Контроль как функция менеджмента на предприятиях СКС и туризма

Контроль как функция менеджмента — это вид управленческой деятельности с целью удержания организации на выбранной траектории развития посредством сравнения показателей деятельности с установленными стандартами и принятия необходимых мер при отклонениях.

Объектом контроля служат как результаты деятельности (отклонения между плановыми и фактическими показателями по различным причинам), так и сами методики осуществления планирования и контроля, призванные максимально реалистично отражать деятельность организации в прошлом и будущем.

С помощью контроля выявляются не только недостатки, но и позитивные тенденции в деятельности организации, которые необходимо и дальше развивать. Следовательно, одна из основных функций контроля — всемерное поддержание всего успешного, что способствует развитию и эффективному функционированию организации на рынке.

Управленческий контроль осуществляется на двух организационных уровнях:

1) оперативный (контроль за производственно-хозяйственной деятельностью, технологическим процессом, контроль качества продукции, осуществляемый на уровне операций);

2) стратегический контроль, определяющий эффективность работы организации, использования ресурсов.

Виды контроля:

По принадлежности к предприятию носителя контроля: внутренний, внешний (проверка)

По объекту: за объектом, за решениями, за результатами

По регулярности: регулярный, нерегулярный, специальные проверки

По основанию обязанности: добровольный контроль, контроль согласно уставу, договорный контроль, контроль согласно закону

Типы контроля. Выделяют следующие типы контроля:

· предварительный,

· текущий,

· заключительный.

Задача предварительного контроля — проверка готовности организации к началу работы, причем некоторые аспекты контроля могут присутствовать среди других функций управления. К основным средствам осуществления предварительного контроля относится реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ по промежуточным целям, называемым «точками контроля». Чем продолжительнее период выполнения плана, тем больше должно быть число таких точек, а промежутки между ними короче. Это позволяет своевременно выявить отклонения и принять меры к их устранению. Текущий контроль на оперативном уровне призван обеспечить выполнение всех работ и событий в соответствии с планом.

Заключительный контроль. Несмотря на то, что заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он имеет важное значение.

Оперативный заключительный контроль выполняет следующие основные функции:

• обеспечивает менеджеров информацией, необходимой для оценки эффективности деятельности, за которую они ответственны;

• его результаты образуют базу для оценки и вознаграждения персонала;

• воздействует на менеджеров, ответственных за обеспечение и осуществление производственного процесса, с целью их активизации.

Заключительный контроль на стратегическом уровне обеспечивает высших руководителей информацией, используемой для корректировки или изменения будущих планов организации и совершенствования процесса стратегического планирования.

Этапы контроль. Контроль - непрерывный процесс, проходящий три этапа:

1) установление стандартов и критериев деятельности организации;

2) измерение и сопоставление фактически достигнутых к результатов с нормативными и анализ отклонений;

3) принятие необходимых корректирующих действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: