в ст. 87 объектов, безотносительно к тому, кто является обладателем прав на них, - юридические или физические лица. Земли могут быть предоставлены в собственность всем участникам земельно-правовых отношений, если не изъяты из оборота (см. комментарий к ст. ст. 27, 87 ЗК, ст. 129 ГК). Основания возникновения прав и отведение земель под указанную категорию определяются гл. 17 ГК, ст. 25 и гл. 3 - 4 ЗК.
2. В п. 2 комментируемой статьи конкретизирована цель предоставления земельных участков из земель промышленности - для размещения и эксплуатации различных объектов промышленности, обеспечивающих деятельность организаций и эксплуатации объектов промышленности, но дан не полный перечень этих объектов. Это производственные и административные здания, объекты обслуживания предприятий металлургической, химической, обрабатывающей, горнодобывающей и других отраслей промышленности, фабрик, заводов, шахт, рудников, карьеров, объектов транспортной инфраструктуры и др.
В целях обеспечения безопасности населения и создания условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов специальными нормативными актами (положением) может устанавливаться правовой режим санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель промышленности, принимаемыми для каждой учреждаемой зоны. К примеру, правовой режим санитарно-защитных зон и зон наблюдения вокруг ядерных установок определен ФЗ от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552), а зон воздействия вокруг предприятий - Законом РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно- территориальном образовании" (Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915). Границы таких зон должны быть обозначены специальными межевыми знаками. Земельные участки в пределах таких зон не изымаются у собственников, владельцев, пользователей, арендаторов, но на них вводится ограниченный режим землепользования.
3. Земли для размещения указанных объектов следует выбирать из земель, не пригодных для сельского хозяйства. Отсутствует нормативное определение площади отвода земельных участков из земель промышленности, поэтому размеры земельных участков определяются исходя из необходимости и утвержденных в установленном порядке норм либо проектно-технической документацией. СНиП II-89-80 "Генеральные планы промышленных предприятий" (см. Минстрой России. ГПЦПП. М., 1994) в п. 2.2 содержит лишь расплывчатую формулировку о том, что предприятия и промышленные узлы надлежит размещать на территории, предусмотренной схемой или проектом районной планировки, генеральным планом города или другого населенного пункта, проектом планировки промышленного района; ГрК требует лишь отображения границ земель промышленности на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах существующих и планируемых (см. п. 4 ч. 6 ст. 23 ГрК). Совокупность земель промышленности с размещенными на них промышленными объектами образуют промышленные зоны. По статистическим данным площадь земель промышленности составляет примерно 1,07% площади всех земель.
4. Существуют особенности отвода земель горнодобывающей и нефтегазовой промышленности. С использованием этих земель связано возникновение различных экологических проблем: загрязнение опасными химическими веществами в процессе обычной эксплуатации предприятий и в результате аварийных ситуаций, загрязнение, захламление их твердыми отходами, нарушения ландшафтных характеристик земель.
Заключаются требования отвода в том, что земельные участки предоставляются после оформления горного отвода, который является составной частью лицензии на пользование недрами. Горный отвод осуществляется в соответствии с Законом РФ "О недрах" в порядке, установленном Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых от 31.12.1997 (утв. Приказом Минприроды России от 07.02.1998 N 56 и Госгортехнадзора России от 31.12.1997 N 58) (БНА ФОИВ. 1998. N 7). Также необходимо предоставление утвержденного проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Недропользователь обязан привести земельные участки, нарушенные при пользовании, в прежнее состояние. Использование особо ценных продуктивных земель допускается только после использования других сельскохозяйственных угодий в границах горного отвода.
4. Особенности правового режима земель, предоставленных для целей недропользования.
§ 3. Право недропользования и правовой режим
земель добывающей промышленности
1. Добывающая промышленность представляет собой совокупность промышленных предприятий, занимающихся горными разработками (горным промыслом), т.е. разведкой, добычей и первичной обработкой полезных ископаемых. Отношения в сфере деятельности этих предприятий составляют группу горных отношений.
Отношения по недропользованию тесно связаны с земельными отношениями, которые в этом случае составляют особую группу отношений, имеющую свою специфику регулирования.
Недра наряду с землей, водами и лесной растительностью являются самостоятельным объектом окружающей природной среды, хотя и находятся во взаимной зависимости с ними в общей системе природопользования. В то же время недра представляют собой часть земной коры, расположенной главным образом ниже почвенного слоя, и поэтому не входят в понятие земли как земной поверхности. В этой связи следует отличать недра от полезных ископаемых, которые могут не только выходить на поверхность и сливаться с понятием земли (песок, глина, гравий и т.п.), но и иметь в этом смысле очень широкое территориальное распространение. Именно этот признак в совокупности с народнохозяйственной значимостью положен в основу классификации полезных ископаемых (см. Инструкцию по оформлению горных отводов для разработки полезных ископаемых, утвержденную Приказом МПР от 7 февраля 1998 г. N 56). Все полезные ископаемые подразделяются на два вида: общераспространенные (песок, глина, камень, гравий, гипс, известь и др.) и необщераспространенные (рудные и нерудные; твердые, жидкие, газообразные). Такое разграничение полезных ископаемых является юридическим основанием для существенных различий в правовом режиме участков недр (в порядке предоставления участков, в праве пользования ими, в порядке регулирования иных отношений по недропользованию).
Разработка общераспространенных полезных ископаемых может быть промышленной и непромышленной (например, для внутрихозяйственных нужд субъектов, на территории которых они залегают).
Добыча необщераспространенных полезных ископаемых может быть только промышленной. Она называется горным промыслом и может производиться как государственными, так и кооперативными или частными предприятиями. Недра в Российской Федерации являются государственной собственностью. Поэтому они могут предоставляться только на праве пользования, в том числе аренды. Это не означает, что земельные участки, в пределах которых залегают полезные ископаемые, не могут находиться в частной собственности. Однако сами недра, включая полезные ископаемые, выходящие на поверхность земли, являются объектами государственной собственности во всех случаях.
Субъектами права пользования участками в горнодобывающей промышленности являются отдельные предприятия или граждане, а объектами - участки, предоставленные для горных разработок, т.е. для производства раскопок и извлечения полезных ископаемых, их складирования и хранения, для возведения необходимых для этого построек и сооружений, а также для других нужд, связанных с обслуживанием горного дела.
Управление государственным фондом недр осуществляется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления в той мере, в какой эти полномочия могут быть им переданы субъектами РФ. Распоряжение им относится к совместной компетенции Правительства РФ и субъектов Российской Федерации.
Специальными органами управления государственным фондом недр являются Министерство природных ресурсов РФ, а также Государственный комитет РФ по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Госгортехнадзор РФ).
2. Право недропользования.
В соответствии со ст. 6 Закона "О недрах" <1> недра предоставляются для: геологического изучения; добычи полезных ископаемых; строительства и эксплуатации подземных сооружений; образования особо охраняемых геологических объектов (заповедников, заказников, научных полигонов и др.); сбора минералогических и других коллекционных материалов.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834.
Недра предоставляются в бессрочное или срочное пользование. В срочное пользование на период 5, 20 и 25 лет недра предоставляются соответственно для геологического изучения, для добычи полезных ископаемых и в случаях совмещения указанных видов недропользования. В бессрочное пользование недра предоставляются для строительства подземных сооружений, образования особо охраняемых объектов и иных целей. Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии. Лицензия - документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью и в течение установленного срока. Допускается выдача лицензий на несколько видов недропользования одновременно.
Изложенный выше порядок недропользования относится к разработке необщераспространенных полезных ископаемых.
Что касается общераспространенных полезных ископаемых, то в соответствии со ст. 18 Закона "О недрах" порядок предоставления недр для разработки месторождений этого вида полезных ископаемых и порядок пользования ими устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. При отсутствии таковых этот порядок принимается аналогичным изложенному выше.
Собственники земельных участков и землепользователи, как юридические, так и физические лица, имеют право по своему усмотрению и без получения специального разрешения осуществлять в границах своих земель без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых для внутрихозяйственных целей и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, если органами государственной власти субъектов РФ не установлен иной порядок.
3. Порядок предоставления земельных участков для недропользования и порядок использования этих участков регулируются как нормами земельного законодательства (ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ), так и нормами горного законодательства (ст. 11 Закона о недрах, Инструкция о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденная Постановлением Федерального горного и промышленного надзора РФ от 11 сентября 1996 г., и др.). Правовым основанием для возбуждения ходатайства о предоставлении земельного участка для недропользования является горный отвод. Под горным отводом понимается участок недр, предоставленный для разработки полезных ископаемых либо иного вида недропользования. Границами горного отвода считаются проекции на земную поверхность контуров залегания полезных ископаемых. Один и тот же горный отвод может быть предоставлен одновременно нескольким предприятиям, участникам разработки одного и того же месторождения. В этом случае соответствующий земельный участок предоставляется в долях (по признаку мощности предприятий, объема добычи продукции и т.п.) либо в совместное их пользование.
Органами, имеющими право предоставлять горные отводы, являются:
- органы округов Госгортехнадзора РФ - для разработки необщераспространенных полезных ископаемых;
- органы исполнительной власти районов (городов) - для промышленной разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Правовое оформление предоставления горного отвода осуществляется путем выдачи горноотводного акта и копии топографического плана с нанесением границ горного отвода и учинением специальной надписи по установленному образцу.
Таким образом, возможность земельного отвода прямо связана с наличием у заявителя горного отвода, т.е. первый возможен только при условии наличия второго.
Утрата права недропользования (независимо от причин) в пределах горного отвода автоматически влечет за собой и утрату права на земельный участок, предоставленный для этих целей.
Одним из обязательных условий предоставления земельных участков для недропользования является проект рекультивации земель, нарушаемых в процессе пользования недрами. Такой проект является обязательным документом в составе материалов по предоставлению земельного участка.
4. Условия пользования земельными участками, предоставляемыми для горных разработок, а также права и обязанности землепользователей в общем виде установлены земельным законодательством (ст. ст. 40 - 42 ЗК РФ), горным законодательством (ст. 22 Закона о недрах) и конкретизируются в решениях о предоставлении земельных участков. В частности, они имеют право вести застройку в соответствии с целевым назначением участка и использовать лес, водные объекты для своих внутрихозяйственных нужд, если в решении о предоставлении не указано иное. Они обязаны по окончании работ приводить занимаемые земли в состояние, пригодное для использования их по прежнему целевому назначению.
В случае нарушения почвенного покрова в процессе недропользования соответствующие субъекты обязаны снимать и хранить верхний плодородный слой этих участков, а затем производить землевание, т.е. наносить эту землю на непригодные участки для вовлечения их в сельскохозяйственное производство. Кроме того, они обязаны своевременно осуществлять рекультивацию нарушенных земель и передавать их в установленные сроки тем землепользователям, у которых они изымались. Условия и сроки восстановления этих земель и порядок передачи их прежним владельцам определяются органами, предоставившими земельные участки.
5. Особенности правового режима земель энергетики. Охранные зоны электрических сетей.
§ 9. Правовой режим земель, предоставляемых
под высоковольтные электрические линии и линии связи
Система электрических линий и линий связи состоит из воздушных (надземных) линий и подземных (подводных) кабелей. В эту систему, составляя единые электрические объекты или объекты связи, входят также опоры воздушных линий, здания, дороги, специальные сооружения и устройства по обслуживанию линий и кабелей. Правовой режим электрических сетей и линий связи имеет много общего, поэтому целесообразно рассматривать их одновременно. Правовое положение этих земель определяется следующими нормативными актами:
а) Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденными Постановлением СМ СССР от 11.09.1979 <1>;
б) Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденными Постановлением СМ СССР от 26.03.1984 <1>;
в) Правилами охраны линий связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 9 июля 1995 г. <1>.
Трассы электросетей и линий связи, как правило, прокладываются вдоль существующих дорог, сетей, границ землепользований или полей севооборотов.
Субъектами права на землю являются предприятия и организации, осуществляющие строительство и эксплуатацию линий связи и электрических сетей. Земельные участки предоставляются как в постоянное (бессрочное) пользование, так и во временное пользование (на период строительства).
В постоянное пользование участки предоставляются для размещения стационарных элементов сетей и линий: опор линий связи и электрических линий; мачт и башен радиорелейных линий связи, линий электропередачи; надземных сооружений кабельных и воздушных линий связи и электропередачи. Как правило, размеры этих участков нормируются. Они изымаются из состава тех землепользований, по территории которых проходит линия связи или электролиния.
Во временное пользование (на период строительства) участки предоставляются в виде полос вдоль всей длины трассы подземного кабеля или подвески проводов воздушных линий. Размеры этих участков также определяются соответствующими нормативами, а в отдельных случаях - по проектам.
Использование земель над кабельными линиями и под проводами воздушных линий, а также в створе радиорелейных станций должно осуществляться землепользователями и собственниками с соблюдением мер, обеспечивающих сохранность и бесперебойную работу указанных объектов в соответствии с правилами охраны линий связи и электрических сетей.
