Методические рекомендации

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Знание, познание и его формы.

2. Специфика научного познания. Наука как вид познавательной деятельности, социальный институт и особая сфера культуры.

3. Формы рефлексивного осмысления научного познания: история науки, теория познания, логика и методология науки.

Методические рекомендации

Изучая первый вопрос, следует вспомнить, что термин «знание» употребляется в трех основных смыслах (См. В.П.Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева. Философия науки. Разд. 1. Ростов на Дону, 2006). Отправным в изучение нашего курса будет третий смысл: «Знание -особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи со «своим другим» - с практическим отношением». Как известно, способом получения знания является познание.

Так как познавательная деятельность человека сформировалась еще задолго до возникновения науки, нельзя сводить познание только к научному. В ходе истории человечества процесс познания осуществлялся в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах. Каждой форме общественного сознания соответствуют специфические формы знания. Их необходимо проанализировать (См.: Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов. Глава 1,§1. - Ростов н/Д, 2008.

Бесспорно, из всех видов познавательной активности человека (обыденной, игровой, художественной, научной) самым мощным и эффективным является, конечно, научный. Достижения науки огромны и неоспоримы. Да к тому же научный прогресс самым очевидным образом ускоряется в последние столетия. Означает ли это, что научному познанию в перспективе подвластно все, и нет таких преград, которые оно не смогло бы преодолеть?


Отвечая на второй вопрос, прежде всего, необходимо рассмотреть особенности научного познания или критерии научности, которые отличают его от проаназированных ранее форм познания. Критерии науки: рациональность, системность знания, общезначимость, наличие двух уровней - эмпирического и теоретического. Необходимо охарактеризовать каждый из них (См.: Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов. Глава 1,§2).

Универсальность - объективная природа научного знания, содержание которого не зависит от того, кем и когда оно получено, важна лишь достоверность, подтверждаемая принятыми научными процедурами.

В рамках философии науки принято выделять несколько форм бытия науки: наука как познавательная деятельность, как особый вид мировоззрения, как специфический вид познания, как социальный институт. Научная деятельность - когнитивная (познавательная) деятельность, имеющая целью получение нового знания. Научная деятельность имеет строго определенную структуру. Какие компоненты она включает? (См.: Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов. Глава 1,§2).

Наука не только дисциплинарно организована, но и социально организована. Наука в обществе приобретает статус социального института со своей иерархической структурой. См.: Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов. Глава 1Х,§1).

Наука является предметом изучения нескольких дисциплин — истории, философии, социологии, экономики, психологии и др., где развиты соответствующие области (история науки, философия науки, социология науки, экономика науки и т.п.). История науки — это исследование феномена науки в его истории. Это понятие будет уточнено в следующих темах. Существует группа философских дисциплин, название которой часто употребляют как единый термин «философия, логика и методология науки». Это комплексное философское направление, занимающееся многосторонним анализом научной деятельности: проблемами ее структуры и динамики, изучением социально-культурных предпосылок и условий научного познания. Материал по третьему вопросу См. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. М., Кнорус, 2010, гл. 1.

\^/Гемы рефератов и микроисследований

1. Образы науки: философский, повседневный, науковедческий.

2. Наука как система знаний. Принципы организации научного знания. Малмыгина Р.А.

3. Структура и функции научной деятельности.

4. Субъект и объект научного познания


5. Специфика научного познания.

6. Методичность и рефлексивность как характерные черты науки.

7. Объективная истина как основная цель и ценность науки.

Литература Обязательная

1. Автономова Н. С. Философия науки. Методология и история конкретных
наук: проблемы методологии естественных наук, проблемы методологии
социально-гуманитарного знания, наука в культуре: исторические
аспекты, архив. - М.: КАНОН+.- 2007.-

2. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие. / Под ред. Крянева Ю.В., Моториной Л.Е. - М.., 2008

3. Классическая философия науки: Хрестоматия / Под ред. В.И. Пржиленского. Москва - Ростов н/Д: МарТ, 2007.

4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. - М., 2008

5. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. 2-е издание. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. «МарТ», 2006.

6. Лекции по философии науки / Под ред. В.И. Пржиленского. - Москва -Ростов н/Д: МарТ, 2008.

7. Пржиленский В.И., Федоровский А.П. Философия науки: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010.

8. Философия науки. Методология и история конкретных наук.- М.: «Канон
+» РООИ «Реабилитация», 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: