Отечественная этнология

Развитие отечественной этнологии отличалось рядом специфических моментов. Предварительный этап накопления этнографических знаний в России начался приблизительно с XV в., после путешествия Афанасия Никитина
(?–1474/75) в Индию. Расширение территории Российского государства на восток, начиная с XVI в., и выход в XVII в. к Тихому океану, предопределил необходимость исследования новых территорий и их населения. В XVIII в. проводятся первые научные экспедиции, в том числе в Сибири: например,
1833–1843 гг. – первая академическая экспедиция, разделённая на три отряда (Д.Я. и Х.П. Лаптевы, В.И. Беринг, Г.Ф. Миллер).

В XIX в. наступает научный этап, становление которого связано с деятельностью Русского географического сообщества, созданного в 1845 г. и существующего по сей день (1877 г. – открыт филиал в Омске). РГО находилось под покровительством императорской фамилии, поэтому получало хорошее финансирование и выпускало издания, как научные не просматривавшиеся цензурой (при этом членами РГО на местах часто были политические ссыльные, занимавшиеся изучением местных народов). В РГО существовало отделение этнографии, которое организовывало многочисленные экспедиции в районы Сибири, Дальнего Востока, Центральную Азию и Китай. Деятельность главы этнографического отделения РГО с 1848 г. Н.И. Надеждина (1804–1856) была направлена на изучение именно русского народа, а не только аборигенов: в 1849 г. им был сделан доклад «Об этнографическом изучении народности русской». В 1863 г. появляется также Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, вдохновителем которого выступил
Д.Н. Анучин (1843–1923).

В методологическом плане в дореволюционной русской этнографии преобладал эволюционизм. Правда, многообразие материала заставляло русских исследователей критически относиться к некоторым положениям эволюционизма: так, М.М. Ковалевский (1851–1916) предостерегал от чрезмерного доверия методу «пережитков», говоря об опасности принять за «пережитки» обычаи, появившиеся в другое время и при иных обстоятельствах. Широкое исследование народов Дальнего Востока, а также феномена шаманизма предпринял Л.Я. Штенберг (1862–1927). Начавшийся отход от эволюционизма (как и во всём мире) был приостановлен тяжёлыми событиями в истории страны.

В советский период этнография, как и все науки, должна была перейти на базу марксистко-ленинской методологии. Первоначально в этом не было принципиального перелома, как потому что по ряду положений марксизм был близок эволюционизму («Древнее общество» Моргана прямо повлияло на формирование теории эволюции семьи и генезиса государства у Маркса и Энгельса), так и потому что в 20-е гг. XX в. марксистско-ленинской методологии как таковой не сложилось. Необходимость проведения национальной политики в СССР делала существование этнографии важным для советской власти.

С 1930-х гг. в советской этнографии начинает распространяться сталинская концепция наций. В связи с постепенным отходом от идеи «мировой революции», Сталин был вынужден менять и представления о нации, каким его поддерживал Ленин. Для Ленина классовая солидарность была бесспорно более важной, чем национальная, нации он считал надстроечными образованиями, способствовавшими удержанию рабочего класса под гнётом конкретной буржуазии. Сталин принял тот факт, что национальное сознание способствует большей политической стабильности, и признал за нациями особую роль в историческом процессе, в том числе и возможность воздействовать на базис. Сталиным была выдвинута теория этапов формирования нации (племя – народность – нация).

Взлёт теоретической мысли в советской этнографии произошёл
в 60–80-е гг., на базе марксизма, возникают теория этнических процессов и теория этносов, уделялось большое внимание этногенезу и этнической истории, публикуются обобщающие труды («Народы мира», «Страны и народы»). Особый вклад в это развитие внёс Ю.В. Бромлей (1921–1990).

В 90-е гг. происходит освобождение отечественной этнологии от воздействия советской идеологии, произошло теоретическое обновление науки. Формируются новые концепции этнической истории, интегрирующие современные подходы западной науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: