Японская система менеджмента - одна из самых эффективных в мире. Главное ее достоинство – умение работать с людьми.
- Японский менеджмент ориентируется на групповую форму организации труда.
- Максимальная ориентация на технологические и технические нововведения;
- Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены группы участвуют в принятии управленческих решений и несут равную ответственность за их реализацию.
- Менеджмент основан на учете социальных, культурных, исторических и национальных особенностей страны.
- Информация о делах фирмы, её планах доводится до всех сотрудников в решении технологических и экономических проблем.
- Большое значение на японских фирмах уделяется научно–техническому прогрессу.
- Действует система управления производительностью и качеством работы, при которой обязательно устанавливается виновник брака.
- На фирмах создаются кружки качества, задача которых – повышение эффективности и качества производства на уровне цехов, участков и рабочих мест.
|
|
- Материально и морально стимулируется активное участие каждого работника в деятельности кружков качества. В результате, по опубликованным данным, количество рационализаторских предложений в Японии в несколько раз больше, чем в США.
- Существует правило: каждое принятое рационализаторское предложение должно быть реализовано. Японские менеджеры в своей работе придают особое значение социальной политике. Гордость за свою страну, забота о своём народе является приоритетной задачей в деятельности японских компаний.
Основа | Общественное сознание, отказ от выпячивания собственного «Я», ориентация на коллектив. Коллективная ответственность |
Особенности структуры управления | Гибкие структуры управления, переход от централизации и децентрализации в зависимости от условий бизнеса |
Главные мотиваторы поведения сотрудников | Социально-психологические (чувство принадлежности к коллективу, гордость за фирму) |
Стиль поведения руководителя | Представление условий и возможностей сотрудникам проявлять инициативу, делать максимально полезного для организации, не ограничиваясь своими служебными функциями. Установка на подчинение своего «Я» интересам коллектива |
Отношение людей к организации и работе | Пожизненный найм, переход в другую фирму считается не этичным поступком (дань традиции) |
Принятие решений | Принятие решения по традиционному принципу консенсуса. Решения принимаются долго, реализуются быстро |
Должностные перемещения | Медленное должностное передвижение |
Форма контроля | Мягкий, неформальный контроль |
Требования к повышению квалификации сотрудников | Специальные требования и форма повышения квалификации, обязательная переподготовка |
Отношение к качеству работы | Философия управления качеством опирается на отношение к труду всех сотрудников на установление высоких стандартов деятельности. Производить качественную продукцию – производить бездефектную продукцию, оптимально удовлетворяющую потребностям покупателей |
! | Главные характерные черты менеджмента Японии |
1. преобладающим типом управленческих решений и стилем управления является консенсус или компромисс, 2. преобладает мотивация работы на фирму, формирование корпоративного сознания 3. характерной особенностью подготовки управленческих решений является длинная фаза подготовки, короткая фаза исполнения |
|
|