В западных странах широко используется методика маржинального анализа прибыли , которая вызывает определенный интерес. Она, в отличие от традиционной, дает возможность более полно исследовать взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.
В традиционной практике используется следующая факторная модель анализа прибыли:
П = VРП ∙ (p - с), где:
VРП — физический объем продаж;
р — цена продажи;
с — полная себестоимость единицы изделия.
Предполагается, что все факторы изменяются независимо друг от друга. Модель не учитывает взаимосвязь объема продажи продукции и ее себестоимости. Как правило, при увеличении объема производства (продажи) себестоимость товаров снижается ввиду того, что на единицу продукции приходится меньше постоянных затрат . При снижении производства себестоимость товаров растет из-за того, что больше постоянных затрат приходится на единицу изделия.
При изучении факторов изменения прибыли и прогнозировании ее величины в маржинальном анализе используют следующую модель:
П = VРП ∙ (p - b) - А, где:
р — цена единицы изделия;
b — удельные переменные затраты ;
А — постоянные затраты на весь объем продаж.
Судя по модели, можно сказать, что она позволяет определить изменение прибыли за счет количества проданной продукции, цены, удельных переменных затрат и суммы постоянных затрат. Модель учитывает не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное — через влияние этого фактора на себестоимость изделия, что гарантирует в какой-то степени более правильное исчисление влияния фактора на изменение суммы прибыли.
При изучении влияния факторов на изменение суммы прибыли от продажи товаров в целом по предприятию можно использовать следующую модель:
П = Σ [VРПобщ ∙ Уdi ∙ (pi - bi) - A], где:
Уd — удельный вес i-вида изделия в общем объеме продажи.
Можно использовать многоуровневый порядок расчета прибыли. В этом случае постоянные затраты учитывают по местам их возникновения:
1) каждый вид изделия;
2) однородная группа изделий;
3) общие для структурного подразделения;
4) общие для организации в целом.
Данный порядок расчета маржи покрытия и конечного финансового результата можно представить в виде рис. 7.1 .
Следовательно, определение финансового результата показывает участие каждого центра затрат в формировании его величины, что позволит определить основные направления их снижения.