Для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту электрических сетей и линий связи и для их охраны вдоль них устанавливаются охранные зоны, в пределах которых вводится особый режим использования земель.
Ширина зон устанавливается различной в зависимости от вольтажа электрических линий и от местности прохождения линий. Так, вдоль линий электропередачи напряжением до 1000 вольт ширина полосы равна расстоянию между проекциями крайних проводов на землю плюс 2 м с каждой стороны. А вдоль подземной кабельной линии - по 1 м от кабеля.
Охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи напряжением более 1000 вольт устанавливаются шириной от 10 до 30 м при увеличении вольтажа от 20 до 400 киловольт. При прохождении трасс высоковольтной линии по залесенной местности с высотой деревьев более 4 м ширина охранной полосы устанавливается равной расстоянию между крайними проводами плюс средняя высота деревьев лесного массива, по которому проходит трасса.
В пределах охранных зон линий электропередачи и связи запрещается:
- осуществлять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы;
- устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих высоту с грузом более 4,5 м от поверхности дороги, а также стоянки автомобильного и гужевого транспорта, машин и механизмов;
- производить земляные работы на глубине более 0,3 м и планировку грунта при помощи бульдозеров, экскаваторов и других землеройных машин.
Площадь земель охранных зон линий электропередачи и связи не подлежит изъятию у землепользователей, по территории которых они проходят, но права их ограничиваются с учетом тех условий, которые были изложены выше. В то же время организациям, эксплуатирующим линии электропередачи и связи, разрешается производить в охранных зонах земляные работы, необходимые для ремонта этих линий.
После выполнения указанных работ организации, эксплуатирующие линии, обязаны привести земельные угодья в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, а также возместить землепользователям убытки, причиненные в процессе проведения работ, включая упущенную выгоду.
6. Особенности правового режима земель различных видов транспорта. Структура земель транспорта. Полоса отвода железных дорог и охранные зоны. Полосы отвода автомобильных дорог, придорожные полосы, охранные зоны.
§ 4. Правовой режим земель железнодорожного транспорта
Земли железнодорожного транспорта являются одними из основных видов земель транспорта, правовой режим которых достаточно полно урегулирован законодательством. Основной нормативной базой такого регулирования являются Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденное Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г.
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами землями железнодорожного транспорта считаются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
К полосе отвода железных дорог относятся земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
К охранным зонам железнодорожного транспорта относятся территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.
В целях обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, а также безопасности населения, работников железнодорожного транспорта и пассажиров в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим негативным воздействиям, и в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны.
Порядок использования охранных зон устанавливается Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 611.
Приказом Министерства транспорта РФ от 6 августа 2008 г. N 126 утверждены нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранной зоны железных дорог. При определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при аварии).
Размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с настоящими нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Размеры земельных участков охранных зон определяются исходя из рельефа и природных условий местности, необходимости создания защиты жилой застройки населенных пунктов от сверхнормативных шумов проходящих поездов, от возможных катастроф с перевозимыми пожаровзрывоопасными и опасными грузами, иных факторов, а также необходимости поэтапного развития объектов железнодорожного транспорта.
Земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (ОАО "РЖД").
Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящее время действуют Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 264.
Пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги".
Арендная плата за пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, не должна превышать установленную законодательством Российской Федерации ставку земельного налога на земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.
§ 5. Правовой режим земель автомобильного транспорта
К землям автомобильного транспорта относятся участки, занятые, во-первых, полотном дороги и примыкающими к нему объектами дорожной обстановки (мосты, сигнальное оборудование, служебно-технические здания и т.п.), обслуживающими дорожное хозяйство, а во-вторых - занятые сооружениями и устройствами по обслуживанию автотранспорта (АЗС, пункты техобслуживания, грузовые площадки, служебные, жилые и иные помещения и т.п.).
Эти земли отводятся дорожным органам и другим организациям, осуществляющим строительство и эксплуатацию дорог, как в постоянное, так и во временное пользование. Основными нормативными актами, регулирующими правовой режим указанных земель, являются Правила установления и использования придорожных полос федеральных дорог общего пользования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420.
В зависимости от категории дороги устанавливается следующая максимальная ширина полосы отвода для автомобильных дорог: для дорог 1-й категории - 32 м; для дорог 2-й, 3-й, 4-й и 5-й категорий соответственно 28, 22, 19 и 18 метров.
При прохождении трассы дороги по особо ценным сельскохозяйственным угодьям ширина полосы отвода может быть уменьшена до минимально возможной величины. Эти земли отводятся в бессрочное (постоянное) пользование.
Помимо этого, на период строительства дороги для временных нужд (складирование материалов, размещение и передвижение техники, устройство карьеров и т.д.) в соответствии с проектом могут предоставляться земельные участки на праве срочного пользования. Эти участки по окончании строительства возвращаются прежним землепользователям в состоянии, пригодном для использования по прежнему целевому назначению. Одновременно им возмещаются убытки, возникшие в связи с временным занятием этих земель. В случае прохождения трассы дороги по землям, находящимся в частной собственности, они выкупаются у соответствующих собственников в порядке, установленном ст. 279 ГК РФ. При несогласии собственника земли на ее выкуп дело решается в судебном порядке по иску заинтересованной стороны.
При необходимости и с целью охраны дороги от размывов, эрозионных процессов, снежных заносов и т.п. вдоль полосы отвода могут устанавливаться специальные зоны с особыми условиями землепользования. Эти земли не исключаются из состава земель хозяйств, по территории которых они проходят, а право пользования ими ограничивается в интересах автомобильных дорог. Такие охранные зоны устанавливаются на участках эрозионно опасных, косогорах, оползне- и селеопасных, а также подверженных снежным заносам. В пределах указанных зон устанавливается такой режим использования земель, который удовлетворял бы требованиям охраны дорожного полотна и нормального функционирования дороги: запрет на вырубку деревьев там, где это может отразиться на устойчивости склонов или может стимулировать образование оврагов, селей, оползней; укрепление и облесение открытых участков; запрещение распашки земель и др.
Для ремонта автодорог и на период его проведения по договоренности сторон (как правило, в периоды, когда земли не заняты сельскохозяйственными культурами) могут выделяться земельные участки в срочное пользование, которые за ненадобностью возвращаются прежним землепользователям в состоянии, пригодном для использования по целевому назначению.
Особой охране подлежат федеральные дороги общего пользования 1-й, 2-й, 3-й и 4-й категорий. Вдоль этих дорог устанавливаются специальные придорожные полосы, ширина которых составляет: для дорог 1 и 2 категорий - 75 м, а для дорог 3 и 4 категорий - 50 метров в обе стороны от границ полосы отвода. При подъезде к столицам республик, административным центрам субъектов Федерации и городам федерального значения на расстояние не менее 25 км от границ указанных городов ширина придорожной полосы увеличивается до 150 м. Вдоль кольцевых дорог упомянутых населенных пунктов ширина придорожной полосы устанавливается в 250 м.
При пересечении дороги с линиями высоковольтной электропередачи расстояние от опоры проводов до бровки дороги должно быть равным высоте опоры плюс 5 м, но не менее 25 м.
Придорожные полосы федеральных автомобильных дорог общего пользования - зона с особым режимом использования земель. Предоставление земельных участков в пределах придорожных полос и в непосредственной близости от них должно производиться только по согласованию с органами управления автотранспортом и ГИБДД.
В пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений со сроком службы 10 лет и более. Ранее построенные сооружения сохраняются, однако режим их использования должен быть согласован с органами управления автотранспортом. Размещение в пределах придорожных полос различных объектов транспортной обстановки, а также указателей, плакатов, информационных и рекламных щитов и роликов и т.п. может осуществляться только по согласованию с соответствующими службами: МВД РФ, дорожной службой, архитектурной службой и т.п.
7. Особенности правового режима земель морского, внутреннего водного транспорта. Береговая полоса.
§ 6. Правовой режим земель водного транспорта
1. В зависимости от вида водного транспорта земли этой категории подразделяются на земли морского транспорта и земли внутреннего (речного и озерного) водного транспорта, правовой режим которых несколько различается.
К землям морского транспорта относятся земли:
а) под морскими торговыми портами со всеми находящимися на них техническими и гражданскими сооружениями, площадями, набережными, пристанями, служебными, жилыми и культурно-бытовыми сооружениями;
б) земли под судостроительными и судоремонтными заводами, судоремонтными базами, маяками и обслуживающими их территориями.
Правовой режим использования этих земель регулируется в основном Кодексом торгового мореплавания от 30 апреля 1999 г.
Земельные участки для указанных целей предоставляются в установленном порядке в бессрочное, временное пользование или в аренду морским портам, судостроительным и судоремонтным заводам, базам и иным предприятиям, обслуживающим нужды морского флота и выступающим в качестве субъектов права на землю. Размеры предоставляемых участков и условия пользования ими определяются проектной документацией и решением органов, предоставивших землю. Частные или приватизированные предприятия могут иметь земельные участки на праве собственности. Права и обязанности землепользователей установлены ст. ст. 40 - 42 ЗК РФ, а также нормами указанных выше специальных нормативных актов.
Ведомственное управление землями этой категории осуществляется Министерством морского флота.
Земельные участки, отнесенные к морскому транспорту, используются соответствующими субъектами непосредственно для строительства и обслуживания указанных выше объектов флота.
Однако часть земель, временно не используемых по прямому назначению, может передаваться ими другим ведомствам и организациям на договорных началах во временное пользование для складирования грузов, устройства подъездных путей и т.п.
2. К землям внутреннего водного транспорта относятся участки, занятые:
- речными и озерными портами, пристанями, гаванями, причалами и затонами;
- пассажирскими речными и иными вокзалами и павильонами;
- судоходными каналами и гидротехническими сооружениями;
- берегоукрепительными сооружениями и насаждениями;
- объектами обслуживания внутреннего водного транспорта (базами, заводами, верфями, служебными, жилыми, культурно-бытовыми помещениями и т.п.).
Правовое положение земель внутреннего водного транспорта регулируется Кодексом внутреннего водного транспорта, принятым в апреле 2001 г.
Земельные участки для нужд водного транспорта предоставляются соответствующим субъектам (речным и озерным портам, судовым верфям, судоремонтным заводам) на праве бессрочного или временного пользования, а также на праве аренды. Кроме того, они могут приобретаться в собственность в порядке приватизации или совершения сделок отчуждения. Их права и обязанности как землепользователей определены ст. ст. 40 - 42 ЗК РФ. В соответствии со ст. 6 ВК РФ на внутренних водных путях (вне городских населенных пунктов) устанавливается береговая полоса (бечевник) шириной в 20 м, которая предназначается для общего пользования. Здесь каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания, в том числе с целью купания, рыболовства и причаливания плавательных средств. В частности, на береговой полосе внутренних водных путей разрешается:
- устройство приспособлений для причаливания судов и плотов, погрузка и выгрузка грузов (без устройства постоянных сооружений) и их временное хранение;
- хранение твердого топлива для судов, предприятий и организаций водного транспорта, а также временное хранение рыболовных снастей и судовых принадлежностей;
- устройство временных зимовочных помещений, а также помещений для механической тяги судов;
- хранение в зимнее время древесины, предназначенной для сплава.
В соответствии со ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта береговая полоса может безвозмездно использоваться для работ, связанных с судоходством.
Использование береговой полосы для осуществления хозяйственной и иной деятельности не допускается, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства. В любом случае осуществление такой деятельности должно согласовываться с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.
То же относится и к отводу земельных участков в пределах береговой полосы для строительства каких-либо строений и сооружений.
8. Особенности правового режима земель трубопроводного транспорта. Охранные зоны магистральных трубопроводов.
§ 8. Правовой режим земель трубопроводного транспорта
Под условным названием "трубопроводный транспорт" понимаются магистральные трубопроводы, по которым осуществляется транспортировка (перекачка) сырья, воды, продукции и т.д. Основным нормативным актом, определяющим правовой режим земель данной категории, являются Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов, утвержденные Госстроем СССР 30 марта 1973 г. <1>. Земельные участки для нужд, связанных с трубопроводным хозяйством, предоставляются:
--------------------------------
а) для размещения подземных трубопроводов (рытье траншей, укладка извлеченного грунта, проход землеройной и иной техники);
б) для размещения запорной арматуры, перекачивающих станций и иной стационарной техники.
В первом случае земельные участки (полосы) предоставляются во временное пользование (на период строительства). Во втором случае они предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
Ширина полосы земли, отводимой во временное пользование для строительства (закладки) одного магистрального подземного трубопровода, устанавливается исходя из нормативов в зависимости от диаметра трубопровода и категории земель, по которым прокладывается трасса трубопровода.
После завершения строительства трубопровода временно занимаемые полосы приводятся в состояние, пригодное для использования по основному целевому назначению, и возвращаются прежнему землепользователю. Одновременно ему возмещается стоимость всех убытков, возникших в связи со строительством трубопровода, включая упущенную выгоду.
Дальнейшее использование полосы земель над трубопроводами осуществляется землепользователем, по территории которого проложен трубопровод, по своему усмотрению без каких-либо официально установленных ограничений при общем условии: оно должно осуществляться с соблюдением мер по обеспечению сохранности трубопроводов. Норма не уточняет содержание таких мер, однако очевидно, что имеется в виду запрет на те возможные действия, которые могли бы причинить вред трубопроводу (глубокое бурение, взрывные работы, строительство сооружений, построек и др.).
Размеры участков при сооружении других стационарных поверхностных объектов (перекачивающих станций и др.) устанавливаются по проекту.
9. Особенности правового режима земель для обеспечения космической деятельности.
10. Особенности правового режима земель связи, радиовещания, телевидения, информатики. Охранные зоны линий и сооружений связи.
11. Особенности правового режима земель обороны и безопасности.
§ 10. Правовой режим земель, предоставленных для нужд
обороны, безопасности и иного специального назначения
1. В соответствии со ст. 93 ЗК РФ к землям данной категории относятся земельные участки, предоставленные соответствующим субъектам для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск. Указанные земли предоставляются в бессрочное (постоянное) пользование соответствующих субъектов или в аренду. В то же время при необходимости временного (эпизодического) использования земель для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки могут предоставляться в краткосрочное пользование без изъятия их у собственников земли и землепользователей.
Правовой режим земель, предоставленных для нужд обороны, определяется общими нормами законодательства о землях несельскохозяйственного (специального) назначения.
Государственный контроль за использованием земель, предоставленных для нужд обороны, осуществляется соответствующими органами государственного земельного контроля. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по согласованию с войсковыми частями и предприятиями Минобороны РФ могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны, в безвозмездное срочное пользование гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
В пределах границ земель, предоставленных войсковым частям, могут устанавливаться внутренние запретные зоны с определением обязательного режима пользования ими. Такие запретные зоны могут устанавливаться и вне предоставленных войсковым частям участков (внешние запретные зоны). Как правило, они устанавливаются без изъятия у землепользователей, на территории которых создаются. Их границы, размеры и правовой режим определяются в решении о предоставлении земель или устанавливаются в соответствии с действующим земельным законодательством.
Нередко военные объекты создаются на землях лесного фонда. В этих случаях участки лесного фонда закрепляются за Министерством обороны и передаются для использования соответствующим воинским частям. На этих участках могут создаваться военные лесхозы. Режим использования этих земель определяется нормами лесного и земельного законодательства, в части внутреннего режима - командованием воинской части.
2. Порядок землепользования на землях обороны частными землепользователями регулируется Правилами передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2006 г. N 176 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ СССР. 2006. N 12. Ст. 510 - 513.
3. Особую часть земель, предоставленных для нужд обороны, составляют земли пограничных войск. Как и всем другим войскам, им могут предоставляться земельные участки для размещения военных городков и иных специальных объектов. Вместе с тем их деятельность по охране государственной границы осуществляется в пределах особых территорий - пограничных зон и пограничных полос.
Размеры и режим пограничных зон и полос устанавливаются Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. "О государственной границе". В пограничную полосу включаются: полоса местности шириной до 5 км вдоль государственной границы на суше, морского побережья и пограничных рек. Упомянутый Закон определяет возможность и порядок использования пограничной полосы для хозяйственной, промысловой и иной деятельности, а также для проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий.
Статья 30 упомянутого Закона определяет общие рамки правомочий пограничных войск по использованию земель пограничной полосы. Указано, в частности, что пограничные войска имеют право:
- возводить необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать технику и вооружение;
- находиться и передвигаться в любой части пограничной полосы, требовать от собственников земли и землепользователей содержания земельных участков в состоянии, отвечающем потребностям пограничной службы. Возможные убытки при этом возмещаются в порядке, установленном земельным и гражданским законодательством.
Плюс Указ президента, кот. опр. погран. зоны.
Ст. 87 ЗК – земли промышленности и т.д. подазделяются на: а далее четкая градация не проводится. Слова зонирование нет, но общий принцип сохраняется. Есть охран. зоны.
Земли – в гос., мун., част. соб. Зависит, какой соб-ти объект. Земли тр-та – во всех форма соб-ти, земли энергетики – только в гос.
Для этих земель более слож. порядок охраны окр. среды. Для кажд. видов деят – экол. паспорт и декларация безопасности. Закон о тех. регулировании. Декл-я безоп. сост-ся для потребителя, чтобы он мог ознакомиться с кач-вом продукции. Это док-т в откр. доступе.
Экол. паспорт – если вы не орган гос. контроля, с ним ознакомиться не удастся.
Эти земли не предназначены для проживания граждан. Для осущ. трудовой деятельности – вполне.
Задача 1.
Здесь все зависит, какой д-р заключен. Строит. подряд – все построили и убрали, и далее о куп-прод. речи нет.
Если концесс. соглашение – по рез-там орг-я получает какие-то права. Даже если они составил соглашение, то дорога нах-ся на землях лесн. фонда и нах-ся в част. собств-ти не может.
Если даже планир. перевод ЗУ из одной категор. в др. – земли автомоб. транспорта. Напр., они заключили концесс. согл-е,по рез-там кот. орг-я может претендовать на получ. права соб-ти на объект.
По концесс. согл. может возникнуть совершенно новый объект.
По логике эти земли изымаются. Но ненадлеж. орган выносил решение. Т.к. что касается земель есн. фонда, то уполн. орган – федер. орган – Фед. служба лесн. хоз-ва(или уполн. орган с-та,если полномочия делегированы).
Никакого д-ра куп-пр. не могло быть в принципе.
В конце реконструкции происходит создание нового объекта или видоизменение старого? Обычно суд. практика настаивает, что созд. нового объекта не происх. Но где треб. ввод в эксплуат., подписание акта приемочн. комиссии – суд. практика говорит, что созд. нового. Но обычно речь о модернизации стар. объекта.
Чтобы об-т оказался в част. соб-ти, сначала надо было перевести землю в др. категорию,затем провести аукцион на право провед. работ на закл. д-ра аренды или перех. ПС, далее по рез-там торгов подпис. д-р,строит. орг-я начинает строить и по рез-там ей переходит, возможно, объект в собственность. Здесь все равно объект ост-ся в федер. соб-ти, д-ра куп-пр. по опред. быть не может. Мер не уполн. лицо в данном случае.
Сейчас част. дорог пока нет.
Здесь лесные дороги. Они самые простые с т.зр. их модернизации.
Земли лесного фонда – лесные, не лесные земли. М.б. в фед. соб-ти. Земли обороны все в фед. соб.
Лесные участки могут нах-ся на землях нас. п-тов. М.б. варианты,но практики нет. Могут нах-ся на землях особо охр. прир. терр, но там только публ. соб-ть.
Прокурор Республики Карелия в защиту государственных интересов обратился с иском в суд о применении последствий недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи автодороги, а именно: возврате автодороги в государственную собственность Республики Карелия. Иск обоснован тем, что автодорога является государственной собственностью Республики Карелия, поскольку земельный участок был предоставлен под реконструкцию автодороги, а. следовательно, не порождает права собственности лица, проводившего реконструкцию.
Ответчик иска не признал, пояснив, что Постановлением мэра района ответчику передан земельный участок площадью 7,2 га из состава нелесных земель лесного фонда, находящихся в ведении управления по лесу, в постоянное пользование для реконструкции, ремонта и эксплуатации автодороги. Государственная приемочная комиссия подписала акт о приемке законченного строительством объекта - новой автодороги, который был утвержден Постановлением Главы районной администрации.
Вопросы:
1) В чем особенности правового режима земель автомобильного транспорта?
Исходя из содержания пп. 1, 2 п. 3 ст. 90 ЗК, в состав инфраструктуры автомобильного транспорта включаются автомобильные дороги, объекты дорожного сервиса, объекты, предназначенные для осуществления дорожной деятельности, и стационарные посты органов внутренних дел.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <12>, действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
<12> СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5553.
Согласно ст. 3 названного Закона автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В указанной статье также содержатся определения таких объектов инфраструктуры автомобильного транспорта, как защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты дорожного сервиса.
Следует отметить, что и автомобильные, так же, как и железнодорожные, дороги могут находиться в частной собственности. Так, согласно п. 12 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные ими за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2) В чью компетенцию входит изменение категории земель при строительстве автомобильных дорог?
Ходатайство о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (ст. 3 ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую»).
3) В чем особенности правового режима земельного участка, предоставленного для строительства автомобильной дороги? Решите дело.