Проективное интервью основано на построении вопросов таким образом, что они предлагают кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа. В основе данного метода лежит предположение о том, что человек склонен проецировать, т.е. переносить свой жизненный опыт и представления на интерпретацию/объяснение действий других людей, а также на вымышленные ситуации, персонажей и т.п.
Именно на этой закономерности основан ряд психодиагностических методик: тест «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек», «Пятна Роршаха» (по графическим пятнам-разводам различной формы следует определить предмет, который они напоминают), ТАТ (тематический апперцептивный тест), который построен на том, что человек описывает действия персонажей на специальных картинках, объясняет причины и следствия поступков.
Облегченная методика, основанная на проективных методиках, быстрая и простая, о применении которой кандидата даже необязательно предупреждать, носит название проективных вопросов.
|
|
Преимуществами проективного собеседования можно назвать:
- меньшую вероятность социально желательных ответов;
- возможность соотнести ожидания кандидата с реальной ситуацией в компании;
- возможность проанализировать мотивационный потенциал будущего сотрудника.
Ответы на проективные вопросы дают очень хорошие результаты по следующим темам:
- мотивация материальная и нематериальная;
- взаимоотношения «руководитель – сотрудник»;
- ценности, честность, лояльность;
- взаимодействие с коллективов, особенности общения с людьми;
- поведение в конфликтах;
- взаимодействие с клиентами.
Правила:
- Вопросы задаются в быстром темпе, не оставляя много времени на раздумья. Отвечающего просят дать несколько различных вариантов ответов. Первое, что приходит в голову отвечающему, и является значимым для него фактором.
- Вопрос должен быть направлен на оценку других людей или их действий, что делает человека более раскованным и позволяет избежать социально желательных или заведомо ложных ответов, которые кандидат дает, исходя из стремления понравиться.
- Форма вопроса должна быть открытой и предполагать развернутый ответ.
- Вопросы не должны задаваться подряд тематическими блоками (например, несколько вопросов подряд, раскрывающих мотивацию), т.к. это повышает вероятность попыток кандидата понять принцип интервью и «подстроиться» и дать социально желательный ответ.
- Желательно наличие смысловой связи проективных вопросов с предшествующим контекстом, т.к. в этом случае они звучат более естественно и не привлекают особого внимания кандидата.
Несколько примеров проективных вопросов и факторы, которые они позволяют оценить:
|
|
№ | Проективный вопрос | Оцениваемый фактор |
Что стимулируют людей работать наиболее эффективно? | мотивация | |
Что нравится людям в работе? | мотивация | |
Почему человек выбирает ту или иную профессию? | мотивация | |
Какой коллектив работает наиболее продуктивно? | предпочтения по коллективу | |
Какие качества характера наиболее значимы? | предпочтения по окружению | |
Зачем люди стремятся сделать карьеру? | мотивация карьерного роста | |
В каких ситуациях оправдана ложь? | допущение обмана | |
Как Вы думаете, почему люди возвращают взятый в банке кредит? | мотивы честности | |
За что оправданно уволить сотрудника сразу? | Ценности применительно к организации | |
Из-за чего чаще всего случаются конфликты с клиентом? | Узкие места при работе с клиентом |