Управленческая деятельность менеджера связана с исполнением десяти основных ролей. Каждая роль предполагает выполнение определенных видов деятельности.
Информационные роли (наблюдателя, проводника, оратора) описывают виды управленческой деятельности, направленные на создание и развитие информационной сети. У генеральных менеджеров 75 % рабочего времени уходит на разговоры с другими людьми. Роль наблюдателя предполагает получение менеджером текущей информации из множества источников: от руководителей, коллег и подчиненных, средств массовой информации, внешних субъектов. Исполняя роли проводника и оратора, менеджер передает текущую информацию другим людям в организации и вне ее.
Исполнение менеджером межличностных ролей (главы, лидера, связующего звена) предполагает акцент на их взаимоотношениях с другими людьми и использование человеческих навыков. В роли главы менеджер проводит в своем отделе или организации церемонии и различные символические мероприятия. Занимая определенную должность, он представляет фирму в целом. Роль лидера требует от менеджера действий, направленных на мотивацию подчиненных, осуществление коммуникаций и оказание влияния. Менеджер как связующее звено обеспечивает устойчивость информационных связей как внутри организации, так и за ее пределами.
|
|
Роли, связанные с принятием решений (предпринимателя, пожарного, распределителя ресурсов, участника переговоров) становятся важны тогда, когда менеджер должен сделать выбор или принять необходимы действия. Роль предпринимателя заключается в инициировании перемен. Менеджер как «пожарный» занимается разрешением конфликтных ситуаций между подчиненными или между своим отделом и другими подразделениями организации. Роль распределителя ресурсов связана с решениями о наиболее целесообразном использовании людей, времени, оборудования, бюджетных средств и прочих ресурсов для достижения планируемых результатов. Роль участника переговоров заключается в осуществлении коммуникаций и заключении сделок, способствующих достижению необходимых результатов.
К менеджеру сегодня предъявляются следующие требования. Он должен обладать:
Профессиональными знаниями в области менеджмента, знать другие научные дисциплины (социальной психологии, правоведения и др.), знать специфику туристской отрасли
Личными качествами — высокий уровень эрудиции, инициативность, нестандартное мышление, умение расположить к себе, решительность и настойчивость в достижении цели, умение выполнять обязательства и обещания, твердость характера, справедливость, тактичность, опрятность и аккуратность, чувство юмора и др.
|
|
Знаниями в области этики. Прежде всего, соблюдать нормы деловой этики.
Навыками и организаторскими способностями менеджера:
· умение определить темперамент и характер подчиненных;
· умение управлять собой;
· умение оценить и подобрать работоспособный персонал;
· умение видеть и обеспечивать перспективу развития своего коллектива;
· изобретательность и способность к инновациям;
· высокая способность влиять на окружающих;
· знание современных управленческих подходов и др.
Сочетание именно этих качеств имеет первостепенное значение для формирования руководителя, который совершенствует умение руководить на основе опыта и расширения области знаний.
Выделяются следующие одиннадцать потенциальных ограничений в деятельности руководителя
1. Неумение управлять собой.
2. Размытые личные ценности.
3. Неясные личные цели.
4. Заторможенное личное развитие.
5. Неумение решать проблемы (принимать решения).
6. Отсутствие творчества в работе.
7. Неумение влиять на людей.
8. Непонимание специфики управленческого труда.
9. Низкие организаторские способности (неспособность руководить)
10. Неумение обучать
11.Неумение формировать коллектив.