Задача 2

Если ЗУ не сформирован, то о дальн. дей-ях речи идти не может.

Но если сосред. на специфике ЗУ. Чтоб предост. ЗУ для строит. трансформаторн. подстанции.

Обеспечение населения электричеством – публ. услуга. Это искл-но коммерч. деят-ть. Они должны поучаст. в торгах.

Согласование с населением места размещ. подстанций. При размещ. ЛЭП будут учитываться требования безоп-ти. Вокруг таких объектов формируются охр. зоны. Пост. прав-ва 2003 г. С-т мож. уст. собств. требования. Согласов. прямо не предусм. ЛЭП, трансфор. подст. – линейн. объект. – это об-т недвиж-ти. Для размещ. капитальн. объекта, если оно включ. в гражостр. план, надо выявлять мнение населения.

Сейчас компании тесно связаны с ОМСУ – МУПы и т.д. Это монополист, он никуда деться не может.

Группа граждан обратилась в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации муниципального образования о предварительном согласовании места размещения трансформаторной подстанции и линии электропередач для обеспечение электроэнергией населенного пункта. Основанием для обращения в суд, по мнению граждан, было несоблюдение администрацией порядка согласования с населением вопроса размещения трансформаторной подстанции и линии электропередач. Кроме того, земельный участок, на котором планировалось строительство подстанции, не был сформирован, межевой план участка не составлен, кадастрового паспорта земельного участка также не было.

Вопросы:

1. Проводится ли и в каком порядке предварительное согласование места размещения объектов для строительства объектов энергетики?

п

Земли промышленности формируются за счет передачи зе­мельных участков для строительства промышленных предпри­ятий, транспортных систем, объектов обороны, связи, телевидения, радиовещания, космоса и иного назначения соответствующим за­интересованным лицам из состава других категорий земель.

Большинство земель промышленности располагается в сель­ской местности, и земли сельскохозяйственного назначения, осо­бенно расположенные вблизи поселений и транспортных систем, служат важным резервом расширения земель специального назна­чения.

Предоставление земельных участков для строительства про­мышленным и иным организациям из состава земель сельскохо­зяйственного назначения осуществляется в порядке изъятия зе­мель для государственных или муниципальных нужд в том случае, если они находятся в частной собственности, и предоставления земельных участков для строительства, установленных ст. 30—32 и 49 ЗК.

При этом не допускается отказ в предоставлении в собствен­ность граждан и юридических лиц земельных участков, находя­щихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота (ст. 27 ЗК);

запрета на приватизацию;

резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В настоящее время резервирование предусматривается в слу­чае создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых территорий (ст. 95 ЗК), а также для строительства федеральных автомобильных дорог.

Возможны два варианта предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

без предварительного согласования мест размещения объектов,

с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Первый вариант реализуется в случаях, когда имеется свобод­ный земельный участок в государственной или муниципальной собственности, запланированный для освоения, приватизации или передачи заинтересованным лицам на ином праве. В этом случае земельные участки предоставляются в собственность, аренду или постоянное (бессрочное) пользование. Право собственности переда­ется исключительно на торгах.

Предоставление земельных участков осуществляется в следу­ющем порядке:

формирование земельного участка,

государственный кадастровый учет земельного участка (зане­сение данных о земельном участке в государственный земельный кадастр),

проведение торгов по продаже права собственности, либо проведение торгов для прав аренды при наличии более чем одного заявления, либо принятие решение о предоставлении земельного участка в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессроч­ное) пользование.

Формирование земельного участка осуществляется органами государственной власти либо органами местного самоуправления, уполномоченными предоставлять земельные участки. Формирова­ние земельного участка включает мероприятия по подготовке про­екта границ и их установке на местности; определению разрешен­ного использования земельного участка; определению технических условий подключения планируемых для размещения на земельном участке объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Процедура предоставления земельных участков с предвари­тельным согласованием места размещения объекта применяется в случаях, когда уже имеется хозяйственный проект и необходимо подобрать земельный участок для его реализации. В соответствии с данной процедурой земельные участки предоставляются госу­дарственным и муниципальным организациям и предприятиям в постоянное (бессрочное) пользование, а иным организациям и гражданам — в аренду.

Процедура предоставления права на земельный участок вклю­чает:

заявление заинтересованного гражданина или организации о выборе земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта, подаваемое в орган государственной исполнительной власти или орган местного самоуправления; выбор земельного участка органом местного самоуправления; информирование местными органами самоуправления населе­ния о предстоящем, предоставлении земельного участка;

информирование местными органами самоуправления собст­венников, пользователей, арендаторов, владельцев о возможном изъятии (выкупе) земельного участка;

вынесение решения о предварительном согласовании места размещения объекта (либо об отказе в размещении объекта), утверждающего акты о выборе земельного участка; формирование земельного участка;

государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка (изъ­ятии, если для реализации проекта требуется изъятие земельного участка).

Результаты торгов или вынесенное государственное или муни­ципальное решение являются основанием для регистрации приоб­ретенного права на земельный участок.

При предоставлении земельных участков из состава земель лесного фонда для строительных и иных хозяйственных работ, несовместимых с режимом землепользования в лесном фонде, применяется процедура перевода лесных земель в нелесные, ус­тановленная лесным законодательством (ст. 63 Лесного кодекса).

Как уже упоминалось, земли специального назначения не одно­родны по правовому режиму. Учитывая существенные различия между ними, представляется полезным подробнее остановиться на правовом режиме некоторых видов земель этой категории: земель атомной энергетики, обороны и безопасности, земель транспорта, земель, предоставленных для пользования недрами.

К землям энергетики, обороны и безопасности относятся земли, предоставляемые для размещения и эксплуатации гидроэлектро­станций, воздушных линий электропередач, наземных энергети­ческих сооружений, иных объектов энергетики, атомных электро­станций (АЭС), ядерных реакторов, включая сооружения, комплексы, компоненты и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, храни­лища радиоактивных отходов. В эту категорию входят также земли, занятые объектами, связанными с разработкой, изготовле­нием и использованием ядерного оружия, и ядерными энергети­ческими установками военного назначения, другими военными объектами, включая предприятия и хранилища обычных вооруже­ний, химического оружия, полигоны; земли, занятые объектами, находящимися в ведении Минобороны России, ФСБ, Федеральной пограничной службы РФ, Минатома России.

Земли энергетики, обороны и безопасности находятся преиму­щественно в государственной, а многие в федеральной собст­венности. Допускается установление собственности субъектов РФ и муниципальной собственности на земли, занятые не имеющими оборонного значения радиационными источниками, хранилища­ми радиоактивных отходов, не содержащими ядерных материа­лов. Право субъектной и муниципальной собственности возни­кает в порядке разграничения государственной собственности на землю.

Теоретически приватизация земель оборонных предприятий с учетом имеющихся исключений возможна, но практически трудно реализуема в условиях различного рода процессуальных и иных ограничений.

Земли за предприятиями энергетики, обороны и безопасности, учитывая, что они в большинстве находятся в государственной собственности, закрепляются, как правило, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Для проведения военных учений организациям обороны и без­опасности могут предоставляться дополнительные земельные участки из других категорий земель, в том числе закрепленных за гражданами или организациями. В этом случае земельные участки предоставляются таким организациям на определенный срок на праве публичного сервитута, т.е. без изъятия земельного участка. На земельном участке, обремененном публичным серви­тутом, устанавливаются особые условия землепользования, в том числе ограничивающие доступ на него собственников, владельцев, пользователей, арендаторов. В необходимых случаях такие лица могут требовать равноценного земельного участка взамен предо­ставляемого для военных учений. Собственникам даны особые права на получение платы в связи с установлением сервитута. Статья 23 ЗК предусматривает, что в случае, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, то собственники имеют право требовать от органов государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату.

В условиях чрезвычайного или военного положения земельные участки данной категории временно изымаются у граждан и орга­низаций в порядке реквизиции, т.е. с возмещением причиненных убытков и выдачей документа о реквизиции.

В целях обеспечения безопасности хранения вооружений, без­опасного функционирования АЭС и других объектов энергетики вокруг таких объектов предусматривается установление закрытых санитарно-защитных зон и зон наблюдения с ограниченным режи­мом землепользования. В санитарно-защитной зоне запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию ядерной установки, радиационного источника и пункта его хранения лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, про­мышленных объектов, подсобных и других сооружений, не пред­усмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны. В зоне наблюдения, в состав которой входит санитарно-защитная зона, действуют меры социально-экономической компенсации гражданам за дополнительные факторы риска и меры по аварий­ному планированию.

Особый порядок землепользования действует в пределах по­граничной зоны, охватывающей полосу суши шириной 5 м вдоль государственной границы. Работы в пределах пограничной полосы осуществляются с разрешения органов и войск Федеральной по­граничной службы РФ.

Отдельные земельные участки, предоставленные для нужд обо­роны и безопасности, могут передаваться в аренду или безвозмезд­ное срочное пользование гражданам и организациям для сельско­хозяйственных, лесохозяйственных и иных целей.

2. Правовое значение решения о предварительном согласовании места размещения трансформаторной подстанции и линии электропередач?

