Семинарское занятие № 3. Типологические модели культуры

Форма проведения: семинар – презентация и обсуждение индивидуальных заданий (1 ч.), работа в группах (1 ч.), комментированное чтение первоисточников (1 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Многообразие критериев типологизации культуры. Проблема типологии культуры.

2. Историческая типология культуры

3. Социокультурная дифференциация. Социальные типы культуры.

4.Этнотерриториальные типы культур.

5. Концепция «осевых» культур К. Ясперса.

6. Конфессиональные типы культур.

7. Концепции локальных культур (Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби).

8. Современная типология культур (Ф. Нортропа, Д. Фейблмана, Л. Фробениуса, Ф. Ницше).

9. Вопросы типологии культуры в современной отечественной культурологической науке.

10. Подходы к определению массы и массовой культуры.

11. Кич и массовая культура.

12. Понятие «элитарная культура».

Задание для аудиторной самостоятельной работы студентов:

1. Составьте сравнительную таблицу типологических моделей культуры.

Основные положения концепции Имя исследователя Критерий для типологии Основные типы культур и их характеристика

Темы рефератов:

1. Типология как научный метод теоретического изучения культуры.

2. Понятие «культурно-исторического типа» в культурологии.

3. Народная культура как особый тип локальной культуры.

4. Специфика элитарной культуры.

5. Массовая культура, ее истоки и признаки.

6. Возможность перехода, превращения молодежной культуры в традиционную.

7. Дж. Фейблман и М. Мид о типах культуры

8. Роль мужского и женского начал в культуре в концепциях И. Бахофена и Л. Фробениуса.

9. Сравнительный анализ культурологических воззрений Н. Я. Данилевского, О.Шпенглера и А.Тойнби.

10. Аполлоновское и дионисийское начало культуры (по Ф. Ницше).

11. «Запад» и «Восток» как проблема европейской мысли.

12. «Восток» как географическое и социокультурное понятие: единство и многообразие.

Литература для подготовки к семинарским занятиям:

Источники для обязательного конспектирования: 2, 10, 11, 21, 23, 25, 29, 31, 34, 40, 41, 44. Основная литература: 1-6.

Дополнительная литература: 3,17,19,23,24,25,31,38,42,45,51,56,57..

Домашнее задание для самостоятельной работы:

1. Провести анализ и составить доклад по 1-2 источникам для обязательного конспектирования (рекомендации к выполнению см. в 3.2.)

2. Составить словарь-презентацию по теме (рекомендации к выполнению см. в п. 3.3.)

3. Подготовить реферат по предложенной тематике (рекомендации к выполнению см. в п. 3.3.).

4. Рассмотрите взгляды философов и культурологов на проблему типологии культуры. Подготовить индивидуальное контрольное задание в виде доклада-презентации по одной из типологических концепций культуры.

5. Изучите представления о типологии культуры в современных российских исследованиях по материалам периодической печати (журналы: «Вопросы культурологии», «Традиционная культура», «Вопросы философии»). Составьте перечень статей и резюме к ним.

Форма контроля: итоговое тестирование, конспект источников, глоссарий, реферат, презентация и обсуждение индивидуального контрольного задания, сравнительная таблица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: