Методы этнологии

Как наука, тесно связанная с историей, этнология имеет и непосредственно содержательную часть, касающуюся описания жизни и обычаев народов прошлого и современности – этнографию. При этнографической работе важно умение работать с источниками – материалами, дающими возможность построить научное исследование. Поверхностное и часто невнимательное отношение к источникам в XIX в. привело к тому, что в научный оборот вводились факты, появление которых было результатом заблуждения и непрофессионализма первых этнографов: так, прибывшие на Гавайи миссионеры обнаружили там пуналуальную семью, в которой несколько мужчин сожительствовали с несколькими женщинами; вскоре выяснилось, что все эти сведения были неправильными. Чтобы избежать подобных ошибок, этнология XX в. разработала методы работы с материалом и предложила классификацию источников.

Существуют следующие виды этнографических источников: полевые материалы; письменные источники, материальные источники.

Полевые материалы собираются в экспедициях: стационарных (базирующихся в одном поселении в течение «этнографического года»[2] или, более короткого, полевого сезона), проводимых с целью получить комплексное исследование; в маршрутных (проводимых для подробного изучения конкретной проблемы по разработанному маршруту от одного поселения к другому); маршрутно-кустовых (передвижение по маршруту в сочетании со стационарным проживанием).

Методы сбора полевых материалов: непосредственное наблюдение; вызываемое наблюдение (например, исследователь просит информатора спеть старинную песню или продемонстрировать какой-либо обряд); метод фиксации информации (снимаются планы домов, проводится фото- и видеосъёмка, фиксируется покрой одежды и т.д.); метод свободной беседы (исследователь расспрашивает информатора о событиях, обычаях прошлого); метод интервьюирования, при котором этнографы беседует с респондентом по заранее заданной теме, и метод анкетирования, когда информация по интересующей исследователя теме собирается при помощи стандартизированных вопросов.

К письменным источникам относятся: архивные материалы, административные документы, статистические данные, демографические исследования, записки путешественников.

Материальные источники – следы материальной культуры, отыскиваемые или хранящиеся у населения, собираемые в музеях, характеризующие бытовую культуру изучаемого населения.

Методы науки – способы изучения предмета. К научно-исследовательским методам этнологии относятся:

– сравнительно-исторический метод. Он является более широким вариантом метода «пережитков», используемого в этнологии с XIX в. Данный метод помогает при реконструкции исторических эпох, для чего используются материалы современности, свидетельствующие о прошлом, при этом сравниваются факты из жизни разных народов, но одной исторической эпохи. Сравнительно-исторический метод играет большую роль в реконструкции истории первобытно-общинной культуры;

– метод типологического анализа широко применялся диффузионистами для выделения культурных кругов (см. Лекция 2). С помощью этого метода культурные явления разбиваются на определённые типологические группы, устанавливается взаимосвязь между культурными явлениями, бытующими у разных народов;

– комплексный метод, выдвинутый Д.Н. Анучиным, заключается в использовании данных антропологии, этнологии и археологии для получения большего количества информации и всестороннего изучения предмета исследования;

– картографирование – пространственное определение расселения народов, распространения культурных явлений. Ярким примером применения этого метода является составление этнических карт с показателями плотности населения. Часто используется в сочетании с типологическим методом;

– метод количественного анализа заключается в том, что на основе большого количества данных (например, анкет, демографических показателей
и пр.) проводится анализ явления; метод особенно действенен при изучении современности. Позволяет привлечь в качестве источника также и документацию; хорошо сочетается с картографированием;

– системный метод – исходит из необходимости рассмотрения явления как целостной системы с определённой структурой и внешними связями. Играет интегрирующую роль, позволяя объединять результаты работы на основании вышеперечисленных методов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: