Использование усеченной себестоимости и маржи покрытия по каждому виду изделия дает возможность более правильно определить доходность каждого продукта и его вклад в генерирование общей маржи покрытия и прибыли организации по сравнению с традиционным методом калькулирования полной себестоимости продукции. Так как сложно выбрать базу распределения накладных расходов при полном калькулировании себестоимости продукции, как правило, допускается значительное искажение ее уровня. В результате себестоимость одних изделий завышается, других — занижается. Принятие управленческих решений в этой связи в структурной политике может оказаться ошибочным, например, снятие с производства изделий, которые вносят значительный вклад в общий доход организации.
Пример.
Таблица 7.2.
Сравнительный анализ доходности изделий, основанный на полной и усеченной их себестоимости
Показатель | Изделие | ||
А | В | С | |
1. Объем продаж, шт. | |||
2. Цена единицы, руб. | |||
3. Полная себестоимость, руб. | |||
4. Усеченная себестоимость, руб. | 82,5 | ||
5. Прибыль на единицу изделия, руб. (п.2 - п.3) | -10 | +30 | +45 |
6. Удельная маржа покрытия, руб. (п.2 - п.4) | 47,5 | ||
7. Рентабельность продаж, % (п.5 / п.2 · 100) | -12,5 | 34,6 | |
8. Ранжирование изделий по уровню рентабельности | |||
9. Маржинальная рентабельность (п.6 / п.2 · 100) | 36,5 | ||
10. Ранжирование изделий по маржинальной рентабельности |
Данные таблицы показывают, что наибольшую сумму маржинальной прибыли имеет изделие А, так как постоянные затраты были распределены пропорционально прямой заработной плате, доля которой в общей сумме затрат данного изделия высока, то его полная себестоимость оказалась выше цены, а производство убыточным. В настоящее время отсутствует идеальная база для распределения накладных расходов. В связи с этим оценка доходности отдельных изделий может быть получена на основе маржи покрытия.
|
|
Если сократить производство изделия А, ориентируясь на метод калькулирования полной себестоимости, можно потерять значительную сумму прибыли.
Таблица 7.3.
Финансовый результат при разных вариантах структуры продукции
Показатель | Значение показателя | |
до снятия изделия А | после снятия изделия А | |
Выручка от продаж, тыс. руб. | ||
Переменные затраты, тыс. руб. | ||
Маржа покрытия, тыс. руб. | ||
Постоянные затраты, тыс. руб. | ||
Прибыль от продаж, тыс. руб. | ||
Средний уровень рентабельности продаж, % | 21,3 | 2,7 |
Изделие А было убыточным по методу калькулирования полной себестоимости, но имело положительную маржу покрытия. Сняв с производства изделие А, фирма теряет значительную массу прибыли. Таким образом, данное решение было бы ошибочным. Использование усеченной себестоимости и маржи покрытия позволяет избежать такой ошибки.
|
|
Следовательно, маржа покрытия к выручке в процентах — важный инструмент принятия управленческих решений. Увеличив продажи продукции с более высокими значениями данного показателя, организация получит более высокую сумму покрытия, а следовательно, и более высокую массу прибыли. Таким образом, планирование производства и продажи товаров необходимо ориентировать на этот критерий, чтобы достигать оптимального финансового результата.