2. Какие критерии применяются для определения размера земельного участка, занятого трансформаторной подстанцией и линией электропередач?

Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие Правила были утверждены Правительством РФ 11 августа 2003 г. № 486.

В соответствии с пунктом 2 названных Правил, воздушная линия электропередачи размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера.

Минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно (опоры линии связи, обслуживающей электрическую сеть) определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне поверхности земли.

Минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением свыше 10 кВ определяется как:

площадь контура, отстоящего на 1 метр от контура проекции опоры на поверхность земли (для опор на оттяжках - включая оттяжки), - для земельных участков, граничащих с земельными участками всех категорий земель, кроме предназначенных для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8 метра земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения;

площадь контура, отстоящего на 1,5 метра от контура проекции опоры на поверхность земли (для опор на оттяжках - включая оттяжки), - для предназначенных для установки опор с ригелями глубиной заложения не более 0,8 метра земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.

Минимальные размеры обособленных земельных участков для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением 330 кВ и выше, в конструкции которой используются закрепляемые в земле стойки (оттяжки), допускается определять как площади контуров, отстоящих на 1 метр от внешних контуров каждой стойки (оттяжки) на уровне поверхности земли, - для земельных участков, граничащих с земельными участками всех категорий земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения), и на 1,5 метра - для земельных участков, граничащих с земельными участками сельскохозяйственного назначения.

Конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации.

Размеры земельных участков (частей земельных участков), которые используются хозяйствующими субъектами в период проведения инженерных изысканий при проектировании воздушных линий электропередачи (линий связи, обслуживающих электрические сети), определяются проектной документацией на проведение указанных работ.

Земельные участки (части земельных участков), используемые хозяйствующими субъектами в период строительства, реконструкции, технического перевооружения и ремонта воздушных линий электропередачи, представляют собой полосу земли по всей длине воздушной линии электропередачи, ширина которой превышает расстояние между осями крайних фаз на 2 метра с каждой стороны.

Земельные участки (части земельных участков), используемые хозяйствующими субъектами при производстве указанных работ в отношении воздушных линий электропередачи напряжением 500, 750 и 1150 кВ с горизонтальным расположением фаз, представляют собой отдельные полосы земли шириной 5 метров для каждой фазы.

Конкретные размеры земельных участков (частей земельных участков) для осуществления указанных работ определяются в соответствии с проектной документацией с учетом принятой технологии производства монтажных работ, условий и методов строительства.

Задача 3.

В Законе об ОС была презумпция потенциальной опасности деятельности. Это опасн. деятельность, опасн. произв. объект – из Закона о безоп. произв. объектов. Д. б. документы – экол. паспорт, декларация безопасности. Экол. страх-е – обяз. и добровольн. но обязательно для объектов гидроэнергетики. Он закл., чтобы формировался денеж. фонд на покрытие расходов, в т.ч. связ. с возмещ. вреда, ущерба от деятельности.

ст. 1064 ГК –вред, причин. ист-ком повыш. опасности.

Вопрос, насколько аварийная ситуация предумышл. – важно для квалификации.

Д.б. на кажд. предприятии произв. экол. контроль.

ЗУ можно рассм. не только как объект имущ. прав, но и прир. объект. Право польз. оказ-ся ущемл., и об-т надо восстан. Вред надо рассчитать грамотно. ЗУ оказались затопленными, и не факт, что их дальн. эксплуатация возможна. Тогда надо переводить ЗУ в земли водн. фонда. Если там были КФХ, то ущерб будет в разы больше. КФХ – там земли м.б. только на ПС и аренды.

Вред м.б. возмещен и тем, у кого не на ПС.

Из фед. бюджета возм. вред, прич. жиз. и здор. Теор-ки можем треб. у соб-ка возм. вреда. Но средств может не оказаться

В результате аварии на ГЭС были затоплены полевые угодья личных подсобных хозяйств граждан С., М., Г., сельскохозяйств6енные угодья крестьянских фермерских хозяйств граждан Ш., Т., Д. Кроме того затопленными оказались земельные участки граждан П., Б., В., занятые жилыми домами и хозяйственными постройками в деревне Холохольня. Земельные участки находились в собственности у граждан С., М., П., Б., Т., Д. Земельные участки находились на праве пожизненного наследуемого владения у граждан Г., В., Ш.

Собственник ГЭС полагал, что обязан возмещать ущерб только собственникам земельных участков, обладателям других прав на земельные участки должны быть возмещена только стоимость утраченного имущества.

Вопросы:

1. В каком порядке возмещается ущерб имуществу граждан в связи с аварией на гидротехническом сооружении?

Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: