Понятие о гигиене и санитарии. Санитарное законодательство и санитарный надзор

Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации на 2009 – 2012 года является реализация национального проекта «Здоровье», направленного на фор-мирование у россиян стандартов гигиенической культуры. В рамках данного проекта особое вни-мание уделяется изучению влияния различных факторов окружающей среды на организм челове-ка, а также анализу, оценке и прогнозированию их воздействия на здоровье людей.

Ведущая роль в успешном осуществлении программ, направленных на охрану здоровья нашего населения, принадлежат гигиене и санитарии.

Гигиена – наука, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма человека и факторов окружающей среды (природных, социальных, производственных) нормативы и меро-приятия, ориентированные на сохранение и улучшение здоровья и трудоспособности населения. Термин «гигиена» произошел от греческого слова «hygienos», что означает «целебный, принося-щий здоровье».

Целью научной гигиены является создание комплекса оптимальных условий для жизнедея-тельности человека, способствующего предотвращению различного рода заболеваний, сохране-нию и укреплению его здоровья и работоспособности методами профилактики.

В соответствии с этим, к основным задачам гигиены как науки относятся:

- изучение влияния факторов внешней среды на здоровье и работоспособность человека и разработка соответствующего комплекса гигиенических норм и оздоровительных мероприятий, направленного на оздоровление внешней среды и устранение вредно действующих факторов;

- научное обоснование и разработка гигиенических нормативов и мероприятий, направлен-ных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внеш-ней среды в целях сохранения и улучшения здоровья и повышения работоспособности;

- борьба с инфекционными болезнями.

Практическая область применения оздоровительных мероприятий, основанных на научных требованиях гигиены, составляет санитарию (от латинского «sanitas» - «здоровье»). Она занимает-ся организацией и проведением практических санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на обеспечение охраны здоровья и профилактику различных заболе-ваний. Как сказал выдающийся русский гигиенист Г. В. Хлопин: «Если гигиена – эта наука о со-хранении и улучшении здоровья, то санитария – практическая деятельность, при помощи которой это достигается».

По мере развития научной гигиены происходило расширение спектра задач, решаемых нау-кой, усложнялись методы гигиенических исследований, что привело к ее дифференциации. Так, в 1922 году как предмет научного исследования из теоретической гигиены оформилась гигиена пи-тания.

Гигиена питания – наука о закономерностях и принципах организации оптимального пита-ния здорового человека. Предметом изучения гигиены питания является обоснование норм пище-вых рационов и отдельных пищевых веществ, изучение количественной и качественной полно-ценности питания, установление связи питания с работоспособностью человека, его развитием и возрастом. В ее рамках разрабатывают научные основы и практические мероприятия по оптими-зации питания различных групп населения и санитарной охране пищевых ресурсов, сырья и про-дуктов на всех этапах их производства и оборота.

К основным задачам гигиены питания относятся:

- изучение пищевой ценности и контаминантов пищевых продуктов;

- изучение причин возникновения различных заболеваний, связанных с пищевым фактором, и организация мероприятий по их профилактике;

- разработка различных методов санитарного контроля за качеством пищевого сырья и пи-щевой продукции;

- разработка мероприятий по защите пищевых продуктов от влияния вредных факторов внешней среды; 7

изучение физиологических потребностей и разработка количественных и качественных нормативов питания различных групп населения в зависимости от условий труда, быта, возраста, пола, климатических условий.

В настоящее время гигиена питания как самостоятельный раздел санитарно-эпидемиологической службы России, носит государственный характер, что подчеркивается дейст-вующими санитарным законодательством и государственными нормативно-правовыми актами.

1.3 Организация и практическая деятельность санитарно-эпидемиологического над-зора в России

Государственный надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения России указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор Россий-ской Федерации).

Данная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. В своей деятельности служба руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, актами, международными договорами и «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека». 10

В настоящее время Роспотребнадзор находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Руководителем службы является главный государ-ственный санитарный врач РФ доктор медицинских наук, профессор Г. Г. Онищенко.

Организация деятельности данной службы определяется Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав по-требителей и благополучия человека» и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потре-бителя и благополучия человека». Правовые основы деятельности службы установлены федераль-ными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав по-требителей» и другими государственными нормативно-правовыми актами.

В структуру Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека входят следующие подразделения: управление санитарного надзора; управление эпиде-миологического надзора; управление защиты прав потребителей; управление научного обеспече-ния санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности; управление организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и реализации административной реформы; правовое управление; финансово-экономическое управление; управление имущественного комплекса; управление делами; управле-ние кадров, последипломного образования и гигиенического воспитания населения; пресс-служба.

К полномочиям, осуществляемым Роспотребнадзором РФ, относятся:

- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдени-ем санитарного законодательства;

- осуществление государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ в области защиты прав потребителей;

- осуществление государственного контроля за соблюдением правил продажи товаров, вы-полнения работ, оказания услуг;

- осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государст-венную границу РФ;

- регистрацию отдельных видов продукции, в том числе пищевой, впервые ввозимую на территорию РФ;

- установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекцион-ных заболеваний и массовых отравлений;

- информирование органов государственной власти и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- организация ведения социально-гигиенического мониторинга;

- организация деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и другое.

Деятельность Роспотребнадзора осуществляется как непосредственно, так и через террито-риальные органы, к которым относятся территориальные управления.

Территориальное управление Роспотребнадзора осуществляет свою деятельность во взаи-модействии с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, обществен-ными объединениями и другими организациями.

К основным задачам, решаемым территориальными управлениями, относятся:

- организация и осуществление надзора и контроля исполнения требований законодатель-ства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка;

- предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания;

- профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) на-селения.

К полномочиям, осуществляемым территориальными управлениями Роспотребнадзором РФ, относятся:

1) надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области обеспечения санитар-но-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в том числе: 11

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за разработкой схем градострои-тельного планирования развития территорий, генеральных планов поселений, проектов планиров-ки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, при размещении объектов граж-данского, промышленного, сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выбором земельных участков под строительство, а также за проектированием, строительством, реконструкцией, техническим перевооружением. Расширением, консервацией и ликвидацией промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объ-ектов;

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за проектной документацией о планировке и застройке поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, а также за предоставлением земельных участ-ков под строительство, вводом в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов;

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за производством, транспорти-ровкой, хранением, применением и утилизацией продукции производственно-технического назна-чения и т.д.;

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за производством, применением, реализацией населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых), но-выми технологическими процессами производства продукции;

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за радиационной безопасностью;

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за реализацией продукции, вво-зимой на территорию РФ, а также ее применение в промышленности, сельском хозяйстве, граж-данском строительстве, на транспорте;

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за организацией питания в спе-циально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе за про-изводством пищи и напитков, их хранением и реализацией населению;

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за организацией питания в до-школьных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оз-доровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения;

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за водными объектами, исполь-зуемыми для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также за осуществлением экс-плуатации систем питьевого водоснабжения населения;

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием атмосферного воздуха и почвы по критериям безопасности и безвредности для человека;

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за условиями труда, рабочими местами и трудовыми процессами, технологическим оборудованием, организацией рабочих мест, коллективными и индивидуальными средствами защиты работников, режимом труда, отдыха в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболева-ний (отравлений), связанных с условиями труда;

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на профилактику инфек-ционных и паразитарных заболеваний и другое;

- осуществление деятельности по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны его здоровья и среды обитания;

- организация и осуществление санитарно-карантинного надзора в пунктах пропуска через государственную границу РФ в целях предупреждения завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также потенциально опасных для населе-ния товаров;

- государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей;

- организацию проведения мероприятий по установлению и устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболева-12

ний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием не-благоприятных факторов среды обитания человека;

- организацию работы территориальных отделов;

- координацию и контроль деятельности Федерального государственного учреждения здра-воохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» и прочее.

Контроль при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Его осуществляют должностные лица органов и учреждений, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Мероприятия по контролю осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке, при этом продолжительность мероприятий по контролю не может превышать один месяц. В ис-ключительных случаях срок проведения мероприятий по контролю может быть продлен, но не бо-лее, чем на один месяц.

Плановые мероприятия по контролю за выполнением требований санитарных правил осу-ществляются не более, чем один раз в два года по отношению к одному объекту. План проведения мероприятий по контролю включает наименование объекта, фамилия, инициалы должностного лица, ответственного за организацию и проведение мероприятия по контролю. В план могут вно-ситься изменения, необходимость которых определяется созданием новых, ликвидацией дейст-вующих объектов. План составляется ежегодно.

Перечни объектов, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю, составля-ются на основании сведений, полученных от органов государственной регистрации в каждом му-ниципальном образовании, и регистрируются в журнале учета.

Плановые мероприятия по контролю объекта осуществляется в указанные сроки вне зависи-мости от сроков проведения их внеплановых проверок.

При плановом контроле оцениваются общее санитарно-техническое состояние и санитар-ное содержание предприятия, выполнение правил гигиены технологического процесса, соблюде-ние производственной и личной гигиены работниками пищевых предприятий, качество посту-пающего сырья и выпускаемой продукции, состояние санитарной документации, выполнение сде-ланных ранее конкретных предложений по улучшению санитарного состояния предприятия и прочее.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения главного санитарного врача (заместителя) по причине вспышек пищевого отравления, кишечной инфекции, заявление следственных органов, наличие на объекте опасного эпидемиологическом отношении продукта и прочее. Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения, состоящего из констатирующей и распорядительной частей. В констатирующей части указываются основания для издания распоряжения: для плановых мероприятий - утвержденный план проверок, для вне-плановых мероприятий - основания, установленные пунктом Федеральным законом от 08.08.01 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведе-нии государственного контроля и надзора».

В распорядительной части указываются: номер и дата распоряжения о проведении меро-приятий по контролю; должность, фамилия, имя и отчество лица, которому поручается проведе-ние проверки, а при комплексной проверке - то же для всех лиц, входящих в состав группы; на-именование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении кото-рого назначается контроль; цель, задачи и предмет проведения мероприятий по контролю; сроки проведения мероприятий по контролю; подпись главного врача (заместителя), утвердившего рас-поряжение.

Сроки проведения мероприятий по контролю определяются с учетом объема предстоящих работ.

При проведении мероприятий по контролю должностные лица не могут осуществлять пла-новые проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемых объектов; требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не явля-ются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки; требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образ-цов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установлен-ные нормативными документами. 13

По результатам мероприятий по контролю составляется Акт установленной формы в двух эк-земплярах. В акте должны указываться сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителей проверяемой стороны.

К данному акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, протоколы (за-ключения) проведенных исследований (испытаний, экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятий по контролю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: