Показатель | Детерминированные факторные модели рентабельности | |
Традиционные | Применяемые в маржинальном анализе | |
Рентабельность i-го вида продукции (RЗi) | RЗi = П / З = VРП ∙ (p - с) / VРП ∙ с = p - с / с | RЗi = VРП ∙ (p - b) - А / VРП ∙ b + А |
Рентабельность продукции в целом по организации (RЗ) | RЗ = Σ VРПобщ ∙ Уdi ∙ (pi - сi) / Σ VРПобщ ∙ Уdi ∙ сi | RЗ = Σ VРПобщ ∙ Уdi (pi - bi) - A / Σ VРПобщ ∙ Уdi ∙ bi + А |
Рентабельность оборота i-го вида продукции (Rобi) | Rобi = П / В = VРП ∙ (p - с) / VРП ∙ р = p - с / р | Rобi = VРПi (pi - bi) - Аi / VРПi ∙ рi |
Рентабельность оборота общая (Rоб) | Rоб = Σ VРПобщ ∙ Уdi ∙ (pi - сi) / Σ VРПобщ ∙ Уdi ∙ рi | Rоб = Σ VРПобщ ∙ Уdi (pi - bi) - A / Σ VРПобщ ∙ Уdi ∙ pi |
Факторный анализ по традиционной методике не покажет влияния объема продаж на изменение уровня рентабельности , так как числитель и знаменатель этих моделей изменяются пропорционально ему. Методика маржинального анализа имеет преимущество в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение уровня рентабельности. Данное обстоятельство обеспечивает более точное исследование влияния факторов и как результат — более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
|
|
Кроме всего прочего, данная методика учета и анализа направлена не столько на производство, сколько на продажу. Следовательно, необходимо изыскивать резервы роста объема продаж. Больше объем продаж — меньше постоянных затрат , приходящихся на единицу проданной продукции, будет отнесено на финансовый результат, т.е. больше прибыли и выше рентабельность.