Истоки конфуцианства и его историческое развитие

ТЕМА 31. КОНФУЦИАНСТВО

1. Истоки конфуцианства и его историческое развитие.

2. Основы вероучения и культы конфуцианства.

3. Социально-этические взгляды конфуцианства.

4. Конфуцианство и формирование китайской национальной культуры


Введение

Одна из характерных черт китайской политической культуры – тесная связь политики с историей. Вместе они образуют самостоятельную политическую традицию, в соответствии с которой в периоды стабилизации власти сфера действия истории сужается, а в периоды кризиса власти сфера действия истории увеличивается.

В ноябре 2012 произошла смена власти в Китае, и в результате этого началась настоящая «идеологическая революция». Отодвигаются в тень Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин и даже Мао Цзэдун, без ссылок на которых еще недавно не обходились ни выступления лидеров правящей Компартии, ни статьи философов и публицистов. Одновременно все заметнее становится поощряемое властями возрождение этических ценностей конфуцианства, в экономической и политической жизни широко используются понятия и формулы учения Конфуция.

Целью работы является исследование конфуцианства и его влияния на китайскую национальную культуру. В процессе данного исследования необходимо изучить истоки конфуцианства, основы вероучения и социально-этические взгляды конфуцианства.

Истоки конфуцианства и его историческое развитие

Изначально, конфуцианство было сформировано как философское и этическое учение в Древнем Китае. Его создателем был Конфуций – китайский мудрец и мыслитель.

Конфуцианство сформировалось в период VI-V вв. до н.э. как философская система Древнего Китая, которая на рубеже н.э. трансформировалась в одно из влиятельных религиозно-философских течений. Основанием конфуцианства явилось философско-этическое учение Конфуция (Кун-цзы).

Конфуций (551-479 до н. э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя давно ослабла. Разрушались патриархально-родовые нормы, в жестоких междоусобицах гибла родовая аристократия, на смену ей приходила централизованная власть правителей отдельных царств, опиравшихся на складывавшийся вокруг них административно-бюрократический аппарат из незнатных служащих чиновников. Как явствует из древнекитайской хроники Чуньцю, по традиции приписываемой самому Конфуцию и охватывающей события VI-V вв. до н. э., правители и их родственники, аристократы и сановники в безудержной борьбе за власть, влияние и богатство не останавливались ни перед чем, вплоть до безжалостного уничтожения родных и близких. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа - все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Объективная обстановка побуждала их выступать с новыми идеями, которые можно было бы противопоставить царившему хаосу. Однако для того, чтобы это отрицание современности имело моральное право на существование и приобрело необходимую социальную силу, оно должно было опираться на признанный авторитет. Конфуций нашел такой авторитет в полулегендарных образцах глубокой древности.

Стремление опираться на древние традиции и тем самым воздействовать на современников в желаемом направлении знакомо истории всех обществ, это своего рода общесоциологическая закономерность. Однако особенностью конфуцианства было то, что в его рамках это естественное стремление было гипертрофировано и со временем превратилось чуть ли не в самоцель. Пиетет перед идеализированной древностью, когда правители отличались мудростью и умением, чиновники были бескорыстны и преданны, а народ благоденствовал, через несколько веков после смерти философа стал основным и постоянно действовавшим импульсом общественной жизни Китая.

В IV-III вв. до н.э. среди влиятельных последователей Конфуция – Мэн-цзы и Сунь-цзы – наметились расхождения по вопросу природы человека. Мэн-цзы настаивал на исконной доброте человеческой природы, Сюнь-цзы считал ее исходно злой. Эти идеи обусловили расхождения их гносеологических, педагогических и социально-политических концепций. По Мэн-цзы, человек, обладая врожденной добротой, может идти к прозрению в себе «небесных» истин, выявлению своей исходной доброты и на этой основе имеет возможность гуманно управлять, а если окажется негодным правителем, то народ имеет право лишить его власти, что в XX в. стало основой движения ге-мин (революция). Сюнь-цзы нацеливал на познание внешнего мира, исправления злой природы посредством этико-ритуальных норм и их применения в отношениях между управляющими, а в отношении простолюдинов – безличного юридического закона. Постепенно обязательные для всех нормы поведения были зафиксированы и канонизированы. В эпоху Хань (206 до н.э.-220 н.э.) происходит становление каноноведения, корни которого уходят к Цзы-Ся – ученику Конфуция. В «ханьском конфуцианстве», следующем за его изначальной формой, был составлен целый трактат этих норм – Ли-цзин, представляющий собой идеальную модель социального механизма функционирования всех слоев общества и его институтов. Выйдя победителем в борьбе с законниками-легистами (путем интегрирования их идей, в частности, компромиссного сочетания этико-ритуальных норм и административно-юридических законов), конфуцианство, прерванное гонениями в эпоху Цинь (221-207 до н.э.), при династии Хань обрело статус официальной идеологии, строго предписывающей (в отличие от его раннего периода) соблюдение древнего канона. Вместе с ростом влияния конфуцианства, достижения им, по сути, абсолютной святости сам Конфуций был признан «некоронованным царем», или «подлинным властелином» (Су Ван). Впоследствии он будет объявлен и «первым святым» (династия Тан, 618-907 н.э.), и «наставником государства» (династия Сун, 960-1279), и «великим учителем нации» (династия Мин, 1368-1644). Будут строиться храмы Конфуция, в них поклоняться его поминальным табличкам и скульптурам, ему будут официально приноситься жертвы вплоть до падения династии Цин(1644-1912). Крах династии Хань и распад Китая привел к ослаблению идеологических позиций ортодоксального конфуцианства. Это способствовало успеху буддизма, проникшего на его территорию в эпоху Хань, и усилению даосизма, который обрел статус государственной религии. Объединение страны при династии Суй (581-618) вернуло конфуцианству позиции официальной религии. Новое раздробление Китая и восстановление его единства при династии Тан (618-907), хотя не подорвало позиций конфуцианства, но в стране распространились также манихейство, гностицизм, несторианство, христианство, ислам. Стремление освободиться как от их влияния, так и от напластований легизма, даосизма и буддизма привело к появлению неоконфуцианства. К XII в. его последователи перечень канонов (У цзин) дополняют Четверокнижием (Сы шу: Лунь юй (Бе-седы и суждения), Мэн-цзы (Книга учителя Мэн) и два раздела Ли цзин (Книга обрядов) – Да сюэ (Великое учение) и Чжун юн (Срединность и постоянство), которые вместе с рядом других книг образовали Тринадцатикнижие конфуцианства – Малый канон). В XII в. неоконфуцианство было запрещено, хотя его существование было связано с восстановлением аутентичного конфуцианства и решением с его помощью разнообразных проблем, в том числе, выдвигаемых буддизмом и даосизмом, что укрепляло авторитет того же конфуцианства. Реально в области духовной жизни каждая из трех религий возьмет на себя выполнение определенных функций: конфуцианство решало этические, социальные и политические проблемы, буддизм предлагал религиозное утешение, даосизм удовлетворял желаемое фантастически-мифологическое объяснение мира. В области же религиозной практики все три религии отождествлялись. Не произошло существенных изменений и в период постнеоконфуцианства, основанного (как и две предыдущие формы) на ассимиляции инородных и даже инокультурных идей. При сохранении некоторой специализации среди идеологов этих религий (конфуцианские – мудрствовали, буддийские – размышляли над сутрами и вникали в тонкости медитации, даосистские – изобретали эликсир вечной жизни), религиозная жизнь верующих низов по-прежнему характеризовалась синкретизмом (от греч. объединение).

Конфуцианство, даосизм и буддизм образовали Три религии (Сан-цзяо), которые нашли точки соприкосновения (даосизм и буддизм в признании ценностей аскетизма, отшельничества и монастырской жизни), дополнили друг друга (конфуцианство восприняло учение буддизма и даосизма о рае и аде), взаимопереплелись (в области пантеона богов), определились к культу императора (преклонения перед ним), в отношении обслуживания потребностей различных сторон жизни своих последователей (как к неотложным), а также к другим религиям (как к непристойным – Инь-сы). Синкретизм разделяли низы, для которых боги были равными и верующий мог обращаться в любом (по принадлежности к какой-либо из трех религий) месте, к какому угодно богу или ко всем сразу. Все три религии нашли поддержку и у императорской власти. Все же (при всех компромиссах между ними) первенствующее положение среди них занимало конфуцианство. Это имело место даже тогда, когда или даосизм, или буддизм становились государственной религией. Не изменялось его положение и в условиях, когда китаец переориентировался с конфуцианства на даосизм или буддизм. Если не по убеждениям, то в своих привычках, по поведению, в обращении с людьми и даже на уровне подсознания он оставался конфуцианцем. С эпохи Хань понятия «китайское» и «конфуцианское» стали почти полностью совпадать.

Контролируя и регулируя не только духовную жизнь людей, их нравы, обычаи, правила поведения (что обычно делает религия), но и основы административно-политической структуры страны, экономические и социальные процессы, систему просвещения и образования, конфуцианство стало больше, чем религией. Оно превратилось в образ жизни китайцев, стало принципом организации китайского общества. Заняв ведущее положение, конфуцианство доминировало до 1949 г. Подобное положение конфуцианства сохранилось на Тайване и в Сингапуре. Спустя некоторое время, после образования КНР (60-е гг. – компания «критики Линь Бяо и Конфуция»), на государственном уровне конфуцианство прекращает свое существование. В 1972-1976 гг. руководство Компартии Китая провозгласило легистов приверженцами современности и реформ, а конфуцианцев – сторонниками старины (в данном случае – теории и практики строительства социализма до культурной революции 1966-1969 гг.). Однако и сегодня традиционные нормы и институты конфуцианства широко распространены не только в Поднебесной, где в конце XX в. конфуцианцами себя считали 580 млн. Для многих этнических китайцев конфуцианство по-прежнему является символом истинно национального, основой социально-экономических и политических процессов, административно-хозяйственной системы и сферы быта, мышления и поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: