Кадровое делопроизводство - это совокупность работ, обеспечивающая документирование трудовых правоотношений и организацию работы с кадровой документацией.
Под обобщающими понятиями «кадровая документация» или «документы поличному составу» подразумевается широкий круг документов, содержащих сведения о работниках и их трудовой деятельности во время работы в организации.
К документам по личному составу относятся следующие группы документов:
- все приказы по личному составу (о приеме, переводе, отпуске, командировке, поощрении, дисциплинарных взысканиях, изменении персональных данных, прекращении трудового договора и пр.);
- заявления работников, акты, протоколы, докладные и служебные записки;
- трудовые договоры и трудовые книжки;
- личные дела и личные карточки работников;
- штатное расписание и табели учета рабочего времени;
- лицевые счета по заработной плате.
К оформлению и хранению кадровой документации законодательством предъявляются особые требования, так как в ней фиксируются сведения, необходимые для осуществления гражданами права на труд, социальное страхование, пенсионное обеспечение и многое другое.
Неграмотно оформленный документ может ущемить права работника, лишить его льготной пенсии или уменьшить ее размер. Отсутствие профессионализма у кадровика может поставить работодателя в проигрышную ситуацию при возникновении конфликта с недобросовестным работником. Можно сказать, что от того, как оформлен документ, зависит дальнейшая судьба работника.
Работа по ведению кадрового делопроизводства требует определенных знаний и опыта. В Едином Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих четко определено, что должен знать работник, отвечающий за кадровое делопроизводство:
- методические материалы по ведению документации по учету и движению кадров;
- основы трудового законодательства;
- структуру и штаты организации;
- порядок оформления, ведения и хранения трудовых книжек и личных дел работников;
- порядок установления наименований профессий рабочих и должностей служащих;
- порядок определения страхового трудового стажа, льгот, компенсаций, оформления пенсий;
- порядок учета движения кадров и составления установленной отчетности;
- порядок ведения банка данных о персонале предприятия;
- основы делопроизводства;
- средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
- правила и нормы охраны труда.
Кадровая документация, разрабатываемая, хранимая или обрабатываемая, представляет собой стандартизированные текстовые или унифицированные формы на бумажном носителе или электронные файлы.
1. Процессы разработки и хранения кадровой документации не могут происходить хаотично, они требуют управления.
2. Оперативность подразумевает быстрое оформление документа и обеспечение доступа к требуемой документации в максимально короткие сроки по первому требованию.
3. Надежность хранения документов подразумевает гарантированную сохранность документа в течение всего срока хранения и гарантированную сохранность персональных данных работника.