Мотивация труда персонала — это деятельность, направленная на повышение эффективности труда сотрудников для достижения личных целей и целей фирмы. Система мотивации труда персонала включает в себя элементы, определяющие поведение персонала и его стремление к повышению результативности труда, являются (рис):
• потребности и способности каждого конкретного сотрудника;
• мотивы его деятельности и поведения, формирующиеся как на основе потребностей и способностей, так и других факторов;
• условия труда, созданные на предприятии;
• побуждения, исходящие от руководителей фирмы;
• использование эффективной системы оценки результативности.
Способностиготовность к труду; профессиональные компетенции; возраст; здоровье; выносливость и т. д.
|
Мотивыобеспечения; призвания; престижа
|
Система оценки результативности
|
Результативность и ее динамика
|
Рис. Модель системы мотивации
Для формирования системы мотивирования труда необходимо выполнить следующее:
1. Определить набор благ, отражающий все основные потребности и интересы сотрудника.
2. Определить уровень удовлетворения потребностей каждого работника, его интересы.
3. Конкретизировать виды трудовой деятельности, которые необходимы организации и сотрудников которых целесообразно мотивировать.
4. Увязать виды деятельности с набором благ, льгот и преимуществ.
Мотивирование труда означает его стимулирование. В целях максимизации действия стимулов необходимо соблюдать следующие принципы: доступность; ощутимость; постепенность; минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой; сочетание материальных и моральных стимулов.
При формировании системы мотивации персонала необходимо:
1. Установить идеальный вариант оплаты труда, включающий три составляющие:
Первая часть Вознаграждение за выполнение обязанностей. Вторая часть Вознаграждение, определяемое выслугой лет и стоимостью жизни на данный момент. Третья часть Вознаграждение, определяемое результатами, достигнутыми в предшествующий период
2. Использовать классические и нетривиальные мотивационные стимулы работников. Стимулы могут быть: материальными (косвенные денежные: соцпакет, путевки, дотации на питание, обучение персонала; прямые денежные: заработная плата и премии) и нематериальными (социальные: престижность труда, возможность роста; творческие: возможность самосовершенствования, самореализации; моральные: уважение со стороны друзей, награды). Для формирования мотивации персонала необходимо информировать работников о целях компании, ее истории, принятых методах и стиле управления, ответственности, возлагаемых на лиц, занимающих те или иные должности. В «продвинутых» фирмах вырабатывается система культуры обслуживания: формируется особая философия, утверждаются нормы и технологии поведения с клиентами, изготавливается специальная одежда, внедряется стиль предприятия в целом.
3. Социальные льготы и выплаты. Они не только служат социальной защитой трудящихся, но и позволяют фирмам привлекать и закреплять квалифицированный персонал.
4. Компенсационные программы - поощрение за соответствующее позитивное поведение или, наоборот, отсутствие наказания. Так, в гостинице Мarriot, проводится ряд мотивационных программ: «Лучший сотрудник месяца» (сотрудник получает приглашение на двоих в ресторан «Гратци» цепи Мarriot и денежную премию); «Лучший сотрудник года» получает приглашение в ресторан и поездку на неделю в Европу с проживанием в пятизвездочном отеле сети Мarriot; «Лучший супервайзер» и «Лучший менеджер» выбираются в конце каждого квартала и год