Модель маржинального анализа прибыли

В западных странах широко используется методика маржинального анализа прибыли , которая вызывает определенный интерес. Она, в отличие от традиционной, дает возможность более полно исследовать взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

В традиционной практике используется следующая факторная модель анализа прибыли:

П = VРП ∙ (p - с), где:

VРП — физический объем продаж;

р — цена продажи;

с — полная себестоимость единицы изделия.

Предполагается, что все факторы изменяются независимо друг от друга. Модель не учитывает взаимосвязь объема продажи продукции и ее себестоимости. Как правило, при увеличении объема производства (продажи) себестоимость товаров снижается ввиду того, что на единицу продукции приходится меньше постоянных затрат . При снижении производства себестоимость товаров растет из-за того, что больше постоянных затрат приходится на единицу изделия.

При изучении факторов изменения прибыли и прогнозировании ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель:

П = VРП ∙ (p - b) - А, где:

р — цена единицы изделия;

b — удельные переменные затраты ;

А — постоянные затраты на весь объем продаж.

Судя по модели, можно сказать, что она позволяет определить изменение прибыли за счет количества проданной продукции, цены, удельных переменных затрат и суммы постоянных затрат. Модель учитывает не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное — через влияние этого фактора на себестоимость изделия, что гарантирует в какой-то степени более правильное исчисление влияния фактора на изменение суммы прибыли.

При изучении влияния факторов на изменение суммы прибыли от продажи товаров в целом по предприятию можно использовать следующую модель:

П = Σ [VРПобщ ∙ Уdi ∙ (pi - bi) - A], где:

Уd — удельный вес i-вида изделия в общем объеме продажи.

Можно использовать многоуровневый порядок расчета прибыли. В этом случае постоянные затраты учитывают по местам их возникновения:

1) каждый вид изделия;

2) однородная группа изделий;

3) общие для структурного подразделения;

4) общие для организации в целом.

Данный порядок расчета маржи покрытия и конечного финансового результата можно представить в виде рис. 7.1 .

Следовательно, определение финансового результата показывает участие каждого центра затрат в формировании его величины, что позволит определить основные направления их снижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: