Ценным показателем при анализе финансовых результатов является маржа покрытия (маржинальная прибыль) . Она представляет собой разность между выручкой от продажи продукции, товаров и услуг и переменными затратами , приходящимися на реализованную продукцию. Используя данный показатель, можно более правильно ранжировать отдельные виды изделий и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности . Маржа покрытия служит основой для расчета безубыточного объема продаж по каждому изделию и в целом по предприятию. С ее помощью обосновываются различные варианты управленческих решений.
Удельная маржа покрытия (на единицу изделия) отражает вклад каждой дополнительно изготовленной единицы изделия в общую сумму маржинальной прибыли, являющейся источником покрытия постоянных затрат и генерирования прибыли. Сопоставление маржинальной прибыли с суммой постоянных затрат организации показывает финансовый результат от операционной деятельности. На нее влияют следующие факторы:
· удельная маржинальная прибыль:
МПуд = р - b;
· на весь объем продаж конкретного вида изделия:
МП = VPП ∙ (р - b);
· в целом по предприятию:
МПобщ = Σ VPП ∙ (р - b) = Σ VPП ∙ Уд ∙ (р — b), где:
МП — сумма маржи покрытия;
р — цена единицы изделия;
b — удельные переменные затраты (усеченная себестоимость );
VPП — физический объем проданной продукции;
Уд — доли отдельных видов изделий в общем объеме продаж.