| Этапы проектной деятельности | Описание |
| Выявление и формулировка общей проблемы учителем | Проблема определения содержания культурного наследия Архангельской области |
| Выбор одной из подпроблем с учетом возрастных особенностей учащихся | Проблема для учащихся 7 класса – объекты культурного наследия Архангельской области |
| Определение учителем целей проекта | 1. Формирование целостного представления об объектах культурного наследия Архангельской области. 2. Развитие учебно-иследовательских умений. 3. Формирование ценностного отношения к культуре и достопримечательностям своего края. |
| Презентация ситуаций для выявления проблемы | У нашей семьи есть друг, он живет в Америке. Мы часто переписываемся с ним по Интернету. В последнем письме он написал, что очень хочет познакомиться с достопримечательностями Архангельской области, но не знает как. Он пытался найти информацию о том, какие культурные ценности находятся в нашем регионе, но те сведения, которые он нашел, не устраивают его: информации мало, она разрозненна, отсутствуют сведения по поводу того, как удобнее добраться до культурных объектов, мало иллюстративного материала. |
| Самостоятельная формулировка проблемы учащимися | Чтобы помочь детям самостоятельно сформулировать проблему учитель может задать вопрос - как мне помочь моему другу? В результате может быть определена проблема проекта. Она заключается в том, чтобы удовлетворить потребность потенциальных туристов в получении информации о достопримечательностях Архангельской области |
| Формулировка гипотез | Удовлетворение потребности потенциальных туристов в получении полной, целостной, удобной для использования информации о культурных объектах Архангельской области возможно при условии: - глубокого и всестороннего изучения наиболее значимых объектов культурного наследия региона; - изучения туристического спроса; - выбора наиболее удобной формы презентации информации. |
| Определение названия проекта | Объекты культурного наследия Архангельской области |
| Определение этапов проекта | 1. Изучение культурного наследия Архангельской области. 2. Изучения туристического спроса на посещение культурных объектов. 3. Создание форм презентации полученной информации. |
| Реализация первого этапа проекта | Класс делиться на группы по территориальному принципу: изучает культурное наследие конкретного района Архангельской области (Каргопольского, Вельского, Мезенского и т.п.). Каждая группа определяет: - источники информации (научную литературу, справочники, «Поморскую энциклопедию, учебные пособия, туристические буклеты, интернет-ресурсы и т.п.); - способах описания культурных объектов (время возникновения, история создания, внешнее описание и т.п.); - способы обработки получаемых данных (таблицы, схемы, тексты с соответствующими иллюстрациями, фотографиями, перечни достопримечательностей и т.п.): - способы презентации полученных данных (доклад, сообщение, электронная презентация) |
| Обсуждение промежуточных результатов первого этапа проекта | После самостоятельного изучения информации, учащиеся в выбранной заранее форме докладывают о проделанной работе. Результатом коллективного обсуждения полученной информации является: 1. определение предварительного перечня культурных объектов; 2. создание текстов с их описанием; 3. подборка фото- и видео- материалов. |
| Реализация второго этапа проекта | Целью второго этапа является изучение туристического спроса на посещение культурных объектов Архангельской области. Для этого каждая группа: - выбирает категорию людей, которые могут помочь в реализации целей исследования (потенциальные иностранные туристы, потенциальные российские туристы, архангелогородцы, работники туристических агентств, музейные работники, учителя истории, преподаватели Поморского университета, журналисты); - выбирает методы исследования (анкетирование, беседа, тестирование, интервьюирование, интернет-опрос, ранжирование); - разрабатывает методику исследования (анкеты, тесты, вопросники для беседы, интервью и т.п.); - определяет способы обработки получаемых данных (с помощью таблиц, определения зависимостей, построения диаграмм, графиков); - выбирает форму для сообщения результатов эмпирического исследования. |
| Обсуждение промежуточных результатов второго этапа проекта | После проведения эмпирического исследования, учащиеся знакомят весь класс с полученными данными, затем информация обсуждается, суммируется, в результате чего учащиеся определяют окончательный перечень культурных объектов, вызывающих наибольший интерес у потенциальных туристов |
| Реализация третьего этапа проекта | В задачу третьего этапа проекта входит разработка разнообразных форм презентации полученной информации. На данном этапе учащиеся: - определяют возможные формы презентации культурных объектов (сайт а Интернете «Культурное наследие Архангельской области», туристический маршрут «Достопримечательности Архангельской области», буклет туристического агентства, памятку для туристов, брошюра, фотоальбом); - выбирают различные для каждой группы формы презентации; - определяют критерии оценки презентаций. |
| Обсуждение презентации | После представления группами презентаций идет обсуждение и выбирается лучшая творческая работа. |
| Применение заключений и выводов | Учащиеся делают заключения о возможных способах применения полученных в ходе исследования результатов и формулируют новые проблемы |






