Тема 7. Открытые вопросы в коучинге

Кто-то дал меткое определению коучингу: «Коучинг – это искусство задавать потрясающие вопросы». И это действительно так. Умение задавать вопросы, которые стимулировали бы творческий поиск клиента, выводили его из тупиков – это сердце коучинга. Такие вопросы называют открытыми.

Открытые вопросы – это вопросы, которые предполагают множественные ответы. В противоположность им закрытые вопросы предполагают ответ либо «да», либо «нет». Открытые вопросы начинаются со слов «Как?», «Когда?», «Где?», «Для чего?», «Зачем?», «Кто?», «Что?». Они не оценочные и устремлены в будущее, к новым альтернативам. В этой связи, вопрос, начинающийся со слова «Почему?» часто плохо подходит, так как, отвечая на него, собеседник может пуститься в анализ прошлого, таким образом оставаясь в рамках той же самой альтернативы. С другой стороны, хорошим будет вопрос: «Почему для Вас это важно?».

Закрытые вопросы Открытые вопросы
Вы уже пробовали поговорить с ней? Каким образом Вы пытались объяснить ей свои чувства?
Можете ли Вы получить еще какой-то доход? Как Вы могли бы удвоить свой доход?
Вам нравится эта работа? Почему для Вас важна эта работа?

Можно «открыть» вопрос еще больше, используя множественное число: «Каковы могут быть способы?…», а можно даже еще больше, добавив слово «некоторый»: «Каковы могут быть некоторые из лучших способов?…»

Задание 12. В парах. Попросите пару рассказать о какой-нибудь истории из своей жизни. Установите раппорт. Активно слушайте. Поощряйте рассказчика говорить дальше, задавая открытые вопросы. По завершению попросите пару дать обратную связь. Что он чувствовал, когда Вы задавали открытые, и, соответственно, закрытые вопросы? Что происходило с раппортом в таких ситуациях? Что ценного Вы приобрели в результате данного упражнения? Поменяйтесь ролями.

Задание 13. Приведите пять примеров закрытых вопросов, и переформулируйте их в открытые.

Открытые вопросы призваны выводить человека не только из ситуации «да/нет», а вообще из любых бинарных ситуаций. Люди часто оценивают ситуации категорично – либо хорошо, либо плохо; либо налево, либо направо. Однако между черным и белым всегда есть целый спектр градаций серого. Поэтому мы можем пользоваться «шкалирующими» открытыми вопросами. Например, на утверждение, что «данный подход не эффективен» можем спросить: «Какова, по Вашему мнению, эффективность данного подхода в процентах?» И затем: «Какие могли бы быть некоторые их лучших способов поднять эффективность до…?»

Другое призвание открытых вопросов – это выводить клиента из ситуаций «выбора без выбора», когда все альтернативы, которые он видит перед собой, приводят к неблагоприятным для него последствиям. Представьте себе классическую ситуацию русского богатыря, чешущего в затылке перед камнем на распутье трех дорог, на котором накарябано: «Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – денег лишишься, прямо пойдешь – с жизнью расстанешься». Ключевым словом в вопросе будет слово «еще». «Что еще можно сделать?» Вариантов, на самом деле, не три, а великое множество. Можно вернуться назад. Можно поехать вообще без дороги, по полю. Можно оставить коня слуге и пойти налево пешком. Можно построить воздушный шар и полететь. Можно воспользоваться какой-нибудь волшебной палочкой или ковром-самолетом. Можно вообще никуда не ехать, а решить все вопросы, позвонив по сотовому телефону.

Это была ситуация, когда все из первоначально обозреваемых альтернатив неблагоприятны. Может быть и другая ситуация, когда каждая из альтернатив содержит в себе что-то привлекательное. В таком случае можно задать вопрос: «Что еще можно сделать, чтобы получить и то, и то». То есть мы разрываем логику «или», переводя ее в логику «и». Кажущиеся противоречия всегда можно разрешить, разнеся альтернативы, например: А КТО ЕЩЕ МОЖЕТ С ЭТИМ СПРАВИТЬСЯ?

Во времени: «Когда Вам важно получить первое? Когда Вам важно получить второе? Когда еще?»

В пространстве: «Где бы Вы хотели иметь первое? Где для Вас важно иметь второе? Почему для Вас это важно?»

По точке приложения: «Как еще Вы могли бы использовать свое чувство юмора, чтобы оно помогало строить Вам отношения с окружающими?»

Задание 14. Какие еще способы разнесения альтернатив с целью примирения противоречий Вы можете предложить?

Тема 11. «Как если бы…»

В ходе работы, как коучи, мы регулярно будем сталкиваться с ситуациями, где клиент попадает в кажущийся тупик, связанный с негативным опытом прошлого. Он вспоминает о том, что у него не получилось, от этого его мотивация и вера в собственные ресурсы падает, поэтому у него, естественным образом все становится получиться еще хуже и т.д. Это относится к категории «самосрабатывающих пророчеств» - «Ну вот, видите, я же Вам говорил!»

Другая хорошая метафора – это «закрашивание» себя в угол. Представьте, что Вы красите пол. У Вас в руке кисть, рядом стоит ведро. Вы красите пол впереди себя и потихоньку отступаете назад. Если направление движения выбрано неверно, то Вы можете «закрасить» себя в угол, где нет ни двери, ни окна. Вы будете стоять и ломать голову, сколько часов Вам придется ждать, пока высохнет краска. Еще одной типичной ситуацией является «выбор без выбора», о котором мы уже говорили (ситуация с богатырем на распутье).

Часто не только клиент, но и коуч может обнаружить себя в ситуации «закрашивания в угол». Кажется, что все его вопросы только усугубляют нересурсное состояние клиента, и чувство безнадежности начинает передаваться самому коучу. Он уже сам не знает, что делать. А что делать? – Вспомнить принцип коучинга: «Если что-то не работает, не делайте это! Делайте что-то другое!» Иногда мы стоим перед мучительной дилеммой – в какой цвет красить забор? В желтый или зеленый? И вот здесь приходит на помощь сильный вопрос: «А что если его вообще не красить, а заняться чем-нибудь другим?»

То есть выход из тупика заключается в том, чтобы выйти в другое пространство или другое измерение: взять в одну руку ведро с краской, в другую – кисточку, взлететь и перенестись по воздуху на сухое место. Смелость мечтать – это непременное качество коуча. Для меня очень ярким в этой связи является пример директора одной благотворительной школы. Получив новое помещение, она сразу же взялась наводить в нем уют и порядок – начиная с капитального ремонта. Когда она делилась своими идеями профессиональными строителями, они в один голос провозглашали их сумасшедшими: «Потому что так никто не делает, и потому что это сделать невозможно в принципе, и потому что…» Она учитывала их конструктивные советы, но все равно действовала в соответствии со своим видением. В результате все получалось наилучшим образом, и строителям с двадцатилетним стажем оставалось только чесать в затылке. «Это потому, что я не профессионал, и не знала, что так не делают!» – смеялась она, «оправдываясь» за свой успех.

Задание 15. Вспомните 3 ситуации из своей жизни, или жизни знакомых вам людей, где удавалось найти выход из тупика, перенесясь в другое «пространство» или «измерение». Как «оно» сработало?

Почему этот метод работает? Вспомним принцип системности. Любое изменение в любой части системы влияет на все остальные части системы. Поэтому, если какая-то часть трудно поддается изменению, оставим ее отдыхать, и попробуем поработать с какой-нибудь другой, более податливой частью. Даже если ее придется выбрать методом «научного тыка». Это составляет основу еще одного инструмента, формата «Как если бы…»

Коуч может начать свои вопросы со слов:

  • Давайте предположим, что…
  • Просто представьте, что…
  • Если бы вы были…
  • Притворитесь, что Вы…
  • Что, если…

Вот некоторые из разновидностей этого формата, хотя их может быть тысячи – как Вам подскажет воображение:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: