Методологические основания культурного релятивизма

Школа культурного релятивизма в антропологии и культурологии возникла как отрицательная реакция на европейский этноцентризм. Позиция этноцентризма изначально направляла исследователей на выявление в культуре неевропейских народов только черт варварства и дикости. В противовес этой позиции важнейший методологический принцип культурного релятивизма (иногда его называют «теорией ценностей») состоит в признании равноправия различных культур независимо от того, каков уровень их развития, какова сложность конкретной системы культуры и насколько самобытными чертами она обладает.

В теоретической концепции культурного релятивизма получает обоснование идея о несравнимости культурных типов разных народов, идея о невозможности их измерения единым масштабом. При этом сторонники культурного релятивизма исходят из той методологической предпосылки, что каждая культура выступает в качестве уникальной системы ценностей несопоставимых между собой. Любая культура по-своему сложна, ценна и самобытна, поскольку представляет собой особый способ приспособления к конкретным социальным условиям данного народа, конкретного этноса; и этот способ социальной адаптации вполне сопоставим с любым другим способом. Именно поэтому каждая культура должна рассматриваться и анализироваться в своих собственных рамках, как закрытая система особых, специфических форм существования.

Идея культурного релятивизма для второй половины XX века не являлась абсолютно новой. Подобного рода концепции нашли недвусмысленное выражение еще в работах Франца Боаса. Именно поэтому многие историки культурологии и этнологии считают, что от него и ведет свое начало «теория ценностей», или концепция культурного релятивизма в американской культурно-антропологической науке. Методологические аспекты этой концепции специально обсуждались американским антропологическим сообществом. Так,

по сообщению С.А. Токарева, на Нью-Йоркской конференции этнографов 1952 г. завязалась целая дискуссия о том, что такое, собственно, составляют «ценности» в культуре1.

Ю.П. Аверкиева выделяет иные истоки культурного релятивизма, подчеркивая, что в качестве теоретических истоков могут быть рассмотрены труды таких историков, как К. Беккер, Ч. Бирд, А. Вагтс2. Идея Ф. Боаса была поддержана и развита в работах А. Кребера, Р. Бенедикт, М. Херсковица, других исследователей, разработавших в итоге концепцию культурного релятивизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: