НБМ – центральный орган банковской системы, его цели и задачи

Национальный банк Молдовы играет важную роль в процессе перехода Республики Молдова к рыночной экономике. Главной целью Национального банка Молдовы является поддержание и обеспечение стабильности цен. Помимо своей главной цели, Национальный банк продвигает и поддерживает финансовую систему, основанную на принципах рынка, и поддерживает общую экономическую политику государства.

Национальный банк Молдовы самостоятельное публичное юридическое лицо, которое несет ответственность перед Парламентом. Он вправе открывать свои отделения, филиалы и представительства в стране и за ее пределами. Закон о Национальном банке Молдовы устанавливает правовой статус Национального банка Молдовы, задачи, функции, проводимую банком денежную, кредитную и валютную политику, финансовое положение, организацию и управление, отношение с государственными и финансовыми учреждениями и другие положения. Национальный банк независим при выполнении своих функций, установленных в Законе о Национальном банке Молдовы, не обращается и не получает рекомендации от органов власти и от других публичных учреждений. Для осуществления своих функций НБМ издает постановления, регламенты, инструкции и распоряжения. Нормативные акты Национального банка, обязательные для финансовых учреждений и прочих юридических и физических лиц, публикуются в Monitorul Oficial al Republicii Moldova и вступают в силу со дня их опубликования, либо на другую дату, предусмотренную в тексте, при условии информирования общественности. Основные функции НБМ: 1. Определяет и проводит денежную и валютную политику государства.

В реализации своих задач Национальный банк во взаимодействии с Правительством определяет и проводит денежную и валютную политику с учетом экономического и финансового положения государства. Ежегодно, Национальный банк представляет Парламенту и Правительству доклад содержащий оценку экономического и финансового положения государства, изложение направлений денежной и валютной политики на очередной год, а также подведение итогов и оценку денежной и валютной политики за истекший год.

Стратегия денежной политики Национального банка Молдовы (НБМ) на 2010-2012 гг. разработана в результате внедрения и продвижения денежной и валютной политики в течение 2009г. с целью развития Стратегии денежной и валютной политики на 2010-2012 гг., опубликованной в квартальном отчете НБМ № 4 за 2008 г. [27].

Операции на открытом рынке, НБМ может осуществлять операции на финансовых рынках с долговыми обязательствами, которые выпускаются государством, НБМ или другими долговыми обязательствами, путем их покупки, хранения и продажи.

Так же Национальный банк имеет право:a) покупать, продавать и негоциировать золотые монеты, золотые слитки и другие драгоценные металлы;b) покупать, продавать и негоциировать иностранную валюту;c) покупать и продавать казначейские обязательства и другие ценныеd) бумаги, выпущенные или гарантированные правительствами иностранных государств и международными финансовыми публичными организациями;e) устанавливать курс, по которому он покупает, продает и осуществляет валютные операции. Обязательные резервы, устанавливаемые Национальным банком финансовым учреждениям:a) Национальный банк устанавливает финансовым учреждениямтребование поддержания обязательных резервов в отношении депозитов идругих пассивов. Эти резервы поддерживаются путем удержания наличности в кассах или на корреспондентских счетах банков либо на специальных счетах финансовых учреждений в Национальном банке.b) Национальный банк устанавливает одинаковые нормы обязательныхрезервов на однородные пассивы и порядок их исчисления. Требованияподдержания обязательных резервов и их увеличения вступают в силу в срокне менее 10 дней после уведомления финансовых учреждений.c) Национальный банк оплачивает часть обязательных резервов,превышающую 5 процентов от пассивов, на основании которых исчисляются эти резервы, или большую часть, установленную регламентом Национального банка.d) При несоблюдении финансовыми учреждениями установленныхтребований об обязательных резервах, Национальный банк налагает на нихштраф в размере дневной базисной ставки на дату недостачи плюс 0,2процента, умноженной на сумму недостачи за весь период нарушения. Штраф взыскивается в государственный бюджет путем списания со счета финансового учреждения в Национальном банке в бесспорном порядке.

2. Действует как банкир государства и его фискальный агент.

НБМ действует как банкир и фискальный агент государства и его органов. Ни одна сделка или операция, осуществляемые Национальным банком, не могут служить финансовой помощью указанным органам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 41, предоставление кредитов государству.

НБМ обязан давать Правительству разъяснения по важным денежным и финансовым вопросам, относящимся к его компетенции, а Правительство обязано консультировать Национальный банк по вопросам, которые относятся к его компетенции. Ежегодно при разработке проекта государственного бюджета Правительство консультируется по экономическим и финансовым вопросам с Национальным банком, который представляет ему доклад по этим вопросам. Правительство и Национальный банк приходят к договоренности об общей сумме кредитов, предоставляемых банком государству в соответствующем бюджетном году с соблюдением предусмотренных настоящим законом условий предоставления кредитов государству.

Функции фискального агента: Национальный банк в соответствии со сроками и условиями,установленными по согласованию с Правительством, действует какфискальный агент государства в организации обслуживания государственных ценных бумаг в виде записи на счетах по следующим направлениям: а) маркетинг ценных бумаг, выпущенных государством и его органами; b) выплата основной суммы указанных ценных бумаг, процентов и другихкомиссионных вознаграждений; с) по другим направлениям, соответствующим основным задачам ифункциям Национального банка. 3. Проводит экономический и денежный анализ и на его основе вносит Правительству свои предложения, доводит результаты анализа до сведения общественности. Национальный банк периодически доводит до сведения общественности результаты макроэкономического анализа, анализа развитияфинансового рынка и статистическую информацию, в том числе относительно денежной массы, предоставления кредитов, платежного баланса и положения на валютном рынке. Национальный банк взаимодействует с Правительством по финансовыми бюджетным вопросам: а) президент Национального банка: - может присутствовать и выступать на заседаниях Правительства спротоколированием его выступления; - может представлять в письменном виде свое мнение по обсуждаемымвопросам по результатам заседания; b) министры, ответственные за экономические и финансовые вопросы,могут присутствовать на заседаниях Административного советаНационального банка. Президент Национального банка или члены Административного советадолжны представлять Парламенту или его постоянным комиссиям разъяснения по вопросам политики, проводимой Национальным банком, и давать по запросам Парламента заключения на проекты законов. 4. Лицензирует, осуществляет надзор и регулирование деятельности финансовых учреждений. Одной из основных функций Национального банка является надзор и регулирование деятельности финансовых учреждений. С этой целью Национальный банк имеет следующие полномочия:

a) лицензирование финансовых учреждений и разработка стандартов в области их деятельности;

b) проверка финансовых учреждений в части осуществления ими своей деятельности и соблюдение данными учреждениями законодательства;

c) требование от финансовых учреждений принятия мер по исправлению положения или применение к ним санкций.

5. Предоставляет кредиты банкам и государству. Предоставление кредитов банкам:1) Национальный банк может предоставлять кредиты банкам на условиях периодически устанавливаемых им и гарантированных:a) ценными бумагами, выпущенными Правительством и являющимися частью государственной эмиссии, со сроком погашения не более одного года со дня их приобретения Национальным банком;b) ценными бумагами, выпущенными Национальным банком;c) простыми или переводными векселями, выпущенными и выставленными в коммерческих, промышленных или сельскохозяйственных целях имеющими два или более индоссамента, из которых хотя бы один принадлежит одному из банков, со сроком платежа не более девяти месяцев со дня их приобретения Национальным банком;d) титульными документами, выпущенными на основании товарно-материальных ценностей, полностью застрахованными от риска и потерь в установленном Национальным банком объеме;e) депозитами и другими счетами в Национальном банке или другомфинансовом учреждении, акцептованном банком, представляющими собой любые активы, которые Национальный банк может купить, продать и негоциировать.2) Кредиты, указанные выше, могут предоставляться в виде аванса, займа, купли, продажи, учета и переучета негоциируемых инструментов на конкурсной или бесконкурсной основе.3) Национальный банк может предоставлять необеспеченные кредиты только в исключительных случаях, когда это необходимо для сохраненияцелостности банковской системы.4) Национальный банк устанавливает и периодически доводит досведения общественности:a) минимальную процентную ставку, по которой он предоставляеткредиты банкам;b) объективные критерии, в соответствии с которыми банки допускаютсяк конкурсу для получения кредитов.5) Национальный банк может устанавливать дифференцированныепроцентные ставки, лимиты по различным категориям этих сделок и срокипогашения. Правительство ежегодно консультируется с Национальным банком о своих задачах в области внутренних и внешних кредитов публичному сектору на следующий финансовый год, в том числе относительно размеров этих кредитов и условий их предоставления. Национальному банку представляется информация о кредитах государству и его органам в установленном банком порядке. Предоставление кредитов осуществляется в соответствии с законодательством. Национальный банк не предоставляет кредиты и гарантии в какой – либо форме государству или его органам, в том числе путем приобретения на первичном рынке государственных ценных бумаг. 6. Осуществляет надзор за системой платежей в республике и способствует эффективному функционированию системы межбанковских платежей. Национальный банк может оказывать помощь банкам посредством предоставления услуг по межбанковским расчетам, в том числе оплату чеками и другими платежными инструментами, а также устанавливать правила и издавать соответствующие нормативные акты. 7. Выступает как единственный эмиссионный орган национальной валюты. Законом о Национальном банке Молдовы, также установлен порядок эмиссии, замены и изъятия из обращения денежных знаков Республики Молдова. Денежной единицей Республики Молдова является молдавский лей. Один лей состоит из 100 баней. Молдавский лей является единственным законным платежным средством на территории Республики Молдова. Национальный банк обладает исключительным правом эмиссии банкнот и монет как платежного средства на территории Республики Молдова. Национальный банк своими регламентами устанавливает номинальную стоимость, размер, вес, оформление и другие характеристики банкнот и монет, являющихся платежным средством в Республике Молдова. Общая сумма введенных в обращение банкнот и монет указывается на счетах Национального банка как ее пассив. Национальный банк по решению Административного совета может изъять из обращения любые банкноты или монеты, находящиеся в обращении, выпуская взамен эквивалентные суммы других банкнот и монет. Изъятые из обращения банкноты и монеты перестают быть платежным средством. 8. Устанавливает, после консультации с Правительством, режим обменного курса национальной валюты. Правительство обязано консультировать НБМ по вопросам, которые относятся к его компетенции. 9. Хранит валютные резервы государства и управляет ими. Национальный банк на своем балансе содержит международныевалютные резервы государства, представленные следующими активами:a) золотом;b) иностранной валютой в виде банкнот и монет или банковскимисчетами за рубежом в иностранной валюте;c) любыми другими международно признанными активами;d) векселями, оплачиваемыми в иностранной валюте;e) долговыми обязательствами, выраженными и оплачиваемыми виностранной валюте. Основными критериями выбора резервных активов являются обеспеченность основных сумм и их ликвидность. Национальный банк поддерживает международные валютные резервы на уровне, необходимом для реализации денежной и валютной политики государства. 10. От имени РМ принимает на себя обязательства, выполняет операции, вытекающие из участия РМ в деятельности международных публичных организаций, в банковской, кредитной и денежной сферах в соответствии с условиями международных договоров.11. Составляет платежный баланс государства.

С 1992 г. Республика Молдова стала членом Международного валютного фонда (МВФ), обязуясь регулярно предоставлять МВФ информацию о развитии национальной экономики. На основе Закона о Национальном банке Молдовы, управление платежного баланса НБМ разрабатывает Платежный баланс, который является макроэкономическим счетом, обобщающим сделки резидент-нерезидент за определенный период времени. По Платежному балансу составляется статистический документ «Международная инвестиционная позиция» – инструмент эволюции резервов финансовых активов и пассивов в конце периода по иностранным партнерам. Управление платежного баланса Национального банка Молдовы несет также ответственность и за разработку статистики внешнего долга страны. Методика составления Платежного баланса Молдовы имеет в основе методологические нормы, выпуск V Международного валютного фонда. Главный методологический принцип – это принцип, обеспечивающий регистрацию информации о международных сделках по двум балансовым счетам, текущий счет и счет капитала и финансов. Платежный баланс является статистическим документом, отражающими эволюцию внешнего сектора национальной экономики. Он составляется ежеквартально и ежегодно. Платежный баланс разрабатывается в общем представлении по регионам и странам партнерам (Украина, Румыния, Россия, Германия, Беларусь).

12. Осуществляет валютное регулирование на территории РМ.

В компетенцию Национального банка в области валютного регулирования входит:

a) издание нормативных актов относительно регулирования валютныхопераций, осуществляемых физическими и юридическими лицами, в том числе финансовыми учреждениями и государственными органами;b) выдача и отзыв лицензий, осуществление надзора и регулированиедеятельности учреждений, производящих обмен валюты, в том числе банков;c) установление лимитов валютных позиций для учреждений,производящих обмен валюты, в том числе банков;d) определение метода установления курса молдавского лея поотношению к другим валютам. Отчетность по валютным операциям: учреждения, имеющие разрешение на обмен валюты, в том числе банки, обязаны периодически представлять Национальному банку отчеты о своих валютных операциях, включая открытую валютную позицию. Порядок отчетности и необходимые для этого документы определяются Национальным банком. НМБ установил стандарты, согласно инструкциям, для банковской системы Республики Молдова, соответствующие положениям Базельского соглашения:

a) Достаточность капитала;

b) Оценка риска кредитов, выдаваемых коммерческими банками, и формирование скидок на потери по кредитам;

c) Мониторинг «больших» кредитов, то есть кредитов свыше 10% от нормативного капитала банка;

d) Мониторинг ликвидности банковской системы;

e) Ограничение займов, выдаваемых лицам, связанным с банком, а также кредитов, выдаваемых одному и тому же лицу или группе взаимосвязанных лиц.

Помимо данных функций НБМ представляет РМ на межправительственных совещаниях, в советах и организациях по вопросам денежной политики, лицензирования банковской деятельности, по вопросам внутреннего контроля и по другим вопросам, касающихся полномочий Национального банка. НБМ может оказывать банковские услуги иностранным правительственным, финансовым и банковским учреждениям, а так же международным публичным организациям. Так же Центральный банк участвует в международных организациях с целью достижения финансовой и экономической стабильности путем сотрудничества.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: